Письмо генералу

       Сняв с плеча погон с золотой лирой, я стал еще прилежнее заниматься его историей. Петровские музыканты потешных полков погон не имели, Потемкинские роговики тоже, так что искать надо было ближе к нашему времени. Где-то между Алябьевым и Римским -Корсаковым...
Все глубже вникая в деятельность Римского-Корсакова на посту Инспектора военных оркестров, я часто сталкивался с проявлением его могучего организаторского таланта и большой гражданской ответственности. На собственные средства заложить основы военно-музыкального образования практически во всей Европе – это поступок достойный имени музыкального гения мирового масштаба. Проследив судьбу этого начинания вплоть до наших дней, я ужаснулся. Дело, достойное всяческого внимания государства, попросту умирало без нормального финансирования.
Написав статью в окружную военную газету, я решил было обратиться с письмом к начальнику военно-оркестровой службы, да тут грянул знаменитый августовский путч, и государственным людям стало не до музыки. Пришлось положить письмо в архивы до наступления лучших времен. Там оно и пролежало добрый десяток лет, ожидая своего часа, и в двухтысячном году я сделал вторую редакцию этого документа, в надежде на большой организаторский талант генерала Афанасьева.
Вот краткое изложение письма.
Уважаемый господин генерал! В 1873 году Николай Андреевич Римский-Корсаков на собственные средства основал при Петербургской консерватории школу для одаренных детей-сирот из семей погибших воинов, что по сути является началом профессионального военно-музыкального образования в России. У этого начинания - многострадальная судьба, достойная внимания государственного деятеля любого масштаба, если только он по-настоящему любит Россию. В 1901 году школу преобразовали в "Музыкальную школу Балтийского Флота", полностью отделив ее от консерватории. В первые годы советской власти ей присвоили имя Римского-Корсакова. После Великой Отечественной Войны в стране уже насчитывалось 17 учебных заведений подобного рода, и переоценить их значение для отечественной оркестровой службы, я думаю, невозможно.
 А вот недооценки были, и крупные. После сокращения военно-учебных заведений военно-музыкальная школа имени Римского-Корсакова была передана министерству Просвещения, и преобразовалась в детский дом музыкального воспитания. В 80-е годы уникальный детский дом был фактически ликвидирован... Иссяк родник, более 100 лет питавший отечественное искусство музыкантами-духовиками, многие из которых с честью носили офицерские погоны с золотой лирой...
Нынешним годом я получил твердую уверенность, говорю это без всяких эмоций, в непременном возрождении России из пепла и руин перестройки. Глубоко убежден, что настало время возрождения и ее славных Вооруженных Сил, в составе которых со времен императора Петра I всегда была военно-оркестровая служба. Именно по этой причине и пишу Вам о необходимости возрождения традиции, заложенной светлым гением Николая Андреевича. Школа, созданная Римским-Корсаковым безусловно должна быть восстановлена в правах, и было бы очень правильно разместить ее летний полевой лагерь в усадьбе «Любенск-Вечаша», где творил в последние годы своей жизни великий композитор, и где захоронено его сердце. Сейчас там очень запущенный мемориальный музей, и если военно-оркестровая служба России возьмет над ним шефство, половина дела будет сделана сразу.

С надеждой и уважением
Губин Николай Иннокентьевич.
I июня 2000 года.

       Ответа на это письмо, к большому сожалению, я так и не получил, но вскоре узнал, что единственное в мире учебное заведение (выпускником которого я имею честь быть), готовящее военных дирижеров для Вооруженных Сил многих стран мира, реформировали в какой-то институт при бывшей Военно-политической академии, и что генерал Афанасьев прилагает много усилий к реорганизации этого непонятного института в Военную консерваторию. Какие уж тут юбилеи?
Ну что же, дело историческое, помоги генералу Бог…

Липецк
2002г


Рецензии