Любовь Евгеньевна

Последняя запись голоса
18 января 1987 г.

       «Дорогие булгаковцы. В вышедшем альбоме воспоминаний не нашлось места для меня. Я постараюсь восполнить этот пробел. В республике идет перестройка. Образно говоря, пересаживают собаке гипофиз человека, с алкоголизмом которого, кажется, мы покончили. Но все же сейчас, в начале 1987 года, мне хочется поднять бокал хорошего вина за выход в этом году пьес и повести «Собачье сердце». А то, что этот шедевр будет опубликован, я нисколько не сомневаюсь. Современность этой повести доказывает хотя бы то, как подкашиваются ноги у главных редакторов журналов. Как говорится, и хочется, и колется.
       Повесть "Собачье сердце" Булгаков писал в 1925 году, когда мы жили в Чистом переулке. Что натолкнуло Булгакова к написанию этой повести?
Я думаю, что дело здесь обстоит так. Михаил Афанасьевич в то время блестяще написал несколько фантастических произведений: "Дьяволиаду", "Роковые яйца" и другие, и у него остался запал работать в этом направлении. "Собачье сердце" - это продолжение работы, научной работы Булгакова, который уважал высоких профессионалки врачебного дела.
       В гуще Пречистенки, в гуще своих друзей, в общении с прототипом Филиппа Филипповича [дядя Булгакова, Николай Михайлович Покровский] у Булгакова появляется эта идея – [связать] преобразование общества и преобразование человека. Это современно и сейчас, правда ведь? В те время много говорили о повороте России и мы с Михаилом Афанасьевичем. Я только что вернулась из эмиграции. Он как-то пытался осознать ход истории и позицию интеллигентов. Ну а кредо этих хозяев новой жизни, это Михаил Афасьевич, и я, знали не по наслышке, а [проверили] на своей шкуре. Я хочу еще сказать, что я грешна – насаждала культ животных в нашем доме. Все это вылилось в фантастическую повесть «Собачье сердце». Фантастическое было близко Михаилу Афанасьевичу всегда. Откуда у Булгакова истоки фантастики? Я думаю, это не обязательно от чтения Жуля Верна и Герберта Уэлса, хотя он в то время и увлекался ими. Главное, я думаю, оттого, что он родился в религиозней семье, семье профессора богословия, поэтому хорошо знал, думаю, религиозных писателей, фантастов и мистиков. И такие философы, как Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Бердяев, Сергий Булгаков, были знакомы и известны Булгакову, Это факт, что над проблемами мистики, психологии, Михаил Булгаков задумывался с юности. И как врач, опытный врач, конечно, он прошел богатую практику.
       Этим я несколько не собираюсь подрывать атеизм республики. Булгаков, кстати сказать, не был верующим, в обычном, вульгарном понимании. У нас не было ни икон, ни каких-либо других религиозных атрибутов. Но он верил, как говорится, что всё будет правильно, верил в друзей, верил в русские корни, верил, что русская интеллигенция не погибнет. И вот теперь я хочу поприветствовать эту самую несломленную. И ваc, кто занимается изучением Булгакова.
       Последние годы – бурное время. Сейчас о музее Булгакова говорят всё больше и больше. Когда ко мне приходят корреспонденты и журналисты, мы с ними много беседуем, и все согласны, что от музея никому плохо не будет. Даже нашему ДЭЗу, который сейчас занимает комнаты под совершенно бесполезные склады. Но почему-то дело не сдвигается с места. Для меня это загадка. А кто-то из доброхотов с невинным видом греется у наследия Булгакова, у которого их предшественники выпили кровь. Но не завидуйте им. Их благополучие сегодня обернется беспокойной жизнью завтра. Судьба Пилата и судьба Иуды напоминанием пусть будут им».




ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА
/ краткий очерк большой жизни /
(статья 1988 г.)

- А кто она такая? - спросил Иван,
в высшей степени заинтересованный любовной историей.
Гость сделал жест, означавший, что он никогда и никому этого не скажет
 и продолжал свой рассказ...
М. Булгаков, "Мастер и Маргарита".
       
       Она была замужем за Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в 1924 - 1932 годах. Это были и счастливые годы признания писателя и драматурга и трагические, когда были запрещены все его пьесы, не печатали ни одной строчки и он оказался на грани жизни и смерти...
После премьеры пьесы "Дни Турбиных" в Московском Художественном театре стало ясно, что в русскую литературу пришел яркий писатель и драматург. Пьеса эта - сценический вариант романа "Белая гвардия", опубликованная в то время только частично. "Белая гвардия" посвящена Любови Евгеньевне Белозерской, с которой Булгаков познакомился в 1924 году, когда работа над романом уже началась.
       Кто же она, эта женщина?
       Л.Е.Белозерская-Булгакова происходит из рода Белозерских, начало которого ведется от удельных князей Белозерского княжества - северной границы Руси. Среди яркий представителей этого княжеского рода - герой Куликовской битвы Василий Белозерский, философ, поэт и публицист А.М.Белосельский-Белозерский /1756-1807/. Его дочь, З.А.Волконская /1792-1862/ осталась в памяти в связи с дорогим нам именем А.С.Пушкина. Это ей, дальней родственнице Любови Евгевньевны посвятил Пушкин поэму "Цыгане".
       В энциклопедии "Брокгаус и Эфрон" упоминается, наряду с другими Белозерскими, и отец Любови Евгеньевны, Евгений Михайлович Белозерский /1853 -1898/ - поэт, писатель, драматург. "...О, Русь моя! Страна родная!
        Ты слаще мне моей любви!
        Пусть ты бедна, пусть ты простая,
        Пусть бедны прелести твои,
        Но я не дам за пальмы юга
        Дремящих колосом полей,
        За корабли - речного струга,
        За горы - царственных степей..."
       (Евгений Белозерский. Из стихотворения "Родина")

       Любовь Евгеньевна родилась в 1895 году в городе Екатеринбурге. О своей учебе в закрытом Демидовском училище в Петербурге Л.Е. вспоминала:
"...Вставали по звонку. В дортуары входили нянечки, открывали окна, протирали паркет, стелили кровати. И девочки парами шли в столовую. Перед едой пели молитву (какую, хоть убейте, не помню, а я то думала, что запомнила её до смертного часа). Учитель называет ученицу "госпожа такая-то", а "госпоже" едва девять лет..."
       После окончания, в 1914 году, Демидовского училища, Л.Е. уходит добровольцем в действующую армию в качестве сестры милосердия. Вернулась с фронта она уже без подруги по училищу... Затем революционный Петроград, волжский город Вольск, где Л.Е. преподавала в школах, в которых долгие годы работала её мать, София Васильевна (урожденная Саблина).
       Вихрь гражданской войны увлек Л.Е, с волной эмиграции к берегам Черного моря, а затем за границу.
       "...Хрипло и, как мне показалось, зловеще прозвучал послед гудок. В утробе парохода что-то заворчало. Он дрогнул и стад медленно, словно конфузясь, бочком отходить от одесской пристани. Еще кто-то, прощаясь, махая платком, еще кто-то кричал последние, уносимые ветром слова, но расстояние между пароходом и берегом неумолимо ширилось. Черная полоса воды все росла, росла, зачеркивая прошлое..." - так начинается рассказ Любовь Евгеньевны в своей книге "У чужого пороге (записки эмигрантки)", написанной в 70-е годы по плану, составленному еще Булгаковым"
       Киев. Одесса, Константинополь, Париж, Берлин...
       В Париже Л.Е. (окончившая балетную школу в Петербурге) танцевала в балетней труппе Фоли Бержер, затем вместе со своим первым мужем Василевским И.М., известным писателем и журналистом, работала в издательстве выходившей в Берлине газеты "Накануне" в которой, кстати, печатался и М.А. Булгаков, направляя свои ранние рассказы и фельетоны через москов-скую редакцию газеты.
       На страницах книги "У чужого порога" запечатлены встречи с Есениным, Маяковским, русской эмиграцией.
"...Вспоминаю вечер у Ю.В. Ключникова, когда были Есенин и Дункан. Его попросили прочесть стихи. Он сорвался с места (всегда читал свои стихи стоя) и прочел монолог Хлопуши из поэмы "Пугачев", Вряд ли Дункан понимала, его, но надо было видеть, как менялось выражение её лица по мере того, как менялись интонации голоса Есенина. Я смотрела на неё, а слушала его..."
       В самом конце 1923 года Л.Е. вернулась в Москву в группе эмигрантов и вскоре встретилась с М.Булгаковым. Её рассказы об эмиграции послужили Михаилу Афанасьевичу основным, исходным материалом для пьесы "Бег". В героине из "Бега", Серафиме, отразилась жизнь Любови Евгеньевны, а в Голубкове - черты характера Булгакова.
       Исследователи творчества писателя считают, что Булгаков в большой степени автобиографический писатель, поэтому и облик жены, и их совместная жизнь нашли отражения в произведениях Булгакова, вошедших сейчас в золотой фонд русской литературы.
       В "Роковых яйцах" профессор Персиков списан с родственника Л.Е., Евгения Никитича Тарновского, писателя и большого энциклопедиста; а Рокк - с его зятя, Александра Семеновича Гейдыша, биография которого имеет параллели с биографией "неудачника" Рокка.
       Повесть "Собачье сердце", более 60 лет находившаяся под запретом, посвящена Л.Е. Белозерской-Булгаковой. В 1987 году" вспоминая "Собачье сердце", Л.Е. говорила:
"... Повесть "Собачье сердце" Булгаков писал в 1925 году, когда мы жили в Чистом переулке. Что натолкнуло Булгакова к написания этой повести?
Я думаю, что дело здесь обстоит так. Михаил Афанасьевич в время блестяще написал несколько фантастических произведений: "Дьяволиаду", "Роковые яйца" и др., и у него остался запал работать в этом направлении. "Собачье сердце" это продолжение как бы научной работы Булгакова, который уважал высоких профессионалки врачебного дела.
В гуще Пречистенки, среди своих друзей, в общении с прототипом Филиппа Филипповича Преображенского - Николаем Михайловичем Покровским у Булгакова появляется идея - связать преобразование общества и преобразование человека. В те время много говорили о повороте России и мы с М.А. Я только что вернулась из эмиграции. Он как то пытался осознать ход истории и позицию интеллигентов. Фантастическое было близко Михаилу Афанасьевичу всегда. Откуда у Булгакова истоки фантастики? Я думаю, это не обязательно от чтения Жуля Верна и Герберта Уэлса, хотя он в то время и увлекался ими. Главное, я думаю, оттого, что он родился в религиозней семье, семье профессора богословия, поэтому хорошо знал, думаю, религиозных писателей-мистиков. И такие философы, как Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Бердяев, Сергий Булгаков, были известны Булгакову, Это факт, что над проблемами мистики, психологии, Михаил Булгаков задумывался с юности.
Этим я несколько не собираюсь подрывать атеизм республики. Сам Булгаков, кстати сказать, не был верующим, в обычном, вульгарном понимании. У нас не было ни икон, ни каких либо других религиозных атрибутов. Но он верил, как говорится, что всё будет правильно, верил в друзей, верил в русские корни, верил, что русская интеллигенция не погибнет.Я хочу ещё сказать, что грешна, - насаждала культ животных в нашем доме. Всё это вылилось в фантастическую повесть "Собачье сердце" " ...
       На дверях квартиры № 6 по ул. Б.Пироговская, дом" 35, где жили Булгаковы, висела табличка : "Бутон Булгаков. Звонить 2 раза, а в ногах своей хозяйки впал бывший уличный пес Бутон. Потом этот Бутон перекочевал в драму "Мольер", как слуга Мольера (На титульном листе рукописи этой пьесы Булгаков написал: "Жене моей Любови Евгеньевке Булгаковой посвящаю"). А в романе "Мастер и Маргарита" единственный друг Пилата - собака Банга. "Банга"- это домашнее прозвище Л.Е.
       Тем, кто читает роман, может броситься в глаза, что в образ Маргариты как бы слиты две женщины: грустная, бездетная Маргарита сначала, и буйная "косящая на один глаз ведьма" во второй части романа. Так что можно, наверное, согласиться с Е.М.Шереметьевой, актрисой двадцатых годов, что прототипом Маргариты послужила и Л.Е. Многие же исследователи считают, что Маргарита - это последняя жена писателя - Елена Сергеевна .
       В конце своей книги "0"мед воспоминаний" о годах совместной жизни с Булгаковвым, изданной в 1979 г. в Америке издательством "Ардис"" Л.Е. пишет: "... Не буду рассказывать о тяжелом для нас обоих времени расста-вания. В знак этого события ставлю черный крест". Так и случилось, что подруга Л.Е., Елена Сергеевна Шиловская (урожденная Нюренберг), стала последней женой М.А. Булгакова...
Но следует отметить, что человеческого разрыва между М.А. и Л.Е. не было, более того, продолжалось творческое сотрудничество. Хотя сказать, что Л.Е. отнеслась к этому спокойно, нельзя. "Она ему не простила, ведь она его любила..."
Книга воспоминаний Л.Е., которая готовится к изданию в издательстве "Художественная литература" показывает незаурядные способности автора. Да это и не удивительно - литературная работа была главным занятием жизни Л.Е.Белозерской-Булгаковой. Она помогала Булгакову готовить к печати фельетоны (один из них даже имеет подпись "Любовь Булгакова"), переводит материалы к "Мольеру", инсценировке "Война и мир", пишет пьесы под диктовку М.А., причем эта работа продолжается и после 32 года; в 29-30 гг. вела корректуру Полного собрания Сочинений В.В. Вересаева, близкого друга Булгакова.
       После развода Л.Е. остается в кругу друзей Булгакова, живших в старом районе Москвы - Пречистенке. Это - высокообразованный Н.Н.Лямин, философ П.С.Попов, его жена А.И.Толстая, внучка великого писателя, композитор С.Василенко,... Жизнь каждого из этих людей достойна отдельного внимания, поскольку философско-эстетическая позиция Булгакова формировалась под влиянием этих людей
       "В 1935 году - пишет Л.Е. - когда я работала литературным редактором редакции "Жизнь замечательных людей" в журнально-газетном объединении под эгидой Михаила Кольцова (так называемый "Жургаз"), однажды в нашей комнате появился пожилой человек с умным лицом, резким профилем и, познакомившись, положил на мой стол рукопись в двух экземплярах. Это был Евгений Викторович Тарле, а труд - знаменитый "Наполеон", который и теперь, спустя сорок лет, читается с неослабевающим интересом".
       Так началась большая дружба и совместная работа Л.Е. с известным историком Е.В.Тарле, которая продолжалась до самой смерти Евгения Викторовича в 1955 году.
       Знание европейских языков, большая культура помогали ей и в работе во многих московских газетах, издательствах "Техническая энциклопедия", "Академия", Гослитиздат и др. Она готовила к печати книги разных авторов : "Наполеон", "Адмирал Нахимов", "Кромвель", "Коперник", "Байрон", "Талейран" и др. В последствии она перевела и опубликовала рассказы Шарля Стебера, журналиста и героя французского Сопротивления, дружбу с которым прервала Вторая мировая война.
       Сама Л.Е. о годах войны пишет: "...Зима 41 года стояла лютая. Морозы доходили до 40 градусе Улицы были сами на себя не похожи, изуродованные колдобинами.. У нас на Пироговке штаб Военно-Воздушных сил и Мессершмиты нами не брезгуют. Дежурю в бомбоубежище, иногда сижу на крыше, жду зажигалок. Адски хочется есть. Недавно проезжал грузовик и уронил вилок капусты. Я бежала за ним как серна и схватила его первая, за что была изругана чёрным словом другой претендентки на добычу. Стало немного легче, когда поступила в цех по раскрашиванию открыток, (оказываются они кому-то нужны). Картинки, которые я малюю, ужасны, например, Баба-яга в ступе. Ну кому нужна Баба-яга во время войны, когда вокруг дела страшнее Бабы-яги..."
       Работа в ВОКСе (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей), выполнение обязанностей секретаря академика Тарле, поездки с ним по городам Казань, Златоуст, Уфа, Свердловск, где Е.В. Тарле выступал с лекциями.
Медаль "За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны" она хранила, но не носила, потому что "на ней профиль этого,.. ну этого... Сталина".
       С 1947 года Л.Е. работала литературным редактором "Литературной газеты", в 1952-53 в Библиотеке им. В.И.Ленина, в 1954-59 -издательстве "Советская энциклопедия". В 1959 году она выходит на пенсию, но продолжает литературную и общественную деятельность. Последние годы Л.Е. посвящает увековечению памяти своего мужа - писателя Михаила Булгакова. Она передает в архив его рукописи, письма, фото, материалы, выступает в музеях, театрах, на вечерах памяти Булгакова, ведет обширную переписку, способствует изданию и переизданий книг и пьес Булгакова, дает многочисленные интервью.
       Она - покровитель и почетный член московского клуба им. М.А. Булгакова, становится инициатором учреждения ежегодной литературной премии им. М.А.Булгакова, которой награждаются внесшие наибольший вклад в дело популяризации творческого наследия Булгакова. Двери её дома были открыты для гостей со всех уголков мира, всегда поражавшихся щедростью её души, силе духа, выдержке, интеллигентности, чувству юмора... Наблюдая за её светлым юмором и оптимизмом, иногда возникал даже такой вопрос: в ком больше булгаковского - в Булгакове или в ней?
       Не забываемы её выступления на вечерах памяти Михаила Булгакова. Одним из них, за год до смерти Л.Е.Белозерской-Булгаковой в 1987 году, и хочется закончить эти заметки.
"Дорогие любители творчества Михаила Афанасьевича Булгакова. В этот день я обращаюсь к вам, мои друзья. Жизнь Михаила Афанасьевича продолжается. Подтверждение этому - неослабевающий интерес к его творчеству, к его жизни. Ваш литературный кружок делает большое дело - вы своей работой восполняете недостаток внимания к нему ее стороны офици-альных организаций. Благородна задача, которую вы ставите перед собой - способствовать увековечиванию памяти писателя"
В силу своего счастливого положения, когда все ручейки булгаковского дви-жения стекаются к последнему оставившемуся дому, где жил Михаил Афанасьевич, по ул.Большая Пироговская, дом 35, я свидетель того, как растет интерес к Булгакову у нас, у нашей молодежи, и за рубежом. Например, в Милане, в 1984 году прошел международный симпозиум "Михаил Булгаков". Булгаков - первый русский писатель, удостоенный такой чести. По произве-дениям Булгакова за рубежом изучат русский язык.
       А как же относятся к этому Союз писателей, Министерство культуры, Моссовет? Как видно, они не только не заинтересованы в решении вопроса об увековечении памяти писателя, установлении мемориальной доски и открытии музея, но и не откликаются на запросы, письма и просьбы читателей!
       Я сохранила обстановку нашего дома на Большой Пироговской, сохраняю подлинные вещи и материалы, а в нашей квартире, где Михаил Афанасьевлч писал свой "закатный" роман "Мастер и Маргарита", в котором он отразил духовный мир поколений русских людей, в этой комнате устроили склад инструментов и сантехники. На мой взгляд это оскорбительно для русского человека.
       Актерам, ставшим знаменитым благодаря пьесам Михаила Булгакова - Яншину, Хмелёву, установлены мемориальные доски, им отдают почести в лучших залах, а любителям творчества Булгакова приходится бегать из одного клуба в другой, чтобы собираться. Где же выход? Пока для меня это загадка... Два года существует ваш кружок. Я с интересом слежу за его работой и также считаю себя "булгаковкой". По мере моих сил я буду вам помогать и жду вас в гости. Желаю вам всем счастья и интересной жизни.
Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова, 5 января 1986 года.
"Это был человек, которому можно твердо верить, - сказал о ней Любовь Филипповна Риф, работавшая вместе с Любовью Евгеньевной в издательстве "Советская энциклопедия",- по складу своего характера она не могла обманывать".
А ведь это тоже булгаковская черта.


Рецензии
Очень, очень интересные воспоминания. Спасибо! С уважением,

Лариса Калюжная   11.10.2012 00:28     Заявить о нарушении
Спасибо Лариса. Это даже не воспоминания, а очерк о жизни. Ясно, что я (мы с Люмилой)его написал потому что знал Л.Е. И им уже 25 лет.
Спасибо, что прочитали, что понравились.
С уважением,

Александр Курушин   14.10.2012 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.