Действие 1. Каин

ДЕЙСТВИЕ 1
Каин

На пути встречаются два человека, они братья, но совершенно разные. Главное, что их отличает друг от друга - это те духовные ценности, которые каждый избрал для себя. И хотя на первый взгляд они верят в одного Бога, но по сути - в совершенно разных и совершенно по-разному.
Дадим им условные характеристики и так же условно назовём.
Пусть одного зовут Авель (Ав), а другого Каин (Кн.).
Авель.
Он задумчив, невесел. На его устах редко можно увидеть улыбку. Он немногословен, твёрд в своих словах и поступках. Авель не привык полагаться на других и быть должником, поэтому не пользуется популярностью в обществе. Однажды он увидел на небе вспышку новой звезды и решил самостоятельно докапываться до сути всех вещей, за что прослыл чудаком. Он одинок, и у него почти нет друзей.
Каин.
Наоборот, весел и с первого взгляда очень располагает к себе. Привык к шуму и веселью, никогда не затеряется ни в какой компании, привык быть в центре внимания. Почтителен и услужлив по отношению к сильным мира сего. Духовный труд для него тягостен и скучен. Любит красиво говорить и щепетилен в отношении всего внешнего. Самолюбив, боится за свой имидж. Ради своей выгоды может поступиться и принципами, и моралью.
Когда Каин встретил своего брата Авеля, то не очень-то обрадовался. В душе он презирал его, потому что образ жизни Авеля для Каина мерзок. Он желал бы и вовсе не встречаться с ним, но дорожка у развилки была слишком узка. Несмотря на эту неприязнь, он приветливо заулыбался, пытаясь внешне выглядеть самоуверенным и радостным. Авель же был настолько погружён в свои мысли, что сначала даже не заметил его. Впрочем, он давно знает, что Каин лицемерит и за спиной злословит его. Каин - его духовный враг, а потому, чтобы привести его к покаянию и обличить всё его двоедушие, нужно вести духовную войну.


РАЗГОВОР 1

Кн. Приветствую тебя, брат. Очень уж ты невесел. Я же радостен в Боге моём, Он так милостив ко мне, любит и даёт мне всё, чего я ни попрошу!
Ав. Да, Бог милостив и долготерпелив. Он не желает погибели неутверждённой души и ждёт её покаяния.
Кн. Если ты обо мне, то я уже давно покаялся, и Христос простил все мои грехи.
Ав. Тогда о сегодняшней своей жизни ты можешь сказать, что она достойна Христа? И ты не имеешь греха?
Кн. Нет. Каждый день я совершаю что-то не то. Да и притом, мы не можем не грешить. Ведь постоянно - суета, забота, дом. Но Бог любит нас и прощает нам наше несовершенство. Я каюсь, и Он прощает.
Ав. Но Бог прощает грешника, который осознаёт себя таковым, падшим. А чему же ты можешь радоваться, если ты грешник?
Кн. Я не грешник! Это ты, может быть, грешник, если любишь говорить о таком. Меня любит Бог, и я радуюсь Его милости и любви!
Ав. Но если ты сам сознаёшься, что грешишь, каждый день и пребываешь в суете, то почему теперь ты отказываешься от своих слов, от того, кто ты есть. Написано: «Согрешающий не видел Бога», а также: «У Бога нет общения с грехом». Как же ты можешь судить о Нём, о Его любви к тебе, если ты не знаешь Его?!!
Кн. Я знаю Бога. Он простил меня.
Ав. Он простил тебя однажды, а ты говоришь, что согрешаешь постоянно. Притом сказано: «Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.» Евр 10:26-27 Что ты ответишь на это?
Кн. Эти слова меня совершенно не касаются. Я грешу не больше других, как все. Притом, сам Апостол сказал: «Все мы много согрешаем», а в другом месте сказано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». 1 Ин.8-9
Поэтому я прошу прощения, Бог прощает меня, и уже не грешник. А что до греха, то все мы не без него.
Ав. Но здесь сказано не просить прощения, а исповедывать свой грех. И между тем и этим большая разница. Исповедание больше прощения. Исповедание – это осознание своего греха. Ты ведаешь, что он есть, и приносишь его Богу с тем, чтобы его более не совершать. А это возможно, когда ты следуешь по пути Божьему, и надо знать, что это за путь. Исповедуя свой грех, ты осмысленно отрекаешься от него, ощущая, как он разрушает тебя, твой дом, и видишь путь освобождения от его власти, через который уже не станешь совершать зло и грех..
Кн. Так ты проповедуешь, что можно жить, не греша?
Ав. Да! К такой жизни и призывает нас Бог, ибо «участь всех грешников в озере огненном», а на Божьих небесах обитает правда. Только грешники не могут жить без греха.
Кн. Но это невозможно – не грешить! При том, само Писание говорит, что мы грешим постоянно.
Ав. Писание никогда не призывает к греху и не оправдывает грех, а наоборот указывает нам путь к избавлению от его пут через путь к праведности. Праведность - от слова «ведать», то есть знать правду. Праведность в нас исполняется через совершение правды Божией. А ты напротив, призываешь к неправде, к греху.
Кн. Нет, я не призываю к открытому греху. Но жить на этой грешной земле без греха невозможно! И все здравомыслящие скажут тебе это.
Ав. Так могут сказать только грешники, любящие грех и не желающие с ним расставаться. Их, действительно, большинство, но называть их здравомыслящими – абсурд. Все так получается потому, что они не следуют за Христом и не познают пути к Богу.
Кн. Я следую за Христом! Я люблю Христа! А ты говоришь всякие гадости про меня и моих друзей! Я знаю, что Бог простил меня, и никто не переубедит меня в этом.
Ав. Да, грех – это гадость. Но разговор о нём тебе не нравится только потому, что живешь в грехе и тайно любишь его. Мои слова обличают и разят тебя. Слово Божие – это меч обоюдоострый, проникающий до внутреннего и судящий помышления и намерения сердечные. «И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Евр. 4:12-13. Как видишь, совершать преднамеренный грех, помышляя, что Бог все равно простит тебя – это преступление против Бога и своей собственной души.
Кн. (язвительно) Что же, ты хочешь сказать о себе, что ты у нас чистенький, без греха?
Ав. Я ничего не хочу говорить о себе. Пусть об этом говорит Слово Божие. А оно указывает, что «всякий человек есть ложь», и «нет праведного ни одного, нет разумеющего, никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного». Рим. 3:10-12. И это говорится о всяком человеке, ибо всякий человек – плоть, а грех и господствует в плоти. Посему сказано, что «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Рим 8:13. Бог призывает нас жить во Христе не по плоти, а по духу. Ибо в духе нет греха, грех в плоти. Когда человек живет в суете, живет земным, то есть плотским, то грех царствует в смертной плоти его. Дух – выше земли и побеждает грех. Ибо у тебя тогда другие ценности. Посему пребывающий во Христе не согрешает.
Кн. Но я имею Дух Божий и пребываю во Христе!
Ав. Пребывающий во Христе не согрешает. А ты не веришь, что можно жить без греха. Поэтому как ты можешь совмещать Христа и грех. А во-вторых, Дух Божий имеют все живые существа на земле, и верующие, и неверующие, и животные, ибо сказано: «Все Им движется, живет и существует». Забери Бог Свой Дух, и всё погибнет, и не только наша Земля, но вся Вселенная. И тут мало иметь дух, важно осознать его жизнь в себе, для чего он дан, а для этого надо жить им, быть им движимым и водимым. Если же человек утверждает, что, пребывая во Христе, грешит, то как Христос стал служителем греха?! Это неправда! Важно определится, где ты – с грехом или во Христе.
Кн. Ну, ты меня совсем запутал. Я ничего не могу понять.
Ав. Ты запутался, потому что идёшь лукавой запутанной дорогой. Слово Божие ясно указало тебе, что ты стоишь на песке – на своих вымыслах и желаниях. Все твое упование тщетно. Ты уповаешь на себя, потому что видишь опору только в себе. Ты любишь себя и этот мир. Твое мнение таково, что если ты любишь, то и Бог любит тебя и всё тебе простит. Ты требуешь от Него твоей любви, но Бог не основывается на тебе и твоей мелочной, эгоистичной, плотской любви. Он смотрит на всё по благодати, но требует по истине.
Притом Христос призвал нас не любить себя в мире сём, а возненавидеть. Только этим можем мы способствовать спасению своей души. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её.» Мф 16:25 И ещё «кто приходит ко Мне, и не возненавидит … и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» Лука 14:26 Поэтому на пути Христа нет места ни миру, ни греху.
Кн. То, что ты проповедуешь, не реально. Никто не сможет жить, не согрешая. Ведь Бог и умер на кресте, чтоб навсегда избавить нас от греха и от суда.
Ав. Да, я проповедую праведность Божию и ратую за жизнь без греха. Христос не умер за то, чтобы мы оставались во грехе. Он умер за наш грех единожды, дабы мы, освободившись, шли к свободе и праведности. Если же мы после всего этого продолжаем оставаться в грехе, то это только к нашему стыду и осуждению. Человек возвращается к прежним идеалам только потому, что не увидел в Боге свет и жизнь. Он пытается отыскать это в мире, но там все ложно. Во временном, в плотском, не может быть ни света, ни жизни. Те же, кто остаётся жить в грехе, жить своей обыденной жизнью, тот не видел и не познал Бога. Посему все его рассуждения о Нем не истины, а поверхностны. Это то же самое, если дилетант с улицы станет судить о шедевре. Только тот, кто видел и знает Бога, может верно говорить о Нём, и его свидетельство истинно. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове Жизни». 1Ин. 1:1 И ещё: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его никогда не видели, и не имеете слова Его пребывающего в вас...» Ин. 5:37-38. Значит тот, кто наполнен Словом, тот наполнен Богом, кто разумеет Слово, тот разумеет и Бога, и кто видит и слышит Слово, тот видит и слышит Бога. А само это Слово Жизни освобождает душу от греха и смерти. Грех осуждён, и все любящие и делающие его осуждены с ним также. И только праведностью достигается спасение, а не грехом.
Кн. Грех! Грех! Что ты долдонишь мне о нём? У меня нет греха! Я что, убиваю людей? Краду или любодействую? Я делаю добро и живу во славу Бога. А про грех и не думаю.
Ав. То-то и плохо, что, живя в нём, ты не думаешь о грехе, а сроднился с ним настолько, что уже не замечаешь его в себе. А то, что эти слова раздражают тебя, так это опять же – они задевают грех, которому так хорошо в тебе. Все твое добро, если в нём нет истины – зло. Ибо невозможно грехом совершать добро, да притом еще во славу Божию. Это обольщение! И плачевнее всего то, что ты сам этого не видишь.
Кн. Плачевно, не плачевно… Ты судишь меня и злословишь, а ведь этим ты сам грешишь. Не тебе меня судить! А ещё потом начинаешь что-то говорить о праведности. Посмотри на себя! Кем ты себя ставишь?!
Ав. Осуждать и злословить грех не есть плохо перед Богом. Ведь Он Сам осудил грех. А ты так болезненно воспринимаешь мои слова, потому что настолько соединился со грехом, что уже не видишь, где он, а где ты. Из-за этого осуждение греха ты воспринимаешь, как осуждение себя. Хотя о твоей личности я ничего не говорю.
Тема нашего разговора – грех, а не ты. А раз всё это ранит и задевает тебя, значит, это действительно касается тебя. Ибо твоя нечистота дает знать о себе. Это как резкая боль открытой плоти, когда на неё попадает соль. Соль убивает всякую нечистоту, в том числе и грех. И Писание наставляет нас: «Соль – добрая вещь, но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль…» Марк 9:50 Если же ты не расстанешься со грехом, то по Слову будешь осужден так же, как уже осуждён грех. Потому отторгни его сейчас, пока не поздно, чтобы в будущем он не перетянул тебя в погибель. Ведь если мы снова созидаем то, что разрушено, то не преступниками ли становимся сами? Грех осужден и разрушен, и безрассудно возжигать и поддерживать в себе этот чуждый огонь.
Кн. Ты что, всерьез считаешь меня грешником? Я верю во Христа, хожу в церковь, имею общение…
Ав. Но живешь в суете, проблемами и заботами мира сего.
Кн. Так что же, мне идти в монастырь, оградясь толстыми стенами от дел мира, или идти отшельником в дремучий лес и питаться горькими кореньями? Я должен кормить и содержать семью.
Ав. Но не это должно быть главным для тебя и смыслом твоей жизни.
Кн. Смысл моей жизни – Бог!
Ав. А что в сердце и на устах? Мир. Нет, дружок, так дальше не пойдёт. Ты можешь сколько хочешь утешать себя мыслями, что смысл твоей жизни – Бог, но по правде, смыслом твоей жизни является что-то другое. А это – заботы, семья, дом, деньги…. Бог же в твоей иерархии, где-то в стороне, в придачу, на всякий случай. То, что заботит тебя, о том ты и говоришь. Если бы тебя заботило спасение, то ты внимал бы моим словам и жаждал говорить о том. Но в тебе нет жажды познания, поиска правды. Все твои интересы мелочны, они о земном, о том, как и где получше заработать, жить и выглядеть не хуже других. Ты только внешне прикрываешься Богом, как ширмой, потому что за ней свободнее делать дела тьмы и жить суетной жизнью.
Кн. Зарабатывать хорошие деньги – это не дела тьмы! Кто будет кормить мою семью? Ты, что ли?! Да у тебя самого ни гроша, а ещё что-то пытаешься мне говорить!
 Ав. И слава Богу, что мир не имеет части во мне. И я могу свободно жить и славить Бога. Я избрал в этой жизни духовное и не забочусь о плотском, а Бог верен в своем слове – Он питает и греет меня и я ни в чем не имею нужды. Да, у меня нет плотских богатств, но то, что открывает мне Бог, дороже всех сокровищ мира. А с голоду я не умираю, на хлеб свой честно зарабатываю своими руками. Так зачем мне неправедное богатство, пусть оно достается неправедным. Я же больше верю и надеюсь на Бога, Он лучше меня знает, что нужно и полезно мне в этой жизни.
Кн. Мое богатство праведное! Я честно заработал его.
Ав. Потому оно и волнует тебя. Что оно у тебя есть, а у меня такого нет. А всякое богатство, которое состоит из тленного, пусть то дерево, металл или ткань, тленно по своей природе, а потому не может быть праведным. Праведное – оно вечно. А неправедное – тленно. Бог призывает нас собирать сокровища нетленные, там, где нет ржи, тли или вора. А ты живешь земным и боишься за земное. Не доказательство ли это правильности моих слов, что ты любишь этот мир и живешь его заботами и мудростью, а это все неверие и грех. Ты не веришь во всемогущество Бога и доверяешь миру. Любя мир, ты тем самым, любишь грех, и твоя основная забота есть сохранить свою жизнь в мире сём. А так как этот мир идёт в погибель, то вместе с ним идёшь и ты, ибо ты избрал смерть.
Ты не радеешь о духовном, так как не видишь его ценности. Это тоже, что пред животными разложить груды алмазов, а они, обнюхав их и не найдя съедобными для своего плотского чрева, затопчут в землю, сверху еще покрыв своими нечистотами. Мы все до времени своего духовного просвещения по своей сути животные. Так и ты. Твой бог – чрево, и ты живёшь для него. Всё, в чём твоя плоть не видит выгоды и пользы, попирается тобой. И ты только внешне вроде бы облечен в одежды света, тогда как под ними чёрная шерсть волосяного покрова. И как бы ты красиво ни говорил, твои слова не выдерживают проверки истиной. Они привлекательны только для невежд и неутвержденных душ. Ибо вы только говорите о свете, тогда как ни самом деле боитесь и ненавидите его. Сказано: «Всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы». Ин.3 :20 И грех, которого ты не замечаешь в себе, но который есть, сросся с тобой и не даёт тебе покаяться и принять Божье оправдание, ибо, пока ты не видишь себя грешником, ты еще остаёшься рабом греха и свободным от Божьей праведности. Но не рабов приемлет Бог, а свободных. А если ты праведен, то грех уже осуждён тобой, и ты не должен его защищать. Вникни же в своё сердце и обличи в нём ложь, дабы тебе быть способным принять Божью истину, ибо без осуждения не бывает и прощения.
Кн. Ты можешь говорить обо мне, что хочешь. Ты, как всегда, зол и невежлив. Ты ещё ответишь перед Богом за свои гордые слова обо мне и моём обществе!…

Так закончилась первый разговор Авеля и Каина о грехе и жизни без греха.

РАЗГОВОР 2

Кн. В своих критических рассуждениях ты совсем забыл о даре благодати. «Благодатью вы спасены», - говорит Писание, а я как раз об этом всё и говорил тебе. Ты же упираешься на некую самоправедность, на возможность оправдаться собой, своей безгрешной жизнью. Это гордыня!
Ав. Я благодать не отвергаю. Она и дана нам, чтобы мы максимально смогли приблизиться к духовной жизни, отвергнув прежнюю, плотскую. Ибо без благодати, человек так и оставался бы во грехе, не видя и не зная, как избавиться от него. Ведь и написано: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. И как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом. Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» Рим. 5:20-21.
Кн. А чего там понимать? Бог дал нам благодать, и нам надо жить в ней, оправдываясь ею.
Ав. Благодать – это добрый, благой дар. И она дана нам не для дел тьмы и зла. Если благодать приводит тебя ко греху, то это уже не благодать. Этим ты не сможешь оправдаться.
Кн. Про какие это злые дела ты говоришь? Что ты хочешь всё время приписать их мне? У меня дела добрые!
Ав. «Каждый чист в своих глазах», - гласит мудрость. Если ты способен делать добрые дела, то зачем тебе оправдываться благодатью? Оправдывайся тогда своими делами.
Кн. Нет, делами мы оправдаться не можем, а только благодатью.
Ав. Это всего лишь вызубренная тобою фраза, тогда как разницу между оправданием делами и благодатью ты не понимаешь.
Кн. Нет, понимаю.
Ав. Тогда что в твоём понимании есть оправдание благодатью, а что есть оправдание делами?
Кн. Дела – это зло, а благодать – добро…
Ав. Нет, такое рассуждение идет от закона: это - добро, это - зло. Бог еще Адама предупреждал, что, вкушая от дерева познания добра и зла, он смертью умрёт. Притом, ты перед этим говорил, что у тебя добрые дела, как же тогда ты можешь утверждать, что дела - это зло? В твоих словах нет здравомыслия.
Кн. Что ты постоянно придираешься к моим словам? Это Писание говорит, что делами нет оправдания, но ведь я не делаю ничего плохого. Я помогаю ближнему, читаю Библию. Разве это плохо?
Ав. Ты опять мыслишь категориями «добро – зло». Я же мыслю относительно жизни. Даёт ли мне моё дело жизнь и духовный рост, или нет. И к чему оно в итоге приведёт меня. Если к гордости, лени, равнодушию и самоуверенности, то я на пути обольщения, итог которого – смерть. Если же я вижу через свои дела, что ничего не знаю, так как должно знать, что между мной и Богом пропасть, и моё служение несовершенно, а требует много духовного труда, то я на пути к жизни. Ибо такие мысли и знания не дадут мне успокоиться и заснуть в своей самоправедности, тихо плывя по течению жизни. Только мёртвая рыба плывёт по течению, живая же – против. Так и благодать для души человека может быть тщетна, если она приводит его в мир, и он мирно живёт с духом этого мира, не противясь ему. Такая душа умерла для Бога, и благодать попрана ею.
Но если человек не успокаивается, а идёт наперекор общепринятой житейской мудрости, сверяет себя не с миром (насколько он праведнее язычников), не с другими верующими, а только со Словом Божьим, во свете ли он или ещё во тьме, только тогда благодать Божья и надобна ему, чтобы, трудясь ею, он возделывал свою землю (сердце), дабы она принесла добрый плод.
Кн. Но я не понимаю! Как Божья благодать может привести нас в мир? Благодать, она отводит от мира, а не приводит.
Ав. Да, это так. К этому благодать и призывает нас, но благодать – это благой дар, он не по делам, а даром. И если этот дар попадает в лукавые руки, то он не послужит на добро, а приведёт ко злу, ибо будет употребляться в угоду своих похотей и желаний, для прикрытия греха. Это как волшебная палочка, созданная для добра и счастья, но, попав в злые руки, она становится орудием насилия и зла. Так и благодать может быть тщетна для нас, и даже наоборот, отводить от истины, от Бога, если этим благом станут служить собственному чреву.
И ты, прикрываясь именем Бога, Его благодатью, по сути творишь насилие и произвол. Об этом говорит Нагорная проповедь. Когда же человек устанавливает свой закон, то его действия не являются следствием благодати Божьей. Благодать, она на добро, а не на зло, а всякое насилие уже является злом. Если перед тобой враг, то благодатью ты благословляешь его, тогда как закон убивает и проклинает; если больной – то ты милуешь и исцеляешь, а не изгоняешь и глумишься. Благодать – это доброе дерево, и оно не может приносить худые плоды. Если же твои плоды худы и злы, то не лги на истину. Это действие не благодати Божьей, а твоей собственной плотской беззаконной натуры.
Кн. Здесь ты противоречишь себе. Ведь раньше ты говорил, что человек зол, и сердце его лукаво и крайне испорчено. Как же он может приносить добрый плод?
Ав. Во-первых, так говорю не я, а Писание. Во-вторых, это не мы своим испорченным сердцем приносим добрые плоды Богу, а Святой Дух в нас Своей благодатью. Трудясь в нас, Он преображает и делает способными к совершению добра. Этот труд обоюдный. С нашей стороны это стремление и желание духовного, с Божьей – полное преобразование нас из плоти в дух. Только это возможно при свободном и нестесненном действии в нас Святого Духа. Получается, что мы трудимся, возделывая землю, а Дух орошает, взращивает в нас семя, и со временем появляется плод. Как и написано: «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий».1Кор.3:7. Сами по себе мы ничего не можем: ни спастись, ни принести плода. Все возможно только Богу. Посему нам и надо дать Ему свободу в себе: раскрепостить свой разум и охладить свои чувства и эмоции. Всему приходится учиться, потому что добрые плоды требуют огромных усилий, и праздностью никогда не добиться верного результата.
Кн. Но ведь я имею Дух Святой, а значит и во мне когда-нибудь принесётся плод не хуже твоего.
Ав. Твои плоды видны уже сейчас. Это тяготение к миру, оправдание греха, выгораживание собственных дел. Об истинных плодах сказано следующее: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Гал.5:22-24 И еще: «Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Еф.5:9. Всё это возможно только через упорный труд Божьей благодатью.
Кн. А как можно трудиться благодатью? Ведь она дается нам даром?
Ав. Если человек до сих пор не разумеет важности этой истины – служения и труда благодатью – то он уподобится глупому человеку, закопавшему свой талант в землю до дня прихода Господина своего. И, как помнишь, господин сильно разгневался на такого нерадивого раба. К сожалению, такое происходит с большинством жителей нашего города. Они, не разумея предназначения благодати, хоронят ее своим бездействием и равнодушием, потому она в них тщетна. Получается, что всякий, кто не трудится благодатью, тщетно и принял её, а за такое пренебрежение будет обязательно держать ответ перед Тем, Кто её дарует.
Кн. Я тоже тружусь благодатью!
Ав. А что ты, собственно, понимаешь под таким трудом?
Кн. Ну, много чего. К примеру, хожу в церковь, читаю Библию, совершаю добрые дела.
Ав. Ходить в церковь, читать Библию – это ещё не есть трудиться благодатью. Всё это уже давно должно быть внутри, написанным на скрижалях сердца. Через труд благодатью мы приближаемся к мудрости и становимся способными уразуметь истину. На таком пути твоё служение будет угодно Богу, Он Сам призывает нас постоянно познавать, что есть воля Божия. Когда наш разум преобразуется для уразумения духовного, то мудрость входит в наше сердце и устрояет дом. В притчах мудрость взывает к людям, чтобы они возлюбили её, и тогда она откроет им свои неисследимые сокровища. Но они равнодушно проходят мимо, самоуверенно помышляя о себе, что уже мудры. Но только в чьих глазах? Не в своих ли?
Кн. Ну, это ты высоко хватил! Что же я, по твоему, должен тратить драгоценное время, копаясь в чём-то, чего я не вижу, и которого наверняка к тому же и нет вовсе?!
Ав. Ты глубоко заблуждаешься. Мудрость Божия явлена повсюду, она вокруг тебя. Благодать нам дарована, чтобы приблизиться к ней, к познанию её. У тебя же, к сожалению, нет желания познавать Бога, потому что ты уже сам в себе пресыщен и уверен, что знаешь всё, что надо знать. Человек, рассчитывая оправдаться благодатью, в действительности хочет оправдать своего ветхого, плотского человека. Но новое вино не вливают в старые мехи, и заплатку из набелённой ткани не пришивают к ветхой одежде. Благодать даётся нам для обновления своей жизни, а никак не для прикрытия ветхого Адама и греховных похотей. Оправдаться благодатью означает оправдаться новой жизнью на Божьих основаниях, и это наша новая духовная жизнь. Но если мы живем старым, то тщетно наше желание иметь спасение. Нечистота не может наследовать святость. Поэтому важно не закапывать Божью благодать в себе, а наоборот, пускать её в оборот, то есть трудиться, служить ею, дабы по прошествии какого-то времени она вернулась тебе в сто крат. И тогда мы сами будем испытывать жизнь от этого и удаляться от плотских похотей, которые внутри развращают нас, и через которые мы постепенно деградируем. Ведь если мы не живём духовным, то живём плотским, третьего не дано. И то, в чём душа пребывает сегодня, эхом отзовётся завтра. Есть только два пути и два варианта: или в мире, или в Боге. И от этого выбора зависит то, что получит душа. Лукавое сердце сразу же проявится в человеке, в своём нестремлении к горнему, ибо для плоти в духе места нет.
Кн. Сейчас я понял тебя. Ты объединяешь благодать и духовные дары. Но я вовсе не обязан иметь большой дар. Может быть, у меня маленький? И зачем тогда предъявлять ко мне такие требования?
Ав. Духовные дары – это проявление благодати. И каждому, действительно, дарованы эти дары, но принимаем мы их верою. Только наша вера способна взять дар и служить им. Каждому по вере. Всё зависит от человека. Если он жаждет, горит настоящей любовью к Богу и ревнует по духовному, то будет стремиться иметь как можно больше того, чем сможет служить Ему, то есть даров. Через веру мы дерзаем предстоять перед престолом благодати Божией для получения помощи и поддержки. Бог приготовил славный пир, но только от тебя зависит, будешь ли ты брать и наслаждаться яствами с этого стола. Притом в притче сказано, что кому было мало дано, тот не уразумел назначения своего дара и не стал жить им, получая жизнь от него, а просто закопал его в себе. А ведь многие так и живут по принципу «как бы чего не вышло» и боятся хоть чем-то проявить себя в духовном мире. Потому, если у тебя даже самый маленький дар, то он всё равно должен быть явлен в тебе. Бог Свои дары дарует не только для тебя одного, но для всего Тела. Насколько растём мы, настолько растет и Тело. И так будет продолжаться до полноты возраста Христова. И своим ростом мы приближаем этот долгожданный день.
Не надо тешиться мыслями, будто всё обойдется без меня, пусть я лучше постою в стороночке, а те, кто впереди, пусть возрастают. Такого быть не может, что нога растёт, а рука отказывается расти. Все мы возрастаем вместе, сообща. А если ты не видишь в себе роста, то это указывает на то, что ты, во-первых, не трудишься Божьей благодатью, и она тщетна в тебе, а во-вторых, находишься вне Тела Христова. Раз в тебе нет роста, то нет и жизни, а Его Тело – живое, и состоит из живых, а не из мёртвых членов.
Кн. Это уж больно резко, делать такие выводы.
Ав. Это истина, и её верность нисколько не зависит от твоей собственной точки зрения. Мы спасаемся благодатью, но во Христе, в Теле. Без этого теряется весь смысл благодати, ибо она направлена как на нас самих, так и на всё Тело. Всё это неразрывно связано, и если я уповаю только на благодать, а до Тела (Церкви) мне нет никакого дела, то всё моё упование ложно. Как раз только лишь в Теле моя благодать и может быть выражена наилучшим образом. Ведь миру ни духовные дары, ни служение благодатью совершенно не нужны. Мир отвергает Бога, и уж тем более ему чужда благодать. Ибо она в первую очередь обличит его о грехе, о правде, о суде. А миру такие речи неприятны.
Иоанн Креститель как раз и говорил о покаянии. Его проповедь и служение было в преддверии Христа. Имя Иоанна и переводится, как «благодать Божья». Слова Иоанна Крестителя были резки, нелицеприятны, и на первый взгляд казались судом, грозным приговором. Но на самом деле всё это было действие благодати Божьей. Мир воспринимает истинное служение благодатью как зло, которое обличает и порочит его «славное имя», сулит суды и говорит о каких-то страшных вещах. И мир в лице царя Ирода убивает Иоанна (благодать), дабы не слышать этих грозных речей.
Так и любой человек, живущий в городе, в чьём сердце гнездится грех и мир, будет превратно понимать действие благодати Божьей, ибо она направлена на то, чтобы:
1- указать человеку на его порочную плотскую сущность,
2- открыть путь освобождения,
3- помочь следовать по этому пути
4- и в итоге доставить ему спасение и ввести в Царство Божие.
Но всё это опять же приобретается в процессе, в течении всей жизни. Я не могу по истине утверждать, что имею всё это уже на земле, ибо оно откроется только в будущем, на небесах, а я пока живу на земле, где царит ложь и беззаконие, и обольщению так легко проникнуть и завладеть сердцем. Но по благодати я так могу говорить, потому что оно принадлежит мне.
Страшно то, что люди, не отделяя благодати от истины, всё то, что даровано нам по благодати, авансом, выдают за истинное, что уже якобы принадлежит всем. Истинное, то, что непреложно – оно есть, реально и действительно. А если я ещё осознаю свою греховную природу и грешу, то как могу самоуверенно утверждать о своем безоговорочном спасении, как о свершившемся факте, являясь одновременно рабом греха. Это страшное заблуждение, и оно страшно тем, что очень широко и прочно распространенно среди народа Божьего. Они говорят: «Я спасён, хотя и грешу». Благодать и грех – это две несовместимые противоположности. Благодать и дана для искоренения греха, но никак не для его оправдания.
Благодать явлена в Творении, через неё можно постичь истину и мудрость Божию.
Благодать требует труда, и плоды своих усилий мы узрим не сразу, а со временем. Но жадной плотской натуре хочется этого немедленно, сейчас. Для чего? Скорее всего, для насыщения себя, чтобы, живя на земле, уже быть господами и царями. Такие души не хотят быть гонимыми за крест Христов, за правду. Утешаясь ложной надеждой, они не видят всей пагубности, такого скользкого пути. Помышляют о спасении, тогда как не ударили палец о палец для этого, а наоборот, злословят любые слова, направленные на приближение дня отчёта за свою жизнь. Такие двоедушные люди, на словах оправдываясь Божьей благодатью, на самом деле пытаются оправдаться ложной благодатью, не различая, что есть благодать, а что есть истина.
Ложная благодать – это благодать без принятия истины, когда на то, что нам дарует только благодать, мы ставим печать истины, принимая за безоговорочный факт. Например, когда говорим о спасении, как об окончательном факте, и отрицаем любые намёки на возможность потерять его. Считая так, душа возводит это в ранг истины, а истина исключает любые варианты, ибо она неоспорима. Но на самом деле спасение – это дар благодати, а не истины, и оно ещё подразумевает под собой то, что если человек не станет его утверждать, то может его лишиться. Слово говорит также о том, что теоретически мы спасены, но по истине – нет, ибо живём на земле, и наш путь еще не пройден, а награда причитается всегда в конце, а не в начале. Посему надо непрестанно утверждать спасение в своей жизни. А для этого и предназначен путь Христов. Он указал нам этот путь, и нам остаётся или последовать по нему, или отвергнуть, как сделали многие, считавшие себя богоизбранным народом.
Кн. Ты хочешь уверить меня, что я имею не Божью благодать?
Ав. Нет, благодать исходит только от одного Бога, от Духа Его, поэтому благодать именуется Его Именем. Но то, что она может быть тщетна в тебе, суди сам по своими делам и словам. И если ты основываешься только лишь на благодати и отвергаешь истину, то твоё хождение будет лишено в итоге благодати Божией, ибо она неотделима от истины и извращается необновлённым мирским мышлением. Всякое отделение благодати от истины искажает Слово и, по сути, извращает Его. Посему, как благодати нет без истины, так и истины нет без благодати. В этом полнота, в этом Христос. Все иное ложное.

Так закончился второй разговор Авеля и Каина о действии и предназначении Божьей благодати.

Каин призадумался. Он не мог сейчас ничего возразить или защитить себя, потому что чувствовал некую неуверенность и колебания. Он впервые ощутил, что его, как ему казалось, незыблемое основание, утверждённое многими и многими, куда-то безвозвратно расползалось. Слова Авеля были для него совершенно новы. И то, что благодать и истина - это не одно, а две противоположные сути одного, стало для Каина, как гром среди ясного неба. Его разум судорожно блуждал, пытаясь уцепиться хоть за какую-нибудь крепкую опору в познаниях, но всё обламывалось прямо на глазах, разбиваясь о твёрдые и уверенные слова Авеля.
Посему Каин решил пока оставить этот разговор, чтобы со временем снова вернуться к нему. Он молча кивнул головой и побрёл назад, в сторону города. И по мере того, как он удалялся от Авеля, первоначальное смущение понемногу покидало его сердце, а когда он встретил двух своих приятелей и перекинулся с ними парой слов, последние следы удручённости и печали покинули его лицо, и он с удовольствием отметил про себя, что как хорошо быть в родном городе, где все думают и живут так же, как и ты.
Между тем, мрак тёмным крылом покрыл золотые купола города…

Прошло некоторое время, и дорожки Каина и Авеля опять пересеклись. За прошедшее время Каин был много наслышан о своем брате, как о некоем смутьяне, который подвергал резкой критике все общепринятые догмы вероучения, наводя растерянность и страх своими смелыми речами среди соплеменников Каина. Впрочем, Каин и сам убеждался не раз в личных беседах с Авелем, что его суждения иные, нежели у него самого. Но согласиться с ними ему что-то мешало, и прежде всего это была его собственная гордость и сила общепринятого мнения. На этот же раз Каин решил лично удостовериться в том ,что Авель говорит о вере, поэтому Каин сразу с этого и начал.


РАЗГОВОР 3

Кн. Правда ли то, что ты утверждаешь, будто бы у нас, здешних жителей, нет веры? Этим ты противопоставляешь себя целому обществу! Да мало что обществу, всему миру!
Ав. Я всем говорю одно: всякое дерево познаётся по своему плоду. Не может худое дерево приносить плод добрый, а доброе дерево – худой плод. А дела вашего рода показывают именно то, что они худы, а раз дела худы, то ваше учение и хождение перед Богом – худо. Ибо это худо живет в вас самих, это грех, а где есть грех – там нет веры.
Кн. Но ведь ты и сам причислен к нашему роду?
Ав. По духу – нет, а плоть для меня уже не играет роли. Всякие плотские узы непрочны, и я не основываюсь на них. К тому же, ваш род избрал ложный путь, и только лишь внешне прикрывается верой.
Кн. Но послушай, любезный, вера всем нам дарована Богом. А Он никак не может даровать нам худую веру, ибо написано: «Всякий дар, сходящий с неба, совершен». И Бог не даёт плохого!
Ав. Да, это ты правильно говоришь, что дар Божий совершен, и Он не может давать нам плохого. И та вера, что Бог предлагает нам, тоже совершенна. Но есть разница между тем, что называет верой Бог и предлагает нам, и тем, что называем верой мы, пытаясь выдать своё, человеческое, за Божие. Это подлог.
Кн. Так ты разделяешь веру?!
Ав. Да, я отделяю веру от неверия. Есть вера Божия, а есть природная, человеческая, и сейчас я докажу тебе это…
Кн. Но вера едина и неделима! Что за ересь ты несёшь относительно какого-то разделения веры? Да и потом, разве есть человеческая вера? Я нигде в Писании этого не видел.
Ав. Здесь я скажу, чтобы тебе и в дальнейшем было понятно, что всё в мире разделено надвое. Вся современная наука строится на двоичной системе, и весь мир состоит из борьбы и взаимодействия противоположностей. Поэтому надо на всё смотреть через эту призму двоичности, где двумя крайними полюсами одного мира являются благодать и истина. Исходя из всего этого и вера также есть ложная человеческая, а есть истинная Божия. Это очень важно различать.
Божия вера истинна. Бог только одно называет верой, и не может быть множество вер: у меня - такая, а у тебя - иная. Божья вера одна, а вот человеческих – великое множество. Сколько людей - столько и вер. Ложная вера всегда ближе человеку, потому что всякий человек есть ложь. Чтобы по человечески верить, не нужно делать над собой никаких усилий. Здесь не требуется ни знание, ни поиск, ни духовные мучения. Ты, собственно, основываешься на себе и веришь в то, во что тебе выгодно верить, и так, как хочется. Все очень просто: верь, как хочешь и живи, как нравится. И здесь вся власть отдана человеческим чувствам и воображению. А так как все люди разные, то, соответственно им, и их веры разные. Каждый базируется на себе, на том, как он понимает и видит Бога, подминая Священное Писание под собственную точку зрения. Он будет постоянно видеть там противоречия, так как сам находится в какой-то из крайностей. Человеческая вера очень лукава, она всегда права в своих глазах и больше основана на мистике чувств, нежели на Слове. Это подобно колдовству. Такая вера ненавидит истину, ибо истина имеет утвержденное и непоколебимое основание, тогда как человеческая вера безосновательна, расплывчата, неопределённа и переменчива: сегодня я верю так, а завтра эдак. Такое колебание указывает на неистинность веры. И не играет роли, какое лицо её исповедует. А раз вера не истинна, то и всё упование на Бога тщетно. Библия устами Христа призывает нас всех: «Имейте веру Божию» Марк 11:23. Этими словами Христос указывает на то, что Божия вера неизвестна народу, а то, что они называют верой, не является ею по правде. И это было сказано не людям бездны, а верующим в Единого Бога. Израильский народ времён Иисуса Христа был твёрдо убеждён, что имеет веру, так как являлся народом Божьим, отделённым от мира. У них был закон, храм, Писание. Поэтому их так удивили слова Христа, указывающие на то, что они не знают и не имеют истинной веры. А ведь все последующие события Евангелия подтверждают это, ибо если бы они имели веру, то не распяли бы Господа Славы. Только неверие может творить произвол и беззаконие. Такой человек полагается только на себя, на свой разум и силу. Он верит в себя, но не в Бога. Посему «народ Божий» так удивился этим словам Христа. И не просто удивился, а разозлился, ибо слова Его полностью рушили все их надежды, упования, учения. И потому не удивительно, что непримиримые религиозные враги все разом объединились против Христа на основании веры в свою праведность перед Богом. И тем самым отвергли и убили Его Самого. Это только внешняя причина, подлинная же – внутренняя: ненависть и зависть, которые и двигали их на путь преступления. А своей внешней, мнимой праведностью, судом и верой они осудили Самого Бога, чем и показали всю ложность своей веры.
Так и сегодняшний «народ Божий», носящий имя Христа, уверен о себе, что имеет веру, потому что у них есть храм, учение, Писание. Не одно ли это?
Но только своей человеческой верой они так же осуждают веру Божию, почитая ее за безумие, или, к своему осуждению, даже за сатанинскую, пугаясь её слов и дел. Ведь так и Христа почитали Веельзевулом и кричали, что в Нём бес. В глазах лжи истина всегда будет считаться ложью, потому что ложь сама считает себя истиной и ни за что не хочет поступиться этим. На то она и ложь, чтобы творить неправду и беззаконие.
Кн. Подожди! Ты так и не дал четкого различия на основании Библии, что есть вера Божия, а что есть вера человеческая. Притом, читая Библию, я ни разу не находил такого понятия, как вера человеческая. Не игра ли это твоего бурного воображения? Не следует ничего прибавлять к Писанию!
Ав. Но нельзя и убавлять, а тем более переиначивать и подминать его под себя. Ты читаешь Библию по букве и хочешь понять её подлинный смысл, тогда как это духовная книга и написана Духом. Посему открыть её и дать разумение может только Дух. А что такое есть вера Божия, я покажу тебе на основании Библии.
Во-первых, вера – это огонь. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и вы будете подобны людям ожидающим возвращения господина своего…» Лк. 12:35-36.
Наш господин – Господь Иисус Христос. И все мы ожидаем Его возвращения. Ожидаем мы Его верою, и наша вера не спрятана под сосуд, а явлена всем вокруг, дабы люди знали, что среди них есть горящие светильники. Этот светильник и является верою. Наша вера должна быть не тлеющей, не потухшей, а именно горящей. И этот огонь избавит нас от холода и теплоты, в нём сгорит вся нечистота. Только такая вера угодна Богу, когда душа пламенеет и горит по Нему.
Во-вторых, вера - это Дух. Это наше определенное состояние. Это не душа, не чувства, не разум, вера – это Дух. «Светильник Господень – дух человека». Пр. 20:27. Этот дух и есть вера. Именно через веру может быть видим Господь в нас. Не через богатую душу, не через чувства, а через ДУХ, через ВЕРУ.
Но люди пытаются своими чувствами, эмоциями показать и выразить Бога, а тем самым выражают не Его, а себя. Они думают, что чем больше будут рыдать на молитвах или громче петь, тем они как-то проявят себя перед Богом и покажут всем свою духовность. Но это далеко не так. Это всё наши чувства, наше сердце. А оно, как известно, крайне испорчено и лукаво. Дух свят и безгрешен. Только Он Сам может выразить, явить, показать Святого Бога, в Котором нет и тени греха. Многие же допускают мысль, что грех уничтожить невозможно, и они будут вечно находиться под его игом. А через такие убеждения просто невозможно являть собой истинного Бога, давать свободу Святому Духу и иметь спасительную веру. Каждый станет являть собой иного Бога, который во всем устраивает их, а это означает поклоняться идолу.
Душевному христианину трудно уверовать в духовного Бога, ибо он уже уверен о себе, что знает Бога и имеет веру, не вдаваясь в то, какая она. А такое душевное богатство и невежество не дают принять веру Божию.
Параметром веры Божией, является духовная жизнь, жизнь по духу. Параметром же веры человеческой является жизнь по плоти. И каждый сам в себе знает, чем он действительно живёт – плотью или духом. «О горнем помышляйте, а не о земном». Колос.3:2. Только вера Божия даёт нам желание помышлять о горнем. Она сама поднимает нас ввысь, в небо. Если же все наши помыслы о земном, то это не вера.
В третьих, вера есть творение правды. Это ее свойство - творить правду. Человеческая вера не стремиться творить правды, так как сама является ложью. А ложь и правда - две противоположности. И чтобы творить правду, надо знать, в чем она. А вера и открывает нам, что есть правда Божия. Написано: «Искупи грехи твои правдой» Дан. 4:24. Мы искупаемся от грехов верою, и не просто верой, а творением её дел, дел правды. Божья вера будет всегда вести человека к ней. В другом месте сказано следующее: «Всякий делающий правду, рождён от Него». 1Ин. 2:29. Рождаемся мы в Нём опять же через веру. Признаком нашего рождения и того, что мы действительно в Нём, является творение правды. «В Нём открывается правда Божия от веру в веру». Римл. 1:17. Значит, вера Божия и правда Божия всегда идут рядом, и одно является прямым следствием другого.
Тот, кто не творит правды Божией, не имеет веры. Ибо, чтобы творить её, нужна вера. Правда в этом мире, подобна яркой вспышке света среди тьмы мрака, и мир ненавидит этот свет, в котором открываются его злые дела. Тьма всегда яростно сопротивляется свету правды, пытаясь всеми силами загасить, задушить, уничтожить его. Вот почему под жертвенником в книге Откровения были души убиенных за слово свидетельства правды Божией.
В четвертых, вера - это великое дерзновение. Это полная свобода от страха, от рабства закона, греха. Она есть безумие в глазах самоправедного мира. Закон не противоречит мудрости века сего, наоборот, он упорядочивает и утверждает её. Вера же всегда безумие в глазах самоправедного закона, потому что она обличает безумие мира. Написано: «Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, и имея обетование, принёс единородного». Евр.11:17. Не безумием ли в глазах закона, который ясно говорит «не убей», было принести в жертву Богу своего единственного и долгожданного сына? Закон и мир никогда не пошли бы на такие жертвы. Поэтому Павел и говорит: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры».1 Кор. 4:10 И «…мудрость мира сего, есть безумие пред Богом» 1Кор. 3:19. Божья вера дает силу и право делать то, что закон порицает и осуждает. Вот почему для законников было непонятно, почему Христос срывал колосья и исцелял в субботу, ходил с мытарями и блудницами и говорил, что Он - Сын Божий.
В пятых, вера- это путь. Павел в конце своей земной жизни, подводя итог всему, сказал следующее: «…я …течение совершил, веру сохранил». 2Тим. 4:7. Все те великие дела, что делал Павел, он совершал верою и для веры. Он знал духовный закон, знал, через что можно иметь и как сохранить свою веру до конца. А для этого просто надо каждодневно жить ею, пускать ее в оборот, чтоб она была живая и действенная, а не законсервированная без изменений, как в банке, до лучших времён.
Верою и ради веры Павел жил, творя дела Божии. Посему Писание постоянно призывает нас утверждать веру, исследовать себя, имеем ли мы веру, а не безрассудно идти, не зная и не ведая своего конца.
Из всего этого, можно сделать следующий важный вывод, что же такое вера Божия.
Вера – это определенное состояние духа, при котором чресла препоясаны, а светильники горящи, состояние, постоянно утверждающее нас на пути жизни и света, и дающее реальный духовный рост.
Кн. Ты мне много наговорил, но это ещё надобно проверить, так ли оно. Библия же нам дает ясное определение веры на основании Евр.11:1: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и любой из нашего города скажет тебе то же. К тому же это слова столь часто тобой упоминаемого апостола Павла. Ты же не хочешь поставить их под сомнение, ставя свои домыслы выше Слова Божьего?
Ав. Это вовсе не домыслы. И я отвечаю тебе Словом Божьим. То же определение, что ты мне сейчас привел, не вполне точно отражает веру.
Кн. Ты ставишь под сомнение правильность слов Божьих?
Ав. Написано, что «слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей – исследывать» Пр.25:2. Вера – это великий дар, но в то же время и великая тайна Божия. Это драгоценность. А никакая драгоценность не лежит на поверхности. На поверхности лишь глина да песок. Поэтому, чтобы уразуметь веру, надобно посвятить ей всю жизнь. Это не лозунги, не цитаты, не какие-то формулировки. Вера – это жизнь!
Кн. Но ты всё же не ответил на мой вопрос относительно Евр.11:1. Ты отвергаешь это место Писания?
Ав. Нет. Я не отвергаю, но я расширяю смысл веры. Ведь если мы возьмём только такое определение, то оно подойдёт под многих беззаконников. Исходя из него получается, что вера – это надежда на то, чего сегодня не имеешь, но в конце концов получишь.
Но вера - это прежде всего путь, а не просто вера во что-то. Она не пассивная, а напротив, деятельная. Стоять в вере, ожидая обрести что либо - это не бездействие, а постоянное превозмогание себя, усилие, рывок вперед, к невиданным далям и высотам. Именно прилагая эти усилия, мы входим в Царство Божие.
Верою мы приближаем час осуществления нашего ожидания, и своим праведным исповеданием утверждаем уверенность в невидимом. Например, первосвященник Каиафа совершал жертвоприношения в храме, будучи уверен о себе, что этим он служит Богу. Но когда пришел Сам Бог во плоти в образе Иисуса Христа, то этот «праведный» Каиафа не только не уверовал в Него, а распял, вдоволь насмеявшись над Ним. Или жертвоприношения библейского Каина, которые привели к убийству брата? А ведь они оба Бога не видели, но верили в Него, и каждый служил Ему по своей вере. Но такое служение и такая вера Каина были отвергнуты Богом. Почему? Они ведь верили, а значит имели веру? Да, но только это была не Божия вера, а, увы, человеческая. Она и привела в итоге к отступничеству, хотя, на первый взгляд и казалась настоящей.
Говоря о вере, Библия, всегда имеет в виду только веру Божью. Иной веры в глазах истины НЕТ. Человек же, читая о вере, по собственному невежеству пытается подставить под неё свое понимание, выдавая свою веру за Божию. С этого и начинается путь обольщения себя и ожесточение сердца относительно истины. Потому следует постоянно сверять свою веру с Божьими стандартами слова, то есть с той верой, о которой говорит Библия, а не пытаться выдавать свое понимание за Божие, подминая Писание под себя.
Кн. У тебя смелые рассуждения. Но тогда, исходя из этого, получается, что ни у кого нет веры? Ведь те стандарты, что ты предлагаешь, невозможно иметь в реальной жизни.
Ав. Это не я предлагаю тебе стандарты веры Божьей, и они не мои. Бог говорит через Библию о Себе, предлагая нам всем Свои стандарты. Сегодняшним исповедателям Христа было бы полезно вникнуть в себя, имеют ли они живую веру Божию, основанную не на человеческих вымыслах, а на Его Слове. Или же у них только видимость веры, которая по сути мертва в их жизни и по большей части основана на обрядах и традициях. Ибо сегодня вера сведена до минимума, она говорит: участвуй в исполнении обрядов, ходи на собрания, имей подобающий благочестивый вид, но не забывай и о себе. И всё это значит, что ты имеешь веру.
Но разве это требования веры?! Конечно, нет! Всего этого требует закон, а он приводит к половинчатому служению и посвящению Богу, когда ты внешне вроде бы с Богом, а внутри у тебя иные идеалы. К сожалению, это удобный способ быть с Богом, и многие клюют на эту удочку. Ведь так легко показаться имеющим веру, чем действительно жить и иметь её. Люди стараются ходить перед людьми, где тебе и слава, и честь, и уважение, и почёт. Но важнее не внешнее, а внутреннее. Вера требует всего тебя, полного, стопроцентного посвящения Богу, Духу, и ни одного процента миру. Ибо один, даже маленький, процентик миру способен уничтожить всю веру. Это как капля ржавчины на хорошо отполированной дощечке, которая со временем покроет её полностью. Потому-то тебя и пугают мои слова относительно истинной веры, ведь в тебе есть мир, и он изнутри съедает тебя. Тяга к нему удерживает тебя от принятия этой истины, ибо с её приходом в твою жизнь тебе придется расстаться с миром, а это пугает тебя. Ты ищешь удобное половинчатое положение, и нашим, и вашим. Но с Богом так не выйдет. Здесь всё, или ничего, третьего не дано.
Если бы у тебя и твоих соплеменников действительно была вера Божия, то ты не задавал бы этих лукавых вопросов, а слушал бы и подвизался со мной за чистоту и святость.
Кн. Всем этим ты хочешь сказать, что только один имеешь настоящую веру и будешь спасён, а у всех нас вера ложная?
Ав. Ты так насмешливо говоришь это, потому что не видишь разницы между истиной и ложью. Я же никак не могу смиряться с неправдой и беззаконием, когда свет называют тьмою, а тьму – светом. И тем более, когда всё это прикрывается Святым Именем Божьим, делая Его причастником греху. Ты не видишь этого, потому что между моей и твоей верой существует огромная разница. И если я верю в правду и свет, во что же веришь ты?
Кн. Я тоже верю в свет…
Ав. По твоим лукавым речам я этого не вижу. Наоборот, ты защищаешь грех, хулишь совершенство. Всё это - дела тьмы. Вера Божия сама будет свидетельствовать о себе, надо лишь оказаться верным, а не пытаться самому защищать свою веру. И если я противопоставляю себя вам, значит у меня есть на то основание, ибо «…не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Ин.3:27.
Кн. Но ты так и не ответил мне. Только ты один имеешь правильную веру?
Ав. Я посвятил себя Богу, а Он Сам свидетельствует о Своём.
Кн. Ну так и я, и он, и все мы посвятили себя Богу. В нашем городе многие могут сказать так.
Ав. Сказать не есть сделать. Написано: «Дружба с миром есть вражда против Бога.» Иак.4:4 «Кто любит мир, в том нет любви Отчей»1Ин. 2:15. «Не можете служить Богу и маммоне» Мф.6:24. Вот что говорит Библия! «Кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности». Рим. 6:16.
Кн. Мы исполняем волю Божью.
Ав. А в чем, по-вашему, заключается эта воля?
Кн. Ну, служить Богу, любить Бога, помогать ближнему…
Ав. Иными словами – «возлюби Бога и ближнего».
Кн. Да, конечно, это есть воля Божия.
Ав. Нет! Это воля закона. Воля Божия – это вера!
Кн. Ну хорошо. Я не стану с тобой больше спорить. Подожди меня немного, я схожу за своим духовными наставником. Он человек начитанный, образованный, хорошо знает Писание. К тому же он вероучитель и умеет доходчиво объяснять. Посмотрим, как ты сможешь ему что-либо противопоставить и доказать. Как бы тебе самому не оказаться изобличённым в ереси и лжи! Ты пытаешься мне самому навесить ярлык невежества, но сейчас увидим, что ты ответишь ему.
На этом закончился третий разговор между Авелем и Каином о вере.

И Каин быстро направился в сторону большой башни. Её хорошо отёсанные и отполированные камни были сложены в гладкую неприступную стену. От неё веяло могильным холодом, внушавшим какую-то рабскую покорность и сломленность. Нигде в этой высокой башне не было и признаков жизни. Лишь тусклый свет, просачивался сквозь единственное окошко на самом верху. Видимо к этому свету и поднимался Каин…


Рецензии