Дорога в Ауровиль. Глава 2. Карта мира

На стене в ванной комнате мой семилетний сын прикрепил большую - в полстены - политическую карту мира. Я лежу в ванной и смотрю на нее. Взгляд скользит по материкам и странам, вороша память в поисках накопившейся там информации и вытаскивая воспоминания о разнообразных поездках.
 

Америка…Америку я не люблю. Какая-то она не родная. Я имею в виду весь континент, его природу, просто те ощущения, которые испытываю, находясь там. Если говорить о Соединенных Штатах, то там мне не нравится очень многое. Во-первых, там отсутствуют альтернативы. Сейчас объясню, что я имею в виду.
Однажды я заблудился в городе Пасадена. Дело было так: мы сидели вечером в баре и пили пиво. Пиво было хорошее, компания веселая, официантки симпатичные и раскованные. Короче говоря, выпили мы много. В какой-то момент я решил, что мне пора спать, попрощался и пошел в мотель - он был минутах в пятнадцати ходьбы. Задумавшись о чем-то, я через некоторое время обнаружил, что нахожусь в совершенно незнакомой местности. Я спросил у проходившего мимо негра, как мне пройти к Arroyo Parkway. Он показал направление и подробно объяснил. Я зашагал дальше. Минут через тридцать у меня возникло ощущение, что опять иду не туда. Белых людей в этот поздний час на улице не наблюдалось, поэтому снова пришлось обратиться к представителю нацменьшинства. Тот также подробно объяснил дорогу. Получалось, что направление я держал правильное. Взбодрившись, я двинулся дальше. Еще через полчаса город закончился. Передо мной открылись горы.
Наш мотель находился в южной части Пасадены, то есть в стороне, противоположной горам. Я посмотрел на табличку с названием улицы - там было написано: «Arroyo Boulevard». Эти два идиота послали меня на другую улицу!
Было уже около двух часов ночи. Рестораны и магазины закрыты, тротуары пусты и лишь по улице проезжали редкие машины. С полчаса я стоял у дороги, вытянув руку и подняв вверх большой палец, как учили американские фильмы. За это время мимо проехали два или три такси, но ни одно не остановилось. Увидев одинокого прохожего (естественно, негра) я подошел к нему и спросил, не подскажет ли он, как мне взять такси?
- Вы должны позвонить, - ответил он.
Я объяснил, что у меня нет телефона.
- Тогда вам нужно зайти в кафе или аптеку и позвонить оттуда.
- Но все же закрыто! – воскликнул я.
- Да, все закрыто, - подтвердил он.
- Так как же мне взять такси? – еще раз спросил я.
- Вы должны позвонить.
Поняв, что разговор пошел по кругу, я отправился пешком. Самое обидное, что с этой точки прекрасно была видна башня гостиницы «Хилтон», рядом с которой располагался мотель, где мы жили. Но, спустившись немного вниз, я сразу оказывался среди многоэтажных домов и терял ориентиры. Названия улиц мне ничего не говорили, прохожих уже совсем не было, за исключением пары абсолютно пьяных бомжей, к которым даже я побоялся обратиться. Каким-то образом я несколько раз совершал круг и выходил на ту же самую Arroyo Boulevard... Часам к шести утра я все-таки добрел до «Хилтона» и сел там в такси. За рулем сидел индус – настоящий сикх в чалме.
Возможна ли такая ситуация на Востоке? В большом городе, с деньгами в кармане человек не может доехать до гостиницы только потому, что у него нет телефона. Альтернативный путь решения проблемы отсутствует. Даже в Европе такая ситуация маловероятна. Впрочем, Америка – страна молодая и во многом еще недоразвитая.
Второе, что мне там не нравится, это массовая уверенность населения в том, что если много работать, то будешь хорошо жить. Я всегда думал, что нужно не много работать, а хорошо работать. Это наивное американское стремление к количеству, которое никак не перерастет в качество, стремление к тому, чтобы всего было побольше да покрупнее, в ущерб разнообразию и индивидуальности, оказывает на меня угнетающее воздействие. Гигантские порции отвратительной еды, огромные бумажные стаканы с безвкусным кофе, бесконечные магазины невыразительной одежды. Даже индийские лачуги кажутся мне интереснее, чем безликие американские дома...


Взгляд скользит дальше. Скандинавия: Исландия, Норвегия, Швеция и т.д. Я там был. Видел. Нереально красиво и скучно. Скучно до такой степени, что скулы сводит. Там очень хорошо быть человеком, отрешенным от суетности этого мира. Стоять надо всеми и снисходительно улыбаться. Я много думал о том, как достигнуть этого пофигестического состояния - почувствовать себя Григом или Мунком, отбросив одновременно все условности. Чутье мне подсказывало, что такой вариант возможен. Практика не дала результатов.. Я так и не понял, чем эти люди живут... Да и все гуру той культуры кончили плохо. Единственный из всех приличных писателей двадцатого века, воспевший нацизм, жил в Норвегии...
У жены подруга по институту уже двадцать лет живет в Финляндии. Все время звонит и ноет, как ее достала эта Финляндия. Раз в пять лет приезжает в Москву на десять дней и возвращается обратно с выпученными глазами - мол, как вы здесь живете?.. Потом год от нее ничего не слышно... Затем опять звонит и плачется, как ей там в Финляндии плохо... И так уже двадцать лет... Загадочная русская душа. Хотя по национальности она болгарка.


Россия... Вся жизнь связана с этой огромной и пугающей территорией. Я проехал большую часть этой страны, но так и не нашел места, где бы чувствовал себя спокойно и уютно. Этот фрагмент карты достоин отдельного романа - я не буду сейчас на нем останавливаться.


Сингапур, Таиланд, Малайзия... Страны, где за наркотики грозит «секир башка». Я не наркоман - и другим не советую. Но жить в стране, где за то, что какой-нибудь злобный или недобросовестный полицейский подкинет в твой карман пакетик героина, а ты пойдешь на эшафот... Мне не нравится такой расклад. Если государство казнит своих подданных за их слабости, я не могу уважать такое государство...


Австралия, Новая Зеландия, острова Туамоту и прочая Океания... Очень далеко Я знаю, что там бегают кенгуру, летает птица Киви, и туземцы не печалятся о переменах....
У меня был приятель, человек интересной судьбы. По национальности француз с русским именем Алеша он родился во Вьетнаме, а в девяностых оказался в России, где чуть не женился на американке. Потомок аристократов, он мог не думать о деньгах. Никаких занятий он себе не находил и целыми днями резался в компьютерные игры. Как-то мы сидели у него дома и курили длинные папиросы. Я обратил внимание, что на полке стоит огромное количество книг о рыбах. Оказалось, что он большой специалист по морской рыбе – в гастрономическом смысле – и много лет этим занимался. Здесь в те годы он не мог найти себе применения, так как рыба в магазинах продавалась только мороженая, а мороженая рыба, по его словам, пища вредная и невкусная. В его глазах всегда стояла грусть. Он оживлялся лишь тогда, когда речь заходила о рыбе. Промаявшись несколько лет в Москве, он собрался уезжать на Таити. Кроме картин Гогена и фразы из мультика «нас и здесь неплохо кормят» никаких ассоциаций с этим островом у меня не возникало. Его американская подруга ехать отказалась – она делала карьеру, и ни о каких тропиках слышать не желала. Он уехал один. Прожил там несколько лет, а потом перебрался во Вьетнам. Женился на вьетнамке, растит детей. По последним сведениям работает музыкантом – играет на барабане.
Я часто вспоминаю его аристократичные манеры, потрясающий английский, неторопливую манеру разговора. У него загорались глаза, когда речь заходила о рыбе. Он объяснил мне, что рыбу, которую продают в наших магазинах, есть нельзя. Я ему поверил. Но он не дал никакой альтернативы. Он не сказал, где брать рыбу, которую можно есть. Он позорно бежал на Таити. Дай ему, Бог, здоровья.
Я понял, что самая лучшая рыба ловится на Таити. Но стоит ли там жить?


Япония… Потрясающая кукольная страна. Не представляю себя там. Среди фотографий, снятых моей женой в Японии, главным хитом, приводившим всех в восторг, был снимок унитаза в гостиничном номере – технократическое сооружение, похожее на место пилота космического корабля. В кожаных подлокотниках вмонтированы пульты управления с огромным количеством кнопок. «Боязно садиться, - говорила жена, - все время кажется, нажмешь что-нибудь не то и катапультируешься». Кто-то сказал: в Японию прилетели инопланетяне, отстроились, научили японцев нажимать на кнопки и улетели.
Как-то засели мы на крутой студии в Лос-Анджелесе писать альбом. В один из дней тетушка Линда, менеджер студии, сказала: «Завтра вы будете писать вокал. Давайте будем это делать в студии «Б». Это было небольшое помещение, в отличие от студии «А». «Вы сэкономите, а мы заработаем – хотим завтра сдать большую студию под крупный проект». Мы согласились. Мне было интересно, кто там собирается работать. Может, завтра предстоит столкнуться с Чиком Кореа или Стэнли Кларком – частыми клиентами «Файрхауз Рекординг». На следующее утро, войдя в студию, я увидел огромное количество японцев. Это были студенты, молодые ребята лет по двадцать, обучавшиеся музыке в одном из колледжей неподалеку. Все были одеты по-модному, с «кислотными» разнокалиберными прическами. Инструменты у большинства были не дешевые, самые современные и в основном безликие. В общей сложности за весь день на студии их побывало больше ста человек. Они были сгруппированы в ансамбли, перед каждым из которых ставилась задача записать песню «Гордая Мэри» из репертуара группы «Криденс». Их преподаватель, богемного вида американец с серьгой в ухе, сидел на террасе, закинув ноги на стол, жмурился на солнышке и курил марихуану… До позднего вечера меня преследовала «Гордая Мэри». Двадцать пять ансамблей, «одинаковые с лица», сменяя друг друга, играли эту песню в одном и том же темпе, одной и той же аранжировке, с одним и тем же звуком и с одинаковыми ошибками. Мало того, через несколько дней история повторилась, только на этот раз жертвой учебного процесса была выбрана «Изи ливинг» Фила Коллинза. Оказалось, что Коллинз и «Криденс» могут звучать совершенно одинаково… В общем, в японской культуре для меня много непонятного.


Рецензии
Михаил!Спасибо огромное за две главы, которые я "случайно" прочла. (Сейчас продолжу чтение главы 3).Написано замечательно - все в меру и язык прекрасный! Вот только маленькое замечание от биолога: птица Киви вообще-то, одна из немногих не летающих птиц.
Приношу свои извинения.
Кстати, в Индии побывала не раз, в Ауравиле - тоже. Очень хочу где-нибудь отыскать Вашу книгу целиком - чувствую, что получу море удовольствия. Сама я пока сумела про Индию написать только маленький рассказ "Простодушие по-индийски" (на Проза.ру). Интересно было бы узнать Ваше мнение об этой миниатюре. Наблюдали ли Вы нечто подобное в этой стране?..

Виолетта Федотова   21.09.2009 15:14     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв. Про киви знаю - в напечатанном тексте исправил.
Рассказ Ваш прочитаю.

Михаил Шевцов   21.09.2009 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.