Облака

эссе


Вдоль облупившихся стен гаражного бокса стояли полотна из мешковины, натянутые на подрамники. Некоторые были загрунтованы самыми дешевыми белилами, некоторые ждали своей очереди, провисая коричневой фактурой картофельных мешков. Но к торцовой стене этого сырого помещения были прислонены уже готовые произведения.

Димон любил этот гараж. Он, можно сказать, вырос в нем. Его, ныне покойный, отец, все хотел быть собственником. Видимо крестьянские инстинкты никак не могли вытравить из него идеями всеобщей собственности. Не убивая и не насилуя, он несколько раз отбывал сроки в зонах. Возвратившись, опять начинал свое хозяйство, залезая в долги, заставляя семью жить нищенски. Но правовая система была четко ориентирована на некое «прокрустово ложе», на невозможность человека выделиться из общей массы. Да и «доброжелателей» было предостаточно, которые из идейных побуждений делали план раскрываемости преступлений местным органам милиции.

Хозяйственные инстинкты людей глушили и таким нехитрым способом, как нарезая земли под гаражи на торфяниках, а под сады на скалах. Но все равно, цвели сады и обустраивались боксы.

Димон был не борец. Не было в нем отцовского азарта собственника. Большую часть жизни проведя рядом с матерью – тихой доброй женщиной, он и был благодарен отцу только за этот гараж, построенный на плывунах, и « гуляющий» по трем измерениям в зависимости от времени года.

Он писал картины, замуровав себя в этом небольшом пространстве. Он писал…. Он писал облака!!! Прекрасно осознав в свое время, всю эфемерность биологической жизни на этой планете, основанной на пятнадцати сантиметровом гумусе и пятикилометровой пленке атмосферы.

Но он был очарован этим водяным паром, изменяющимся, циркулирующим. И это все он переносил на холст. То добрых кучерявых барашков, то беспредельную даль перистых облаков, то багровую подсветку заката. Все нюансы человеческих чувств улавливал он в неповторимых сочетаниях света и формы этих образований.

В эти минуты он отрешался от прагматизма бытия, он был счастлив, переживая и любовь и нежность, которые в реале всегда подразумевали финансовую оплату, или некую перспективу твоего общественного положения, как мужчины. Он не был воином, он не был сильным и жестоким, что так любят самки, желающие потомства. Он умел перемешивать краски на палитре, подбирать нужные оттенки. Точными движениями наносить мазки на холст, где проглядывалась бесконечная лазурь неба.

Проведя ладонью по загрунтованной поверхности холста, смешав краску, Димон провел внизу картины темную полосу горизонта. Что делать! И прекрасное небо опирается на грешную твердь….

Шалфей (Sage) 1997 г.


Рецензии