БОЛЬ

Так что такое, в сущности, БОЛЬ? Боль – это физическая реакция организма, защитная реакция. Боль – это уход от цивилизации, возврат к дикости и первобытности. Боль, это плохо? Казалось бы, да, НО. Но почему, бог мой, как нелепо это звучит, но есть люди, которые жаждут её? Почему боль может приносить нечто большее, чем просто саму боль? Почему люди страдают от неё, но так стремятся испытать её? Зачем в нашей и без того опасной и противоречивой жизни, где боль, душевная и чисто физическая, преследуют нас повсюду, находятся те, кто добровольно рвётся в её сети?

Это умозаключение не стало результатом работы моего мозга одного момента или одного дня. Просто внезапно пришло некоторое осознание моего прошлого и настоящего, и возможного будущего. Я вдруг поняла одну не простую вещь: я не могу жить в этом мире, физически не могу существовать в нём без боли, не принося её другим и не испытывая её самолично! Эта мысль испугала меня. Я долго не могла понять, как такое вообще вожможно, но вскоре всё начало прояснятся. Я на секунду впала в необычайную задумчивость, так присущую моей манере мыслить и вдруг потихоньку начала склеивать как картинки одну за другой мои воспоминания, добавляя к ним свои комментарии. Да, моя жизнь неотделима от боли, от её присутствия, ощущения.

Должно быть, стремление избежать боли на протяжении всей жизни – это всего лишь одна из масок человечества и каждого человека в частности. Мы стараемся убедить себя, что боль = это плохо, что без нее, несомненно, лучше, что хотеть боли – это несколько не…в общем, античеловечно, что ли…

Несомненно, история человечества не раз доказывала нам, что не единожды в мире выходили на план такие люди, правители, деятели, которые провозглашали некоторую официальную цель, нет, даже не цель, а некоторый лозунг, способный увлечь за собой умы больших масс. Бррр… А целью всего этого была…боль! Нет, именно что не в результате достижения плодов этих лозунгов получалось так, что, так или иначе, всплывала боль (всякие там расстрелы, разборки, убийства и, в конце концов, даже войны), а вообще в принципе получалось так, что неофициальной целью именно и была боль, ну, скажем, её причинение другим.

Но история историей, а вот как объяснить нестерпимое желание некоторых людей приносить боль себе или окружающим? Откуда появляется желание ещё раз немного провести себе ножичком по венам у человека, который уже делал это. Почему, раз попробовав, ощутив это, многие люди хотят повторить? (Я говорю про тех перцев, которые с улыбкой или каким-то интересом на лице надрезают себе вены, не сильно, но с явной мыслью, желанием испробовать что-то такое, чего доселе не пробовали!). Да и вообще, если задуматься, то ведь далеко не все люди решают резать вены по какой-либо, веской на их взгляд причине (да, нельзя не признать и не учесть большой процент самоубийств, пусть и не доведённых до конца, вызванных серьёзными и, как часто кажется, неразрешимыми проблемами, например, велик процент такой причины, как несчастная или неразделённая любовь), а просто так, из интереса! Вы посмотрите только, как страшно это звучит: боль, а может и смерть, из интереса! Вот это, пожалуй, действительно небывалая загвоздка. Человек намеренно прёт против природы. Можем ли мы хотя бы представить то, чтобы кто-либо из братьев наших меньших, несомненно, обладающих меньшим количеством извилин, талантов и вообще разума, но всё же тоже выходцев из природы, как и мы с вами, добровольно и, так сказать, сознательно, мог бы пойти на боль? Да, конечно, такое и в голове-то не укладывается. Так почему тогда мы, такие все великие и умные, мы, люди-человеки, порой своими действиями совершаем семимильные шаги назад, в прошлое, в дикость. Ведь именно дико по самой своей природе делать больно самому же себе!

А как мы любим делать больно другим! О, а некоторые из нас добиваются таких великих, если вообще так можно сказать, результатов, что трудно поспорить с тем, что это несомненный талант в своём роде!

Скажу по себе, что довольно часто испытываю в некоторой степени угрызения совести как раз по этому поводу. Говоря о боли, я не имею в виду целиком и полностью боль физическую, ведь порой намного проще перетерпеть боль плоти, чем душевные раны. Не то чтобы жизнь была со мной настолько строга,…нет, казалось бы, жизнь как жизнь, немного похуже, чем у одних, и немного получше, чем у других. В общем, ничем не примечательная даже не сама жизнь, а сами условия существования, в которых я имела возможность жить, воспитываться и т.д. Но, чёрт возьми, со временем пришло ощущение того, что боль – это неотделимая часть моей жизни, и я научилась довольно искусно с ней обращаться! Думаю, все мы немного безумны, и каждый по-своему. Вот и жажда боли является одним из проявлений нашей натуры. Вот только не человеческой, а какой-то античеловеческой, что ли, не присущей природе и живым существам вообще. Возможно, вам покажется глупостью, а может, найдутся и те, кто сможет согласиться со мной, но в доставлении и в самом ощущении боли есть своё…короче, некоторое очарование, свойственное ей одной.

 Обидно только то, что чаще всего мы волей или неволей доставляем самую сильную боль, самые страшные душевные раны и потрясения именно тем людям, которых любим и ценим в нашей жизни более всех других. Увы, но это так. И я не исключение. Скорее всего, я в этом случае как раз и выступаю в роли показательного примера человека, который по каким-то причинам больше всего в жизни заставляем страдать горячо любимых мною…

Интересна природа так называемых «повторных самоубийц», т.е. тех, кто повторяет свою попытку ради ощущения «боли ради боли», а так же природа всего, что зовётся садо и мазо. Последние два явления тоже забавны сами по себе. Испытывая боль, самолично или причиняя её другому (тут мы уже говорим о душевно-физических болях вместе взятых), люди получают такое наслаждение и удовлетворение, какие порой не могут доставить иные «прелести» этого мира. Боль здесь является и целью, и средством достижения. Нетрудно догадаться, чего. Хм, поистине много всего необычного таится в человеческом мозгу!

Да уж, рассуждать на эту тему можно бесконечно. Природа боли всё же, пожалуй, не будет разгадана никогда. Впрочем, как и многое другое в нашем загадочном мире. Не надо забывать и то, что мы все появились на свет и в первые же минуты своей жизни принесли боль самому близкому и родному человеку, маме. Должно быть, это накладывает отпечаток на всю нашу жизнь в целом, кто знает…

Спасибо за внимание. Любите друг друга.

17.08.2005


Рецензии