Наука и жизнь

Наука и жизнь
(дополнение к ст. «Андронный коллайдер» -наука, экология, человечество)

Я не против науки. Я сам более 30 лет в науке (химик). И знаю ее положительные и отрицательные стороны. Если сегодня поставить на весы все, что мы считаем положительным результатом науки, и то, что уже проявилось как отрицательные издержки положительных достижений, то перевесит отрицательная (экологическая) составляющая. Более того, сегодня уже можно сказать, что все достижения науки можно подразделить на положительные (2-5%, не имеющих видимого отрицательного эффекта), условно положительные (35-48%, с более-менее известными отрицательными последствиями) и отрицательные (остальное).

Я против науки, которая игнорирует и нарушает законы Природы и диалектики. А это происходит почти постоянно, если проследить историю науки.

Из всех древних ученых только двое – Гиппократ и Авиценна, которых мы почему-то относим только к врачевателям, сформулировали, казалось бы, в доступном виде следствия (и одновременно предупреждения для будущих ученых) из законов Природы и диалектики. Это клятва Гиппократа, которую должны, вообще-то, давать все ученые естественники, и ее главный тезис: «Не навреди!». И слова Авиценны: «Все есть яд и все есть лекарство, разница лишь в дозе». Последний афоризм есть отражение двух законов диалектики: закона перехода количества в новое качество и закона единства противоположностей. В широком смысле это относится ко всей науке и технике.

Человеческая цивилизация (техногенная Природа) – это система, в которой нарушается один из основных Законов (Принципов) Природы – минимизации энергии. Мы нарушаем Закон сохранения энергии и массы на Земле, так как не считаем себя единым элементом с Природой. Мы берем энергию и сырье из окружающей Природы и туда же сбрасываем все (материальные и энергетические) отходы, забывая или не понимая, что весь материальный мир – это единое целое.

В Природе (Материи) миллиарды лет шел процесс консервации избытка энергии в веществе. Мы позволили себе извлечь не только низкопотенциальную энергию органического топлива, а затем и энергию атома. Сегодня мы замахнулись на энергии космического масштаба. И все это делаем, до конца не понимая или не осознавая уже имеющейся информации об окружающем мире. У нас отсутствует инстинкт самосохранения. Все это от нашего первобытного страха перед Природой. Сегодня этот страх только усиливается, так как не видеть губительных последствий своей цивилизации мы уже не можем. И считаем, что справится с возникшей ситуацией на Земле возможно только с помощью новых, практически безграничных (с нашей точки зрения) энергий Космоса. То есть, продолжаем порочную практику. Примеры правильного поведения – в окружающей нас Природе. Но мы не можем поступиться своими «достижениями».

Если Высший Разум (инопланетяне) и существует, то он едва ли вступит в контакт с цивилизацией с таким менталитетом.

Хочу сказать, что наукой накоплено достаточное и необходимое количество информации для понимания Принципов материального мира. Материя бесконечна как в сторону макрокосмоса, так и микрокосмоса. В этом мы убеждаемся, делая постоянно открытия. И информация о нем бесконечна. Ее не осилит ни один супермозг. Но в этом и нет необходимости, чтобы жить в гармонии с Природой на Земле и Природой Космоса.

В заключение повторюсь, перефразируя Авиценну: «Все есть добро и зло, разница лишь в дозе». Поэтому, какими бы благими намерениями мы не прикрывались в своей научной деятельности, мы должны понимать, что при определенных количественных параметрах зло сравнивается с добром, а затем его превышает. Вот почему окружающий нас материальный мир так разнообразен. Разнообразие форм позволяет не доходить до черты, когда зло начинает преобладать. Настойчивые благие намерения ведут, как известно, в ад!

8.10.08 г. Бутюгин А.В.


Рецензии