9. Ваятель
«Бог охоты Урш отвернулся от парня», - печально говорили воины племени.
Шаман-лекарь выходил Шорга. Он остался жить, но никогда уже не смог встать на обе ноги. Его друзья рано утром уходили на охоту, а он лежал в углу пещеры, на бизоньей шкуре, тупо уставившись в каменный потолок. Старейшины ругались:
- Зачем нам нужен дармоед? Скоро зима, придется экономить запасы пищи. К чему племени лишние рты? Прикончите его – и дело с концом.
Но вождь племени Холла сурово пресекал эти разговоры:
- Никогда еще дерзкая рука не поднимала копье на члена своего племени. И если сегодня мы убьем Шорга, завтра охотники скажут: зачем нам эти старики? От них же нет пользы.
Старейшины в единый голос возмутились:
- Как так? А кто хранить обычаи и традиции племени, передавая их потомству? Кто посвящает мальчиков в мужчины во время обрядов инициации? Если не хочешь обагрять руки кровью Шорга, давайте отнесем его в лес. Звери сами решат, что им делать с ним.
Шорг слышал эти разговоры и думал: «Лучше и вправду убить меня или скормить зверю».
Раньше храброму и удачливому охотнику доставались лучшие куски. Теперь ему швыряли только ошметки и потроха как прибившимся к племени диким псам.
Однажды, чтобы скоротать вечер (охотники еще не вернулись с облавы), он взял два куска кремня. Долго стучал камнем о камень. Наконец, один из кремней принял очертания носорога. Он протянул его подошедшему старейшине:
- Подари это внуку.
Старейшина взял камень и в гневе швырнул его в угол:
- Нечего камни попусту переводить, бездельник! Из них делают наконечники для копий, а не игрушки. Лучше б тебя убили сразу, никчёмный человек!
Шорг заплакал. В тот вечер он не притронулся к скудной еде.
Наступило очередное тоскливое утро. От нечего делать Шорг принялся мять коричневую глину, в изобилии имевшуюся в пещере. «Если уж нельзя «попусту переводить кремень», - решил он, - буду делать игрушки из дармовой глины». Детям скоро понравились забавные зверушки: такой нестрашный носорог, смешной мамонт, охотник, в руку которого была вложена веточка, изображавшая копье. Одно плохо – недолговечны были глиняные фигурки. Они легко мялись в детских руках. Тогда Шорг вспомнил, что глина, попавшая в огонь, отвердевает. Он попросил сородичей перенести его к огню. И опять стали возмущаться старейшины:
- Где это видано, чтоб жалкий калека возлежал у самого очага, на почетном месте, где греются лучшие охотники!
Тогда вождь Холла сам взял калеку на руки и перенес его к огню. С тех пор каждый день Шорг лепил десятки глиняных фигурок и дарил их детям. Нравились они и женщинам, которые стали раскрашивать симпатичных зверьков красной охрой.
И вновь разгневались старейшины:
- Зачем вы, неразумные бабы, зазря тратите охру! Она нужна воинам, чтобы раскрашивать свое лицо и тело, пугая врагов племени во время жестоких стычек. Охра нужна нам и для священных охотничьих ритуалов.
Пышногрудая Гюн дерзко ответила старейшинам:
- Дело мужчин – охота и война. А мы – полновластные хозяйки в пещере. За порогом пещеры командуете вы, а здесь, возле очага, исстари правим мы. Мы же не поучаем вас, как загонять в ловушки мамонтов. Так что лучше помалкивайте!
И старейшины заткнулись, осознав суровую логику пещерного матриархата.
Шорг был благодарен Гюн за заступничество. И вылепил из глины ее фигурку. Не было предела радости женщины. Но тут к ваятелю подошел верзила Палун:
- Я вижу ты, гнусный калека, положил глаз на мою любимую женщину, - и ткнул ему под нос наконечником копья.
Но кротко ответил Шорг:
- Я готов вылепить из глины любого члена племени. Хочешь, следующим будешь ты?
Тщеславный Палун подробно описал ваятелю, как надлежит изобразить его:
- Я должен быть с каменным топором в руке, на плече – туша убитого оленя. И, главное, подчеркни мои мужские достоинства – от них без ума Гюн и другие женщины пещеры.
Шорг так и сделал. Увидев скульптурку, Палун был страшно горд. А вождь Холла хохотал до слез: Шорг так изобразил мужское достоинство охотника, что казалось – Палун стоит на трех ногах! В благодарность туповатый, но щедрый Палун стал отдавать художнику лучшие куски мяса. О мастерстве Шорга прознали соседние племена. Жители пещеры
выменивали произведения ваятеля на каменные топоры и скребки для снятия шкур.
А однажды явилось посольство от Речных людей. Они внимательно рассматривали игрушки. Их вождь предложил:
- Отдайте нам Шорга в обмен на три туши мамонта. Не отдадите добром – война!
Старейшины предпочли объявить войну. Племя храбро защищало пещеру. Погибли трое, и среди них Палун, сраженный дротиком в живот. Но они не отдали Шорга чужеземцам.
Анатолий Беднов
Свидетельство о публикации №208100700451