Евтушенко - наш современник

Я, к сожалению, не была ни разу в Политехническом, хотя всех выступавших там поэтов - шестидесятников с полным правом называю поэтами моей юности. Окуджава, Вознесенский, Бэла Ахмадулина, Рождественский… Но у меня была только книжка стихов Евтушенко, такая небольшая, синяя. И эту книжку я таскала повсюду, читала в транспорте, в очередях, на скучных лекциях. Ею я заразила и всех моих студенческих друзей. Мы брали её в походы, и у костра читали эти стихи. Конечно, пели у костра и песни Окуджавы, Визбора, Ады Якушевой, но стихи из этой книжки мы читали постоянно и про себя, и вслух. Не только вечером, но и днём на берегу озера, греясь на солнышке, кто-нибудь, уткнувшись носом в синий томик, вдруг восклицал: «А вот послушайте!». Всё было так созвучно тому, чем мы жили, о чём думали и спорили.

Потом наступили другие времена. Ещё был у меня один всплеск интереса к Евтушенко, когда вышла его поэма «Казанский университет». В стране был застой, и я читаю в этой поэме: «Как в империи ненастно, как опасно дует ветр, но а ты застыл на «ясно», государства барометр». И вдруг понимаю, что это не про то время - перед революцией, той ещё, Октябрьской, а и про наше. Ещё запомнились строчки про молодых романтиков - « С верой, даже без креста, через все «Исус воскресе!» всех, кто предали Христа.» Евтушенко оказался пророком, сейчас мы уже знаем, чем закончился тот застой. Я уже работала в НИИ, и мы с подружкой стали выписывать цитаты из этой поэмы и всюду развешивать в институте. Там ведь тоже были порядки те ещё - сплошное враньё и победные отчёты, а молодые сотрудники с утра приносили ящики с пивом - на весь день хватало. Мы же свой протест выражали именно этими стихами.

Думаю, что лет 40 тому назад и не надо было писать всё это - Евтушенко хорошо знали, знали его стихи. Но сегодня захотелось написать - читать поэтов стали мало. В литературных обзорах по TV (Н, Александров) и по радио (Эхо Москвы) обсуждается в основном проза. Только один раз и слышала, как сам же Евтушенко рассказывал о молодых поэтах. Но поэт Евтушенко был и остаётся нашим современником.
 
На некоторое время Евтушенко ушёл куда-то в тень. Но сейчас он вернулся, о нём снова заговорили, он стал появляться на TV, я пошла в книжный и купила книжку, опять небольшую, - последних стихов, начиная с 90-х годов. И снова нашла строки про нас - тех, кто был с ним в шестидесятых, и мы опять думаем одинаково.

«Сколько б жизнь меня не ухудшала,
Я из тех,
       в ком вечен Окуджава…

…ни надежд,
       ни диссидентов нет.

Каждой новой власти не под стать
Те, кто помогли ей властью стать.»
       («Похороны Окуджавы»)


Стихи Евтушенко по-прежнему актуальны и в 95-ом, когда были написаны, и сейчас.

“Я русский. Он грузин. Кавказ теперь - как морг.
Идёт людей с людьми бессмысленная битва.
И если мёртв мой друг, народ мой тоже мёртв,
и если он убит - страна моя убита…

Не склеить нам страну, что выпала из рук….»

И о России - почти по-Лермонтовски - стихотворение «Предутро».

«Россию любить - разнесчастное счастье.
К ней жилами собственными пришит.
Россию люблю, а вот все её власти
Хотел бы любить, но - простите - тошнит.»

Я не критик, не литературовед. Это чисто эмоциональное восприятие поэзии. Не берусь судить о художественных особенностях стихов Евтушенко. У него не всегда ровный стих: читаешь, читаешь и вдруг спотыкаешься на нарушенный ритм стихотворения. Но есть потрясающие строки, вот хотя бы его знаменитые стихи, посвященные Б. Ахмадулиной :

«Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в праздной суете
разнообразные не те…

Со мною вот что происходит,
совсем не та ко мне приходит:
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт…

О, кто-нибудь, приди, нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость близких душ!»

Татьяна Толстая как-то заметила, что в современной литературе много чувств, эмоций, но мало мыслей. У Евтушенко этого недостатка нет.

Евтушенко, конечно, по воздействию, по гражданственности, если хотите, - это прежде всего поэт - политик, «поэт - политик поневоле», - его слова в посвящении Блоку.
«Танки идут по Праге», «Дай Бог, не вляпаться во власть» и, конечно же «Бабий Яр» - это гражданская лирика в высоком смысле этого слова. Ну а как же иначе? Он рос и воспитывался советской системой, где «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и ещё быть «поэтом - горланом». По-моему, в своё время все знали наизусть его стихотворение «Письмо к Есенину».

«Когда румяный комсомольский вождь
на нас,
       поэтов,
       кулаком грохочет
и хочет наши души мять как воск,
и вылепить своё подобье хочет,
его слова, Есенин, не страшны,
но тяжко быть от этого весёлым,
и мне не хочется,
       поверь,
       задрав штаны,
бежать вослед за этим комсомолом.»


Однако, у него есть и иного рода стихи. Помните фильм Рязанова «Забытая мелодия для флейты»? Там кочующий по стране хор поёт странную песню:
 
«Весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне…»

Это глубоко лиричное стихотворение Евтушенко «Заклинание», но благодаря стараниям неугомонного Рязанова песня в фильме, повторенная много раз в различных антуражах, звучит комично. Тем не менее, остаётся в памяти - и слова, и мелодия.

Есть у Евтушенко повесть в стихах «Голубь в Сантьяго». Она о самоубийстве, у поэта тоже был мрачный период в его жизни. По словам автора и по письмам многих читателей поэма спасла от самоубийства сотни людей. Таково воздействие поэзии.

Евтушенко создал замечательный сборник - «Антологию русской поэзии», но он создал и собственный цикл стихов, посвящённый русским поэтам. Сначала я хотела написать, что он трепетно пишет о них, но когда дочитала до конца, поняла, что трепета там нет, а есть уважение к поэту и его труду. Например, о Блоке -

«…и там, где огнь гудит, развихрясь,
где людям видится Антихрист,
он видит всё-таки Христа.»

Очень необычно, но точно об Анне Ахматовой.

Я, однако, не согласна с ним, когда он против того, чтобы называть женщин поэтессами. Ведь мы же говорим «учительница», «спортсменка» и т.п. Почему надо стесняться женского звучания в профессиях? Хотя, честно говоря, мне как раз звучание, свистящее, и не нравится в таких словах, как стюардесса, поэтесса, принцесса. У нас на Руси были не принцессы, а царевны.

И хочется закончить словами Евтушенко, написанными в 2004 году:

“Русь, будь великой на здоровье,
и буду я тобой велик,
но не за счёт великой крови,
а лишь за счёт великих книг.»


Рецензии
Таня! Большое спасибо за это взволнованное и проникнутое искрен-
ней любовью к поэту эссе. Что бы ни писали определенного толка
критики, Евтушенко - "лучший,талантливейший поэт НАШЕЙ эпохи",
поэт-лирик и поэт-гражданин, любящий свою Родину и свой народ,
как дай бог любить их каждому. Я люблю Евтушенко со студнческих
лет, когда прочитал его сборник "Третий снег" и потом все годы
следил за его творчеством и его жизнью. Несколько лет назад мне
выпало счастье быть на его вечере, разговаривать с ним и даже
подарить ему свой стих "Сжигали чучело",посвященный ему.Этот стих
у меня напечатан на Стихи Ру, но специально для Вас я его пере-
печатаю на этот сервер. Еще раз спасибо. С уважением.

Аркадий Белкин   26.04.2010 18:37     Заявить о нарушении
Прошу прощения,я ошибся - сборник Евтушенко называется "Обещание"
и издан он в 1957 году.А.Белкин.

Аркадий Белкин   26.04.2010 18:50   Заявить о нарушении
Спасибо, Аркадий. Мне, честно говоря, жалко этих "определённого толка критиков" Евтушенко. Они не смогли понять и прочувствовать, что давала и сейчас даёт нам его поэзия.
Прочитала Ваше "Сжигали чучело". Сильное стихотворение. Но я его уже где-то читала или слышала. Вы его, кроме Стихи.ру нигде не публиковали?
С уважением.

Татьяна Синева   28.04.2010 01:59   Заявить о нарушении
Нет,кроме стихиры,нигде не публиковал. Да и концовка там не для
печати. Возможно,Вы читали у самого Евтушенко стих на эту же тему.
Но он в совершенно иной тональности. Допускаю,что Евтушенко мог
опубликовать его сам где-то,так как я ему подарил этот стих.

Аркадий Белкин   28.04.2010 03:28   Заявить о нарушении
Да, у меня такое впечатление, что слышала этот стих или даже часть его из уст самого Евтушенко где-то на его встрече с читателями.

Татьяна Синева   28.04.2010 14:04   Заявить о нарушении
Спасибо! Это приятно сознавать. О Евтушенко я написал еще и в
очерке "Бабий Яр". С уважением. А.Белкин.

Аркадий Белкин   28.04.2010 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.