Завершенность формы. Так ли она важна?
Я замечаю постоянно за собой то, что именно тогда у меня получается выразительные рисунки, когда я испытываю то, что можно назвать дискомфортом, каким-то острым чувством, которое срочно хочется как-то реализовать. Если посмотреть на это в целом, то можно сделать вывод, что даже процесс создания картины имеет последовательность, состоящую из нарастающего напряжения и желания как-то это реализовать, самого момента, процесса реализации, в конце которого наступает успокоение,чувство баланса и равновесия. Это естественно и нормально потому, что точно такая же последовательность существует и везде в природе.
Но что бы было, если бы последовательность этого нарушилась или некоторые пункты поменялись местами? Когда кто-то задаёт нам вопрос- он хочет получить на него ответ. Напряжение-разрядка. Когда кто-то начинает говорить и обрывает предложение на полуслове, мы испытываем жуткий дискомфорт-а что дальше? Что дальше-возмущение. Было напряжение,а итога его нет! Природа внутри нас возмущается! Все фильмы имеют примерно одну структуру: Завязка-кульминация-развязка. Опять напряжение-разрядка.
Давайте порассуждаем теперь о музыке.
Как строятся, например, многие классические симфонии? В них есть фортиссимо, что значит - самый громкий момент. Например, все симфонии композитора Шостаковича построены именно по этой схеме. Эта цикличность есть много где.
Я хочу вернуться к тому, что на любой вопрос должен последовать ответ, если этого не происходит, человек испытывает дискомфорт...
Но дело в том, что разные люди по разному реагируют на это. Мне кажется, что это может быть важным моментом, если речь идёт о внутренней свободе человека. Почему, я сейчас постараюсь объяснить.
Представим,что одни люди на неоконченное предложение отреагируют возмущением-негативно. Это вполне естественно и нормально.
Но у других вполне может быть дискомфорт минимальным и это незаконченное предложение они смогут принять таким, какое оно есть. Я имею ввиду то, что оно это предложение для них замрёт и так и останется сознании в начатом, незаконченном виде и желания завершать его не возникнет. Это кажется ненормальным, но не будем спешить с выводами... Эти люди обладают способностями тонко видеть красоту там, где её не видит другой и что наиболее важно- это то, что их психика устроена так, что природа внутри не так сильно подчиняет разум своей системе- напряжение-разрядка. Или же мышление достаточно независимо и они могут отказаться от логики и природной закономерности для каких-то своих целей.
Так вот чтобы воспринимать диссонансы , нужно иметь подобное мышление,необходимо уметь останавливать внутри себя это желание завершения. И тогда появится целостный взгляд. Ведь каждый диссонанс походит на короткое незаконченное предложение.
2008г.
Свидетельство о публикации №208100800694