Сладкий и гадкий

На первый взгляд может показаться, что Вуди Аллен должен был родиться где угодно, но уж никак не в Америке. Представить его, снимающего где-нибудь по соседству с Бергманом, Антониони или Годаром гораздо проще, чем смириться с тем, что Аллен разделяет премии, к примеру, с Клинтом Иствудом. Тем не менее, один из самых ярких американских режиссеров безумно, до самых глубин своей неземной души, влюблен в свою страну. А Америка у него именно своя, совсем не та, которая, допустим, у Оливера Стоуна. В его «Манхэттене» говорят о Бергмане, Гершвине и Достоевском, его Нью-Йорк раскрашен хоть и черно-белыми, но яркими цветами, влюбиться в него гораздо проще, чем остаться равнодушным. Там светит яркая, на целую половину неба, луна, и только под этой луной можно провести ночь, гулять с женщиной, которая еще совсем недавно раздражала тебя своими, казалось бы, псевдоинтеллектуальными беседами. И только здесь и сейчас может показаться, что ты влюблен в эту женщину, заставив забыть про ту единственную, которая хоть и не способна рассуждать об экзистенциализме, но с ней чертовски хорошо и навсегда.

Аллен, несмотря на обвинения в повторениях, очень разный. Ни на секунду не умолкающий в «Манхэттене»; размеренный, молча наблюдающий, за тем, как его герои обнажают свои души, в «Интерьерах»; медленно, но верно, приближающий свою героиню к истине, которую, может быть, ей даже лучше было не знать, в «Другой женщине». И, конечно же, в мире, где каждый желает смешаться с серой массой, на планете, прекрасно показанной Вуди в псевдодокументальном фильме «Зелиг» про отсутствие личности, только Аллен может выиграть.

Несмотря на свой почтенный возраст, Аллен и сейчас способен изготовить бесценный бриллиант. Предпоследний его фильм «Матч-пойнт» – не побоюсь этого слова, настоящий шедевр. Аллюзии на Достоевского, Скарлетт Йоханссон, играющая здесь выше своего и так очень достойного уровня, и матч, выигранный совсем не заслуживающей того личностью.

«Актеры работают со мной, только если у них перерыв между более соблазнительными проектами. Если я звоню актеру и примерно в то же время ему звонит Стивен Спилберг или Мартин Скорсезе, то он и не подумает идти ко мне. Но если он только что закончил картину, получил свои десять миллионов долларов и до августа ему совершенно нечего делать, а я позвонил в июне, так почему бы и не согласиться?» - говорит Аллен. Йоханссон согласилась второй раз кряду. «Сенсация», в отличии от упомянутого выше «Матч-пойнта», кино, казалось бы, совершенно необязательное. Для Вуди это, безусловно, отдых, передышка между созданием по-настоящему великого кино, но наблюдать за этим - мало с чем сравнимое удовольствие. Самое прекрасное, что в таких своих фильмах Аллен и сам неизменно появляется на экране. Так и здесь, произнося замечательную фразу: «Я перепробовал множество религий, но все же остановился на нарциссизме», великий режиссер доказывает, что он по прежнему в форме, да еще и в какой. Играя, Аллен получает колоссальное удовольствие, передавая эту радость каждому сидящему в зрительном зале. Красавица Скарлетт в очередной раз не позволяет оторвать от себя взгляд. Разбирать этот фильм, в отличии от многих других алленовских, не хочется, да и незачем. Здесь все просто: таких историй, как эта, в которой студентка и фокусник пытаются проверить сенсационную новость, доверенную им умершим журналистом, не сочиняет сейчас, наверное, никто.

2007

П.С. Тут, конечно, необходимо признаться, что перечисленные в статье фильмы я смотрел, а вот тот, что вынесен в название, кажется, нет. Вообще стоило бы раньше это сказать. Но почему-то стеснялся. Такой вот я лгун. Но просто название подошло. Про сам фильм я ж ведь ничего и не говорил. Надо бы его посмотреть всё же. Это про "Сладкий и гадкий", конечно. А не про "Сенсацию", которой я давал оценку в статье.


Рецензии