Вадим Сыромясский Научные и идеологические казусы

Вадим Сыромясский
Научные и идеологические казусы
Очерки и миниатюры

В своих умозаключениях и рожденных полемикой пассажах корифеи науки и главные идеологи порой создают шедевры, читая которые, трудно удержаться от улыбки.
; Исаак Ньютон. “Выражения для силы – есть всего лишь правила, согласующиеся с кинематическими опытами”.

; Д-Аламбер. “Силы – туманные понятия”.

; Пуанкаре. “Когда говорят, что сила есть причина движения – то это метафизика”.

; C.П.Стрелков. В этом законе, называемом первым законом Ньютона, прежде всего, имеется утверждение, что покой и равномерное прямолинейное движение тела – одно и то же механическое состояние тела”. Не будем оспаривать эту сентенцию, но заметим, что Ньютон этого не говорил.

; И.Е. Иродов. Утверждение, что инерциальные системы отсчета существуют, составляет содержание первого закона классической механики – закона инерции Галилея – Ньютона”.

; Л.Д.Ландау, Е.М.Лившиц. “В инерциальной системе отсчета всякое свободное движение происходит с постоянной по величине и направлению скоростью. Это утверждение составляет содержание так называемого (?) закона инерции”.

; В книге Л.Д.Ландау и Е.М.Лившица “Механика” читаем: “Тот факт, что потенциальная энергия зависит только от расположения точек в один и тот же момент времени, означает, что изменение положения одной из них мгновенно отражается на всех остальных; можно сказать, что взаимодействия “распространяются” мгновенно. Неизбежность такого характера взаимодействий в классической механике тесно связано с основными предпосылками последней – абсолютностью времени и принципом относительности Галилея”. Лихо! Можно предположить, что Л.Д.Ландау подписал это, не читая. ”Мгновенно” – это как, быстрее света или вообще не во времени? Речь идет о взаимодействиях в механике или в натуре? Если точка сместилась с одной стороны тела, то, как об этом “узнает” точка на противоположной стороне без перераспределения энергии движения? Динамика утверждает, что если муха села (присоединилась) с одной стороны тела, то точка с противоположной стороны может об этом и не узнать.

; Альберт Эйнштейн. “Перед Богом мы все одинаково мудры – или одинаково глупы”.

; Оскар Уайльд. “ Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно”.

; И.C.Тургенев. “ У нас на Руси угрюмого от заспанного не отличить”.

; Федор Тютчев. ” Умом Россию не понять”.

; Генрих Манн. ” В конце концов, каждый человек следует за своей химерой, которая оправдывает его существование”.

; Эрнест Хемингуэй. “Жизнь – это вообще трагедия, исход которой предрешен”.

; Фридрих Ницше. “Правильно убеждение ученых, что люди всех времен думали, что они знают, что такое добро и зло, что похвально и что достойно порицания. Но предубеждение ученых состоит в том, что теперь мы будто бы знаем это лучше, чем знали когда-либо прежде”.

; Фридрих Ницше. “Жизнь по существу своему есть присвоение, нанесение вреда, преодоление чуждого и более слабого, угнетение, суровость, насильственное навязывание собственных форм, аннексия и, по мягкой мере, эксплуатация”.

; Фридрих Ницше. “В тех случаях, где традиция не повелевает, нет нравственности; и чем меньше определяется жизнь традициями, тем меньше становится круг нравственности. Свободный человек безнравственен, потому что во всем он хочет зависеть от себя, а не от традиции. Во всех первобытных состояниях человечества слово “порочный” было равнозначаще слову “индивидуальный”, “свободный”, “независимый”.

; Г.К.Честертон. “Всякий знает, что Ницше проповедовал учение, которое он сам, и все его последователи считали истинным переворотом. Он утверждал, что привычная мораль альтруизма выдумана слабыми, чтобы помешать сильным взять над ними власть. Не все современные люди соглашаются с этим, но все считают, что это ново и неслыханно.

; Идею крупномасштабного психо-социологического изучения граждан с целью разделения их на два классических типа “сильных” и “слабых” и на этой основе научного управления обществом пропагандировал академик медицины Николай Амосов: “Неравенство является сильным стимулом прогресса, но в то же время служит источником недовольства слабых. Лидерство, жадность, немного сопереживания и любопытства при значительной воспитуемости – вот естество человека… Человек есть стадное животное с развитым разумом, способным к творчеству… За коллектив и равенство стоит слабое большинство людской популяции. За личность и свободу – ее сильное меньшинство. Но прогресс общества определяют сильные, эксплуатирующие слабых”. Будь еще здравствующим уважаемый доктор, позволительно было бы спросить, отдавал ли он в соответствии с его классификацией предпочтение тем сильным бестиям, которые имели счастье оказаться на его операционном столе?

; Н.Ф.Реймерс, В.А.Шупер (ж. ”Вопросы философии”) “На кончике иглы можно поместить сколько угодно чертей, но наша планета приспособлена не более чем для 1 – 1,5 миллиардов людей”. Как быть с наличными миллиардами неприспособленных авторы не уточняют. Но идея просматривается. Пусть “золотой миллиард” и какое-то число его попутчиков жируют, а остальные пусть в поте лица работают, перебиваясь с хлеба на воду.

; Академик Н.Шмелев. “Мы обязаны внедрить во все сферы общественной жизни понимание того, что все, что экономически неэффективно, - безнравственно и, наоборот, что эффективно – то нравственно”. Браво!

; В.В.Путин. Статья “Россия”.
- “Мы вышли на магистральный путь, которым идет все человечество… Альтернативы ему нет.
- Каждая страна, в том числе Россия, должны искать свой путь обновления”.

; В.И.Ленин. “Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники”.

; Мишель Монтень. “Всякое прожитое вами мгновение вы похищаете у жизни; оно прожито вами за ее счет. Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее”.

**********************


Рецензии