Дерево смерти

«С незапамятных времён берёза была символом России, как нельзя лучше выражающая характер народной души.» (Википедия).
Всяк на Руси, кого ни спроси, скажет, что самое русское дерево - берёза. Она - наш национальный символ, "душа народа", наше родное "деревянное лицо". Так ведётся издревле, мы всегда жили в окружении берёз, любили их, воспевали их, умилялись ими... Мы же - русские! Как же мы без берёзы! Понятия "Россия" и "берёза" - это нечто неотделимое друг от друга, в России всегда росли и берёзовые леса, и рощи, и мы всегда-всегда чуть ли не поклонялись этому нашему, исконному дереву...
Действительно, наибольшее распространение в полосе средней климатической зоны северного полушария берёза имеет именно в России, точнее – в её европейской части. Берёзовые леса и рощи составляют привычную часть среднерусского пейзажа, в отличие от большинства пейзажей других стран. В чём причина такой особенной распространённости берёзы именно в России? Обусловлено это климатом, рельефом, и т.п. природными условиями, или существуют какие-то другие причины? Ведь для более западных районов характерны хвойные и широколиственные леса, в которых преобладает всё, что угодно – но не берёза. Для более восточной зоны – тайга, в которой берёза тоже нечастое явление, а берёзовых рощ и лесов там практически нет. Почему же берёза так «полюбила» именно европейскую Россию?
Исследования историков и археологов убедительно показывают: такое засилье берёзы в наших краях было не всегда – около тысячи лет назад русские ландшафты практически ничем не отличались от обычной для средней полосы картины, и удельная доля берёзы в них не превышала доли, характерной для тайги или европейских широколиственных лесов. А вот потом – начали появляться берёзовые леса и рощи, и берёза начала превращаться в «чисто русское» дерево. Что же произошло? Климатические изменения? Да, они были – именно тогда, примерно с 1000 по 1300 г. н.э. закончился т.н. период малого климатического оптимума и началось общепланетарное похолодание. Но почему в таком случае оно не вызвало аналогичного изменения состава лесов в других районах планеты – а лишь в России?
Интересным фактом является в данном случае и совпадение «берёзовой экспансии» с началом православизации Руси, а так же – с оккупацией последней Ордой.
Казалось бы – какая может существовать связь между распространённостью берёзы, сменой государственной религии и нашествием монголов? Это же явления из совершенно разных областей! Однако… Чтобы попытаться понять основную причину такого «повышения берёзовости» в России, стоит посмотреть попристальнее, что же это за дерево – берёза, как она растёт, что предпочитает, какой у неё «нрав»… Вот что говорит о ней Википедия:
 Берёзы являются важнейшими лесообразующими породами, преобладающими в 60 % лиственных и хвойно-лиственных лесов. Многие виды берёз — пионеры заселения вырубок, пожарищ, пустошей, обнажения, где преобладают чистые насаждения.
 …как светолюбивая древесная порода, в достаточном солнечном освещении, она рано изреживается в чистых насаждениях, что влияет неблагоприятным образом на плодородие почвы: произрастая же в смеси с хвойными породами и отличаясь быстрым ростом, берёза скоро обгоняет их в высоту и обнаруживает вредное влияние на дальнейшее произрастание: её длинные и тонкие ветви, приводимые в движение ветром, сбивают, «охлестывают» почки у хвойных, вследствие чего деревья этих пород становятся уродливыми.
При выращивании берёз в декоративных целях следует учесть, что соседство с ними действует на многие растения угнетающе. Происходит это по следующим причинам:
берёзы обычно отличаются более быстрым ростом по сравнению с другими деревьями;
берёзы иссушают почву;
при разложении опавшей берёзовой листвы выделяются вещества, которые являются для некоторых растений ингибиторами роста.
(Ингибитор – вещество, замедляющее реакции, в отличии от катализатора).
Как видим, у нашей «милой русской берёзки» характер не столь уж милый – она больше похожа на жестокого агрессора, нем на невинную девицу! Особое внимание стоит обратить на тот факт, что «Многие виды берёз — пионеры заселения вырубок, пожарищ, пустошей». Именно здесь, возможно, и лежит секрет такой распространённости берёзы в средней полосе европейской России. Для того, чтобы она вытеснила обычные широколиственные и хвойные леса, необходимо было, чтобы они исчезли, а их место заняли пустоши и пожарища. Возможно, леса выгорели во время ордынского нашествия? Действительно, пожары тогда были, но не лесные – горели города, оказывающие сопротивления агрессору. Да и следов больших лесных пожаров того периода археологи не находят. В таком случае – почему происходило распространение берёзы, откуда взялись пустоши?
Ответ получается весьма неожиданным, если внимательно присмотреться к истории введения христианства на Руси и немного задуматься. Наши историки признают, что князь Владимир крестил Русь «огнём и мечом» - но дальше повторения этой фразы не идут. А что же за ней кроется? Не обряд же крещения при помощи факела и холодного оружия? Правда, на самом деле, ужасна. Крещение Руси происходило не под умилённо-благостное согласие народа – оно вызывало яростное, повсеместное сопротивление населения, сопротивление, пожалуй, чуть ли не большее, чем впоследствии русские оказывали Орде. Из летописей известно, каким репрессиям подвергали княжьи крестители и киевлян, и новгородцев, и всех остальных. По некоторым подсчётам, тогда за два-три года погибло около тридцати процентов населения Киевской Руси. Треть! Несомненно, это и привело к появлению множества пустошей и пожарищ на местах деревень, полей, священных дубовых рощ, на которых резвилось вороньё, и росли берёзы.
Кстати, до «принятия» Русью христианство священным и любимым деревом славян-русов была как раз не берёза, а дуб. Именно в дубовых рощах стояли храмы богов, именно из дуба вытёсывались идолы. Дуб был вполне обычным деревом средней полосы, а дубовые рощи – вполне естественной деталью ландшафтов. Но припёршиеся из гниющей Византии греко-иудеи в рясах начали охоту и на славянских богов, и на дубовые рощи. И к заброшенным полям погибших за свою, русскую веру крестьян добавились и вырубки, и пожарища на местах священных рощ. Селись, берёзка!
Русь до христианизации в других странах называли «Гардарика» - что означает «страна городов». Как ни странно, скандинавы, облазившие всю Европу вдоль и поперёк, так не называли больше никакую другую страну. И это неудивительно – на Руси тогда существовало более сотни городов, в отличие от других европейских стран. Мы были тогда, надо признать, впереди Европы всей – и даже впереди Византии, где города можно было пересчитать по пальцам. Но это было до принятия христианства и до нашествия берёз…
После крещения Русь перестали называть Гардарикой – ибо наступило такое опустошение и отсталость, какого не знала, пожалуй, ни одна европейская страна того времени. Мы стали страной берёз, а не страной городов. Очень интересно, что народная память смогла за тысячу лет гнёта неоиудаизма сохранить и исконное, славянское отношение к берёзе, и память о своих настоящих богах. Хотя в народном фольклоре за эти десять веков и произошли заметные трансформации, возникли наслоения христианского типа – при желании всё равно можно разглядеть истинную душу народа, и его истинное отношение к берёзе.
Сегодня берёза - одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В народной традиции берёза может выступать как «счастливое» дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших. Последнее, несомненно, указывает на то, тысячелетней давности отношение к берёзе славян, которое и было до христианизации.
В народно-христианских легендах берёза — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Пятницу от преследований черта (русское). В принципе, и то и другое является бредом сивой кобылы, как и большинство христианских баек. В Палестине и Египте берёзы не растут, а св. Пятница, скорее всего, прятался на берёзе от чертей с большого перепою. Жаль, не сверзился он с неё – тогда, действительно, берёзу можно было бы уважать. Впрочем, «истинно русские патриоты» берёзку очень даже уважают – что ни аристократ, то по берёзке плачет и насаживает из них целые аллеи в своих имениях. В отличие от «тёмных и тупых» крестьян, которые с берёзами возле своего дома ведут беспощадную борьбу – видимо, ассоциируя генетически её с тем бедствием, через которое прошли наши предки. В Полесье, например, запрещается сажать берёзу рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, или чтобы не вымерла семья. Похожее отношение я наблюдал и на Псковщине, и в Ярославской области, и во многих других регионах. На Русском Севере места, где когда-то росли берёзы, считаются несчастливыми, на них никогда не ставят дом. Даже в Карпатах верят, что если женатый мужчина посадит берёзу во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. Так же очень часто берёза считается «русалочьим» деревом, и деревом, связанным с нечистой, злой силой. Как видим, отношение народа к берёзе не столь умилённо-однозначное, как можно было бы ожидать, начитавшись Тютчевых, Есениных и прочих Буниных. Интеллигенция и аристократия, несомненно, любят берёзу, и эта любовь к дереву-символу смерти великой страны, какой, несомненно, была когда-то Русь, к символу векового запустения и порабощения самой души русского народа чуждой ему религией, безусловно, говорит об истинном лице этих берёзолюбцев, об их реальном отношении к России. Учились бы у крестьян – и Родину любить, и историю помнить…
Впрочем, народ, хотя берёзу и недолюбливает, и опасается её даже, всё-таки находит ей прекрасное утилитарное применение. Берёзовые веники прекрасно вытягивают усталость из тела в бане, а превратившись в голик, становятся отличным подметалом. Под берёзу знахари выплёскивают воду после заговоров – чтобы она забрала в себя болезнь. Под благородное дерево, не приемлющее зла, болезни скидывать бесполезно - вот берёза и работает в народном целительстве по своей «специализации». Берёзовые дрова – прекрасное топливо, очень даже калорийное. Уголь из берёзы – один из самых лучших, не только прекрасно горит, но ещё и очищает жидкости, в том числе и самогон. На лопатах и палках из берёзы летают по ночам ведьмы, если у них нет под рукой дельтаплана или вертолёта. Столярные поделки из берёзы прочны и долговечны, береста не только прекрасная растопка – но и замечательный материал для кубышек, банок и т.п. вещей.
На троицу крестьяне ходят в лес, срубают берёзовые ветки и молодые берёзки, и втыкают во дворе – чтобы «счастье было, а несчастье отвалило». Это, пожалуй, единственный день в году, когда такое действие не приносит зла в дом. Потом эти же ветки кладут под сено – говорят, что тогда в сене не заведутся ни мыши, ни крысы. Вроде бы, действительно, не заводятся…
А вот в строительстве берёза практически бесполезна – разве что для внутренних, отделочных работ. Гниёт она очень быстро, любое берёзовое бревно превращается в труху за год-два, а то и быстрее. Так что – не верьте тем сказкам-рассказкам, где кто-то строит дом или корабль из берёзы. Такой ляп, кажется, допустил даже Толкиен.
Если рассматривать берёзу и все её свойства с эзотерической точки зрения, то можно легко определить её принадлежность к разновидности «мёртвых деревьев», или «деревьев смерти». Её качества аналогичны качествам мёртвой воды, останавливающей жизненные процессы, забирающей хвори, очищающей от примесей и заразы. Фактически, берёза – дерево смерти, но никак не дерево жизни. Примечательно, что в восточных традициях – Китай и Япония – оно так и есть! Причём там берёза символизирует смерть благодаря именно белому цветы своей бересты. Белый цвет в восточной традиции – это цвет смерти, в отличие от традиций наших. Китайцы и японцы, что примечательно, избегают берёз ещё больше, чем наши русские крестьяне. Не просто так, надо полагать.
Потому, что история страны, где берёз очень много, вряд ли может порадовать.


Рецензии
Очень интересные намёки.
Желаю счастья

Солнца Г.И.   27.11.2009 12:09     Заявить о нарушении
"Желаю счастья"
Ну, спасибо! Вам такого же!

Шаман   25.02.2010 00:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.