О жизни вечной

По сути дела, это моя рецензия на роман Генриха Голштейна «Генри и Люцифер или девять граммов души».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА

Главный герой романа - современный московский аристократ, которого зовут Алексей и который, если верить первой части, несколько столетий назад был английским лордом по имени Генри. Молодому лорду не посчастливилось, он вынужден расстаться со своей возлюбленной, Елизаветой, потом он терпит кораблекрушение, а после кораблекрушения к нему привязался и уже никогда больше не отвязывался Люцифер. Этот Люцифер возил его по всему миру, показывал все свои богатства, развлекал, как только мог, однако не бесплатно, а в обмен на то, что Генри после смерти отдаст ему свою бессмертную душу. Генри был уже близок к этому, но все-таки не отдал.
Люцифер разгневался на Генри и заставил его родиться заново в современной России.
И вот начинается новая, необычайно успешная и благополучная жизнь Алексея-Генри, который абсолютно не помнит ни своей жизни в Англии, ни Елизаветы, ни отношений с Люцифером. Молодой человек растет очень талантливым, ему быстро удается сделать карьеру экономиста в крупной корпорации, он полностью обеспечивает себя и свою семью и может разъезжать по Европам, где ведет совершенно свободную аристократическую жизнь, которую однако отмечают честность, благородное стремление к познанию и тяга к искусству. Он пишет проникновенные стихи, вынашивает замысел большого романа и успешно руководит в своей корпорации планово-экономическим отделом. Везде и во всем, даже в постперестроечной Москве ему удается проявить свою возвышенную аристократическую сущность.
Лишь в сорок лет опять напоминает о себе Люцифер. Этот момент отмечен в жизни Алексея неким кризисом – ему все надоело, он не знает, чем ему больше заняться, как дальше воспитывать сына, и вдобавок от него, как водится в разгар всяких кризисов, уходит жена. Однако наш во всех отношениях положительный герой не унывает. Смело вступив в бой со злыми силами (правда, во сне и под видом старого Генри, с которым начинает себя понемногу идентифицировать), он освобождает короля замка Алансор и одерживает победу над полчищем Дьявола, имеющую какое-то громадное символическое значение. Всё снова становится на свои места, к нему возвращается жена, и они клянутся друг другу в вечной любви. Оказывается, можно жить! Он доживает до глубокой старости, и лишь под конец к нему снова подступает Люцифер, и Алексей говорит ему свое окончательное «НЕТ», в том смысле, что бессмертная душа не продается.
Роман заканчивается лирически и вдохновенно: «Отцвели уж давно хризантемы в саду»

ЧЕГО ХОЧЕТ ЛЮЦИФЕР?

Что касается идейной стороны романа, то здесь я лучше всего ответила бы словами главного героя:
- «То, что непременно хотел донести автор и что для него самого очевидно, лежит на поверхности. А что не хотел или на что у автора нет ответа, он преподносит в завуалированной форме, и именно это и становится тайной в воображении читателя. Главное, на мой взгляд - какие новые грани тебе удалось открыть в этой жизни благодаря прочитанной книге. Конечно, подспудно и я интересуюсь мнением автора, которое так и сквозит из каждой строчки или контекста. И мне тоже интересна генеральная концепция замысла художника. Но чтобы посвятить себя целиком отгадыванию или вымарыванию чужих тайн - это не интересно и ниже моего достоинства».

И все-таки позвольте мне остановиться на некоторых загадочных моментах, которые, впрочем, лежат почти на поверхности:
1) Один за другим Алексею изменяют его близкие друзья. Лучшая любовница оказывается шпионит за ним и т.д. Это еще в то время, когда он ничего не знает о Люцифере. Наверное, Люцифер тайно следит за его жизнью и устраивает ему эти горькие неприятности.
2) Второй загадочный момент - ценительница искусства и богатая руководительница салона, Эмма, которая совершенно неожиданно появилась на горизонте и так же загадочно и неожиданно ушла из жизни. В преддверие своего великого кризиса Алексей вдруг выпускает Эмму из вида и узнает о ее смерти постфактум. Это громадная потеря в жизни Алексея, и не будет преувеличением сказать, что это тоже дело рук Люцифера, который очень не заинтересован в их встречи. Вдвоем они могли бы вершить великие дела. Нетрудно догадаться, что Эмма это перевоплощение Елизаветы, возлюбленной Генри, из первой части романа. Как и в той жизни, в этой московской жизни им тоже не удается соединиться. Настоящий злой рок! Нам кажется, что Алексей такой преуспевающий, такой блистательный и счастливый во всем, а на самом деле все могло бы быть совсем иначе, он мог бы быть гораздо больше, мог бы стать настоящим национальным героем и совершать чудеса на социальном и культурном поприще, а из-за вмешательства Люцифера он переживает только жалкие остатки своего несостоявшегося величия. Не происходит ли нечто похожее со всеми нами?
3) И третий, пожалуй самый загадочный момент во всем романе – это его грандиозный сон (точнее, серия снов) из последний части, где появляется герцогиня Смерть, а Алексей, идентифицирующий себя во сне с сэром Генри, выигрывает битву с силами зла, освобождает замок Алансор и сам становится его королем.

Битва за Алансор имеет громадное мистическое значение в жизни Алексея, это ее кульминуционный пункт, знаменующий победу героя над самим собой. Первоначально нам кажется, что он победил. Однако победил ли он на самом деле?
Похоже, что и здесь Люцифер успел ему поднапортить. О победе можно было бы с правом говорить, если бы Алексей сумел разгадать истинный смысл сна. Он этого сделать не сумел, несмотря на всю свою образованность и возвышенный строй мыслей, а остался при субъективной чувственной трактовке сна, как если бы битву над силами зла выиграл лично он. Именно так он заявляет, очень торжественно, в последней главе своей жене Елене и сыну, что ОН победил! И те с ним соглашаются.

БИТВА ЧЕЛОВЕКА С СИЛАМИ ТЬМЫ

Такие сны-битвы с темными силами видят в настоящее время очень и очень многие люди. Это объективный факт, своего рода духовное знамение времени, которое люди мало-помалу должны научиться понимать. Чего же добивается Люцифер? Он хочет, чтобы человек оставался эгоистическим существом и не поднимался до духовной абсолютной трактовки сна. Пусть он себе думает, что победил личное или мировое зло, лишь бы оставался в неведении насчет того, что за этой битвой стоит. В этом состоит смысл всех его козней.

Не случайно сразу же после сна происходит новая встреча Алексея с Люцифером. Дьявол видит, что Алексей еще не в силах разгадать сон, и, мешая ему это сделать, начинает предлагать ему свои разнообразные дьявольские услуги:


- «Я подарю тебе вечную молодость, вечную красоту и вечную жизнь! Твоя душа будет спать спокойно в хрустальном гробу, и только холодный и расчетливый разум будет руководить тобой. Ты больше не будешь скользить в темноте по липкой гнили твоей души, и горизонты спокойствия и удовлетворенности собой распахнут райские объятия. Отдай мне душу, Генри, и вечность откроет перед тобой свои златые врата!
- Черт, черт, я знаю, что будет так, как ты говоришь. Зачем мне эта душа, она только болит, ноет и не дает покоя? Кто создал ее, Бог или Дьявол, что она терзается и рвется куда-то, как мотылек в стеклянной банке рвется на свободу? И если от нее освободиться, то я успокоюсь, буду безразличен ко всему, и, вероятно, счастлив. Ты это хочешь доказать мне, Дьявол?
- Да, мой друг. Ты будешь абсолютно счастлив».

Что собственно предлагает ему Люцифер. Он предлагает ему абсолютное знание (то есть, объективную разгадку сна) в обмен на душу. Люцифер представляет дело так, как если бы у Алексея было только два выбора: либо отдать Дьяволу свою душу и получить взамен абсолютное знание, свободу, молодость, красоту и все такое, либо отступить и остаться доживать обывательский век со своей ноющей и метущейся, словно мотылек в стеклянной банке, душой. Алексей выбирает второе. У него, кажется, нет другого выхода. Ибо отдать, как Фауст, свою душу он наотрез отказывается. Люцифер же делает вид, что недоволен Алексеем, и повторяет свое предложение много лет спустя, теперь уже в последний раз. Также и перед смертью Алексей отказывается принять вечную жизнь из рук Люцифера. Их затянувшийся спор, следовательно, откладывается на следующую земную жизнь. В этой же жизни московский экономист, увы, не стал обладателем абсолютного знания. А то, что Люцифер удалился, так это одна иллюзия. Когда человек его не видит, Он как раз тут!

ТРЕТИЙ ВЫХОД

Вспомним в этой связи мистический роман Густава Майринка «Голем». Явившийся в видении главному герою Страж Порога предлагает ему взять зерна. Герой поставлен перед выбором: брать или не брать? Не взять зерна значит отказаться от посвящения. Взять зерна – это значит взять на себя всю свою карму, которая будет быстро автоматически изживаться, и у героя не будет свободы выбора, как поступить. Однако герой находит третий выход – он ударяет по руке Стража, и зерна рассыпаются.

Теперь спросим себя вслед за Генрихом Голштейном: а как поступили бы Вы? а был ли третий выход?
Я полагаю, что во всех таких ситуациях обязательно должен быть третий выход – ни да, ни нет. Люцифер по сути дела насмехается над слабым человеком, намеренно замалчивая, что есть что-то третье, когда не надо отступать и не надо жертвовать своей душой, чтобы обрести абсолютное знание.
Третий выход - это приложить все усилия к тому, чтобы самому объективно разгадать тайну сна. То есть, не принимать сон-имагинацию буквально и не приписывать победу над злом себе, а понять, почему людям снятся подобные сны. Таким образом он познал бы духовный план, и это был бы более грандиозный подвиг, чем все победы во сне. Через это он добыл бы себе абсолютное знание, свободу, молодость и т.д., а с другой стороны, сохранил бы свою бессмертную душу. И не нуждался бы ни в каких услугах Люцифера, чтобы ступить за порог духовного мира. Люцифер даже побоялся бы к нему подойти.
В этом смысле роман можно рассматривать, как повесть о неудачном Посвящении. Вот, на мой взгляд, его главная идея.

Скажем спасибо автору, Генриху Голштейну, за глубокое и увлекательное повествование, из которого может извлечь познавательные уроки каждый современный человек.
Ссылка на роман «Генри и Люцифер» в первой рецензии.







При чем здесь жизнь и смерть? – спросите вы. Художница изобразила на холсте простой обыкновенный предмет, изобразила в своей излюбленной абстрактной манере и взяла для предмета живописи первое, что попалось ей под руку. К чему все эти разговоры о жизни и смерти, о якобы имеющейся в абстрактной картине смысловой эзотерической глубине? Неужели сразу не видно, что на картине есть только, что в ней есть, а все остальное лишь досужие выдумки критика?
Так скажет тот, кто в непрекращающемся споре между абстракционизмом и реализмом занимает крайне правую сторону. Чем отличается художник-абстракционист от художника-реалиста? Тем, что последний удовлетворен предметом, его внешней стороной, и не задумываясь о его сущности, изображает сей предмет так, как он его видит. То есть, его видение не преломляется мыслями о предмете.
А художник-абстракционист непрестанно думает об этом предмете и хочет наряду с его внешней стороной воплотить на холсте свои мысли о нем. Из чего сделан предмет? На чем он стоит? Для чего служит? Во что превратится, если разбить или сломать? Что у него на обратной или внутренней стороне?


Я курю только в саду, а потому - эта выгоревшая на солнце белая лейка весь день у меня перед глазами. Вообще, мне интересно придумывать картины про невзрачные ежедневные предметы, наподобие сказок Андерсена. Тем более, в феврале месяце у нас в Австралии такая невозможная жара, что только и мысли о воде. Я курю и подбираю своей героине друзей и соседей, любые невероятные предметы могут оказаться ими: окурки? Рассыпанные чипсы? сломанный компьютер? Пока еще не знаю, но конечно только не цветы. Тогда не будет загадки в картине. Я решила залить лейку золотом, как Климдт заливал своих прекрасных женщин, а ее окружение сделать фоном. В картину обязательно войдут впечатления всех тех дней, когда я думаю о лейке.

Вот, например, сегодня приезжала зеленая мусорная машина и очень громко опрокидывала баки, потом ящерица зачем-то заползла в комнату и не хотела уходить, потом я взяла DVD для вдохновенья (особенно люблю триллеры, фантастику и экшн голливудского производства класса"А", может помочь при выборе окружения для Лейки). Казалось бы все это не имеет отношения к картине, но подсознательно все детали будут там невидимо присутствовать. Пока я в процессе размышления, что произойдет еще за сегодняшний день? А ведь обдумывание может занять не дни, а месяцы.

Я совершенно не могу писать про свои уже сделанные картины, кусочков и деталей впечатлений уже не помню, а переживания уже в прошлом, потому скучны и неинтересны. Увлекательно показывать Прошлое, писать о Настоящем (помогает систематезировать созарцательную процедуру) и думать о Будущем. Пока могу временно предложить "Белый Кувшин", в него тоже можно вливать и выливатть жидкости, а рассказ про него затерялся в прошедшем времени.


Рецензии
По каким-то техническим причинам не получается дать ответ на Вашу рецензию к сказке "Приключения Маленького Генриха в Новогоднюю ночь".
Попробую ответить здесь. Текст примечания был таким:

"Очень рад, что Вам понравилось мое произведение, Майя.
Сказка опубликована на Прозе.ру и на международном детском литературном сайте Брайлэнд. В конкурсах и прочих литературных спринтах она не участвовала.
Данное произведение, как Вы правильно заметили, не является переводом с "добротного немецкого оригинала", а также подражанием корифеям жанра сказки и детской фантастики. Очень забавно, когда меня начинают сравнивать с Андерсеном, Гофманом, Свифтом, Кэроллом, Твеном и т.д. (кто следующий?) Эти господа, конечно же, весьма и весьма авторитетны для меня, но я целиком полагаюсь на свою собственную фантазию и на свою конституционную манеру письма. Единственное, что всегда перед глазами - это ореол волшебной европейской сказки.
С уважением и пожеланием успехов, Генрих Голштейн".

Генрих Голштейн   12.03.2009 22:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.