Культурная революция в Тибете

Посланник Далай-ламы: репрессии китайских властей в Тибете подобны периоду "культурной революции"

9 октября 2008 Репрессии китайских властей в Тибете так же ужасны, как и во время "культурной революции’", заявил 8 октября в Лондоне специальный посланник Далай-ламы Келсанг Гьялцен. В преддверии переговоров с Китаем, которые должны состояться в конце октября, он выступил с предостережением о том, что положение внутри Тибета является «весьма тревожным», непрерывно ухудшаясь после мартовских протестов этого года.

Келсанг Гьялцен, бывший швейцарский банкир, отметил, что представители Далай-ламы намерены представить свой проект создания «подлинно автономного» Тибета, однако Пекин занимается лишь «уклонением от международной критики». По его словам, пишет британская Daily Mail, необходимость в такого рода заявлениях диктуется «отсутствием каких-либо признаков прогресса в процессе диалога» и ухудшением положения дел внутри Тибета. «В настоящий момент ситуация внутри Тибета вызывает наибольшее беспокойство у нас, тибетцев, - добавил он. - Прежде всего из-за того, что теперь, когда завершились Олимпийские игры, внимание мира к Китаю ослабнет. На этом фоне мы считаем очень важным поддерживать интерес к Тибету, поскольку положение внутри Тибета является весьма тревожным и весьма мрачным».

По его словам, политические методы Китая – от ограничений на передвижения и конфискации компьютеров и мобильных телефонов до кампании ‘патриотического перевоспитания’ - превратили Тибет в подобие «гигантской тюрьмы». «Тибетцы внутри Тибета говорят о возвращении атмосферы страха и вмешательства в частную жизнь, подобной дням ‘культурной революции’», - добавил он.

Последний раунд переговоров в июле завершился заявлением представителей Далай-ламы китайской стороне, что они теряют надежду на то, что процесс диалога имеет «какую-то пользу», отметил он. Однако китайская команда, напомнил Келсанг Гьялцен, дала ответ, что переговоры помогли обеим сторонам лучше понять позиции друг друга, пригласив тибетцев представить подробное изложение своих предложений по мирному разрешению проблемы Тибета в ходе восьмого раунда переговоров в Пекине, намеченного на конец октября.

Несколько раньше второй специальный посланник Далай-ламы на переговорах в Пекине – Лоди Гьяри - выступил с предостережением о том, что в части тибетского сообщества растет разочарование по поводу участия в диалоге, начавшемся с 2002 года. Он выразил опасение, что провал переговоров с Китаем приведет к дальнейшему росту насилия. Выступая перед аудиторией, собравшейся в зале Asia Society в Нью-Йорке вечером 7 октября, Лоди Гьяри заявил, что если вопрос о будущем Тибета не будет разрешен до смерти Далай-ламы, то многие тибетцы в его отсутствие могут предпочесть путь насилия. «Если проблема не будет разрешена, то, опасаюсь, часть тибетцев обратится к насилию, - считает он. - Одержим ли мы победу? Скорее всего, нет. И в конечном счете будем испытывать еще большие страдания. Но такова реальность. И фактически, как всем известно, наибольший вклад в эту ситуацию вносит китайская политика».

Именно в результате этой политики, заявил он, некоторые слои тибетского общества испытывают ощущение, что подход Далай-ламы, призывающего к участию в переговорах с Пекином, не принес пользы, и в силу этого некоторые группы тибетцев отходят от этого пути. Одной из характеристик подхода Далай-лама к урегулированию тибетского вопроса стало его заявление о возможном согласии с той ролью, которую компартия и социализм играют в тибетских регионах. Однако, отметил Лоди Гьяри, эта идея не обязательно так уж популярна среди тибетцев, пострадавших от коммунистического режима. «Но когда Его Святейшество сделал такое предложение, оно не вызвало сильной оппозиции. Это ясно показывает, насколько сильно и насколько глубоко почтение [к Далай-ламе], - и именно это я имел в виду, говоря, что, если китайцы хотят найти решение, то сейчас самое время, поскольку есть человек, с которым они могут что-то обсуждать», - констатировал он.

Примечание 2024

Почти сразу же по прибытии в Нью–Дели, он целиком погружается в таинственный край брахманства, проникается симфонией вод Ганги и Брахмапутры. Здесь он становится свидетелем изгнания юного далай–ламы, когда коммунистический Китай оккупирует Тибет. Серрано открывает беженцу двери посольства
и предоставляет убежище, в то время, когда никто другой не осмеливается проявить участие из страха перед Китаем. Те же государства, что позже объявят далай–ламу символом борьбы за свободу, многие годы вообще отказывались его признавать, так что он мог полагаться только на посильную помощь друзей. В своё время далай–лама так же помог австрийскому альпинисту
Хайнриху Харреру — нацисту, позднее описавшему свои приключения в широко известной книге «Семь лет в Тибете», осветив явные части странной миссии в Гималаях и в некоторой степени подтвердив реальность эзотерических мотивов, витавших в среде немецкого национал–социализма.
Далай–лама не забыл о поступке Серрано, подтверждая их дружбу, и даже спровоцировал неловкий случай во время первой поездки в Чили сорок лет спустя, в 1992 году. В аэропорту Сантьяго, пройдя мимо встречавшей его официальной делегации, он направился приветствовать дона Мигеля. Хотя агенты охраны
заставили Серрано отступить — камеры мировых информационных агентств запечатлели необычную сцену.

Крис Салазар. Биография Мигеля Серрано: И будет сказание вечным


Рецензии