Не моя война

Сын встал на цыпочки и потрогал пальцем выбитые на мраморной стеле «Героям-курянам » буквы: «Павлючено А. П.».
 - А это мой прадедушка? А сколько раз «пра»?
- Два. Он еще в Первую мировую воевал, потом в Гражданскую. Стал героем Советского Союза.
 - Как же он воевал? Он же такой старенький был!
 - Почему старенький?
 - А ветераны все старые, с палочками ходят. Как это они немцев победили? Молодых что ли не было? - деловито проговорил Саша. – Мой папа всех фашистов бы побил!
Действительно, а почему старые? Это сейчас мы привыкли видеть ветеранов согнутыми временем, пережившими гибель страны, в которую верили, идеалов, к которым шли. Разве такими должны быть в сознании людей герои? Судьба – вот кто смог победить победителей. Нет, настоящие герои должны быть молодыми и яростными, как рать Александра Невского, удальцы Суворова, «белая гвардия» и «красные комиссары» наконец. И были ими, уж поверьте. И станут снова. Слава как маятник – сначала поднимается в верхнюю точку, потом обратно – в самую нижнюю. Минует ее, и начинает новый подъем. И он будет, несмотря на все старания прибалтов и ретивых американцев.
Ведь это обычные люди шли умирать. Такие, как мы, живущие сейчас. И это была жестокая проверка характера, силы воли, всего человеческого, что было внутри. Трусость, равно как и «шкурные интересы», распознавались за версту. Такие люди на войне долго не жили. А те, кто выжил в условиях этого «естественного отбора», возвращались домой полностью изменившимися. Узнавшими, что значит смерть и каково это – потерять все. Это сейчас слово «самопожертвование» в устах многочисленных политиков стало дежурным, а раньше…Отдать свою единственную и неповторимую жизнь ради Победы, в которую почти не веришь. «Ровный, красный туман застелет взоры», - писал белогвардеец Гумилев. Туман ярости, жажды мести за тех, кого не вернуть больше. Я представила своего сына в концентрационном лагере, и мне сделалось плохо. Наверное, от женской руки тоже пал не один фашист.
 - А его здесь похоронили? - отвлек меня от размышлений Саша, - Все герои вместе, на Красной площади. Клуто! (Он еще не всегда выговаривает букву «эр»).
 - Нет, дедушка пропал без вести.
 - Как это, без вести, куда ж он делся?
 - Никто не знает. Может, убили, а может, и в плен попал.
 - Но если в плен, должен был вернуться? - не унимался сын.
Как ему объяснишь, что освобожденные союзниками сами не хотели возвращаться назад, чтобы сгинуть в советских лагерях, а детей своих сделать «врагами народа»? Или деда правда убили где-нибудь подо Ржевом?
Я сделала вид, что не расслышала вопроса. Но моя «почемучка» не умолкала:
 - А что значит «А. П.»?
 -Александр Петрович.
 - Как меня зовут!
 - Тебя в честь дедушки и назвали.
 - И я тоже стану гелоем?
Не дай Бог!

9 мая 2007г


Рецензии
Так искренне, глубоко, до слез! Спасибо!Пусть, никогда не переведутся, у нас, такие "почемучки", чтобы, память о подвигах наших отцов, дедов и прадедов, в самой страшной войне, не умолкала в веках!

Татьяна Легкоступ   04.01.2019 18:57     Заявить о нарушении