Лениниана

        В стране, которую за границей считали царством кнута цепей и ссылки в Сибирь, действовали на самом деле очень мягкие законы. Россия была единственной страной, где смертная казнь вообще была отменена со времен императрицы Елизаветы Петровны. Она оставалась только для высших государственных преступлений. Император Александр III кроме участников цареубийства Александра II, 1 марта , казнил только несколько человек, покушавшихся его убить. Так в Шлиссельбургской крепости на острове в верхнем течении Невы был казнен совсем еще юный Александр Ульянов, он же родной брат Ленина.

        Годовалая дочь кухарки Насти плакала. У нее резались зубы. К неудовольствию хозяев, ребенок то и дело отвлекал на себя внимание прислуги, но хозяева считали себя большими демократами и потому молчали.
       А в это время хозяйка дома, Мария Александровна Ульянова, находилась в Петербурге. Она ждала аудиенции с императором Александром III. Мать шестерых детей, она хлопотала о судьбе своих старших детей, дочери Анны и сына Александра, участвовавших в покушении на императора.
       В залу Аничкого дворца, предназначенную для подобных встреч, вошел император. Мать будущего Ленина поднялась и пошла к нему навстречу. Сейчас ей казалось, что тех двадцати лет, которые они не встречались с Александром III, просто не существовало.
       Отец Марии Александровны был доктором, ее мать полунемка-полушведка умерла, когда Маше едва исполнилось пять лет. Ее воспитанием занималась тетя, придворная фрейлина. Мария Александровна была хорошо образована и приближена ко двору. Связь ее с совсем еще юным Александром была случайной и недолгой. Он позвал Мари, когда она уже не находилась при дворе, чтобы получить совет.Совсем недавно умер его брат Ники и престолонаследование перешло к нему.Ни в детстве, ни в юности его к этому никто не готовил. И сам добросердечный Александр видел императором только горячо им любимого брата Николая,который всегда ему казался ярче и умнее его. Впрочем те советы,которые давал он Ники по будущему управлению Россией нравились Николаю. Братья любили друг друга. Николай признавал, что душа Александра чистая как хрусталь.Об этом и рассказала Мария Александровна хорошо знавшая Ники Александру. Он хотел ее дружеского участия.Он хотел большего. Ведь эта гордая и скрытная девочка так рано потерявшая мать превратилась в очень чувственную женщину. Он и не заметил как его сильные руки обвили точеную талию такой маленькой и хрупкой Мари. Желание замутило его рассудок. Трудно было отказать  другу оплакивающему своего брата, невозможно было отказать будущему императору. Позднее они оба сожалели о произошедшем между ними. Ведь Мария Александровна была замужем и у нее росла дочь Анна, а престолонаследнику Александру было предназначено жениться на принцессе Дагмаре.
       Но дети приходят в этот мир по воле Господа Бога. Через девять месяцев после этой встречи родился мальчик. 12 апреля 1966 у Марии Александровны родился сын. Ему дали имя Александр – вроде бы, в честь деда – но думала Мари тогда не столько о своем отце, сколько о красивом, молодом и очень сильном человеке, подарившем ей такую короткую, но такую прекрасную любовь. И еще она думала о том, что это совпадение дня рождения ее сына с днем первой годовщины смерти брата его настоящего отца обязательно что-то должно означать.
       Мальчик рос, какая-то очень могущественная рука продвигала мужа Марии Александровны - Илью Ульянова - по службе. Мари рожала ему детей одного за другим, а он гулял с молоденькими учительницами, а случалось и с прислугой, что особенно возмущало Марию Александровну. Так прошло двадцать лет. Саша Ульянов вырос и возглавил покушение на своего настоящего отца, императора Александра III.
       - Что Вы хотите, Мари, это преступники, покушавшееся на жизнь монарха. Вспомните, что они сделали с моим отцом. - Сам Александр никогда не забывал об ужасной гибели своего отца от рук террористов. Он никогда не забывал и ту публичную казнь убийц Александра II. На следующий день он отменил публичную казнь в России - добрый Александр хотел простить и покушавшихся на него мальчишек,он даже не предал им значения, пока ему не внушили, что они представляют угрозу для самодержавия. Александр III считал самодержавную власть единственно правильной и незыблемой
       - Они должны быть казнены! - уверенно сказал император.
       - Саша такой хороший мальчик, такой талантливый, он всегда занимался кольчатыми червями. Он самый способный из моих детей.
       - Кольчатыми червями!.. - Александр скривился в гримасе. - Талантливый террорист еще опаснее, чем террорист бездарный – добавил он.
       - Но это ваш сын! - взмолилась Мария Александровна. - Он знает об этом.
       - А я то все никак не мог взять в толк, почему ради всех этих благополучий, сочиненных лично Вашим сыном, нужно было убивать именно меня! Значит, он покушался не просто на императора, но также и на своего отца. Выходит, он – дважды преступник.
       Александр Александрович отверг все аргументы Марии Александровны, он уходил.
       - Я всю жизнь рвалась к нему, - думала Мари, глядя на его спину. – Я считала его великим тружеником и великим человеком. Разве я, так хорошо его знавшая, не понимала, что это он только с виду большой, а на самом-то деле он маленький и ограниченный, к тому же пьяница. Мне самой непонятно, чего я хотела, но то, что происходит сейчас, ужасно! Он убивает сына за мой грех. Убивает чистого мальчика…
       Неожиданно император остановился у самой двери, обернулся к плачущей женщине и сказал:
       - Пусть просит о помиловании.
       Александр прошение о помиловании писать не стал. Он хотел довести дуэль со своим настоящим отцом до конца. Его казнили одним из последних. Видно, в Шлиссельбургской крепости все ждали царского распоряжения о помиловании. Ведь родная кровь – не вода. К тому же какая кровь, голубая. Но никаких изменений в приговоре относительно Александра не последовало.
       Отомщен ли этим был император, неизвестно. Поцеловав крест, Саша взошел на эшафот – и юной жизни не стало. Словно листик слетел с дерева.
       Зачем только Мария Александровна рассказала сыну правду? Она стояла на набережной Невы и плакала, ведь в юности как умеют любить со всем максимализмом, с тем же максимализмом могут и возненавидеть. В случае с Александром произошло второе – как она могла этого не понять? Какое такое тщеславие двигало ей, когда она рассказала своему мальчику после очередного загула мужа, кто у Саши настоящий отец. И что, по ее мнению, сын должен был почувствовать по отношению к себе? Наверное, несправедливость. И эта несправедливость по отношению к нему обрела у юноши вселенские масштабы.
       Мари стояла на набережной Невы. Накрапывал дождь, редкие порывы перешли в непрерывный пронзительный ветер, боровшийся с весной и строгим чепчиком на ее белокурой голове, которая после казни сына как-то сразу сильно поседела. Мари не чувствовала холода. Она не ежила плечи под строгим черным платьем. Она стояла прямая, худенькая, сухенькая, постаревшая. Смотрела то на имперскую реку, уже освобожденную ото льда и даже вернувшуюся в свои берега, то на хмурое Петербургское небо. Она казнила себя, но ничего не могла поправить. Ее счастье в лице Александра III, с годами истончившееся до призрачного уровня, с казнью сына исчезло навсегда; исчез даже сам намек на него – зато свои несчастья теперь она могла считать бесконечно. И еще теперь она знала, что такое настоящая ненависть, но вот только кто поможет ей отомстить за ее любимого Сашу? Потом каждый школьник будет знать, кто встретил Марию Александрову и обняв за плечи, картавя, сказал
       - Мы пойдем другим путем, - и утопил Россию в крови. Конечно же это был Владимир Ульянов, будущий Ленин.

       Мария Александровна как-то вызвала кухарку для доверительной беседы: она хотела знать не от покойного ли к тому времени Ильи Николаевича у нее дочка? Мария Александровна смотрела прямо на Настю своими острыми глазками.
       - Как можно! - взмолилась кухарка.
       - Только не смей мне лгать! - возмутилась Мария Александровна и погрозила Насте пальцем.
       - Как можно!.. - и девушка опустила голову. - Дочка это Александра Ильича… - Сказала, всхлипывая и теребя свою роскошную русую косу, кухарка.
       - Совпадает со временем приезда Саши домой и похоже на правду… - Подумала Мария Александровна и попросила кухарку никому не рассказывать, что она родила дочь от Александра Ульянова. И в знак доверия как-то рассказала ей свою историю связи с царем. Так кухарка узнала, что ее маленькая Маша не только дочь казненного народовольца, но и внучка самого императора. Перепуганная девушка предпочла спрятать это в самый дальний слой своей памяти.
       И только перед смертью она расскажет об этом своему внуку. Внук же ее был ни кто иной, как дед моего Алексея.
       Неисповедимы пути Господни...

       Алексей сидел в высоком кресле, установленном в центре тронного зала царского дворца. Он был одет в полевую форму. Правая его рука спокойно лежала на подлокотнике кресла, другая придерживала автомат на коленях. Его взгляд был прямым и ясным. Многих поразило бы его удивительное сходство с портретом императора Александра III.
       Вскоре в тронный зал вошел и сам Александр Александрович при всех своих регалиях. Хотя он в силу своей бережливости и уважению к чужому труду предпочитал затертые штаны, заправленные в солдатские сапоги и расшитую русскую рубаху, но на встречу со своим прямым потомком нарядился в парадный мундир. Алексей поднялся ему навстречу. Это были два больших сильных человека, очень похожих внешне друг на друга, но явно принадлежавших к разным историческим эпохам.
       - Я тебя вспомнил. – Сказал Алексею император. - Я знаю тебя.
       - Вы не можете меня знать, - возразил Алексей, - я ваше будущее.
       - Для памяти не имеет значения - прошлое это или будущее. - Уточнил Александр Александрович. - Я знаю тебя лучше, чем кто-нибудь другой знает тебя, потому что люблю за тобой наблюдать.
       - Но между нами слишком большое временное пространство! - Не сдавался Алексей.
       - Это тоже не имеет значения. - Сказал император. - Главное, что мы с тобой оказались на своих границах этого пространства. Все, кто между этими границами, упали в бездну, а мы встретились вот здесь сейчас.
       - А я-то подумал, - сказал Алексей, - что мы встретились, потому что вас мучает та казнь Александра… Александра Александровича.
       - Во-первых, по документам он был все же Александр Ильич... - Прервал Алексея император.
       - Но в действительности-то он Александр Александрович, - стоял на своем Алексей. - Ваш полный тёзка.
       - Мария Александровна мне призналась в этом в нашу последнюю встречу, но я уже год знал,что Александр мой сын. После смерти Ильи Ульянова, ее мужа я получил от нее прошение о признании дворянства за ее детьми.Я все понял,когда подписывал эти бумаги. Бомба народовольца растерзала моего отца. Я решил, что в мое царствование в России не будет смуты, и я выполнял свое собственное решение все 13 лет своего царствования, но когда Мари пришла ко мне просить за своих детей я сразу же помиловал ее дочь Анну. Александру же надлежало всего лишь написать прошение о помиловании, но все уже было предрешено, топор уже был занесен над Россией. Вся Европа считает, что я спасал Европу все годы своего правления. Как я мог просмотреть у себя под носом и не отвести этот топор от вверенной мне Богом  любимой России - императора пронзила неподдельная боль:
       - На Западе бури и взрывы были громче, величавее. Запад имеет более плутонический характер, но особенная более мирная или глубокая подвижность всей почвы и всего строя в России стоит западных громов и взрывов.
       Алексей не стал продолжать эту больную и для него тему. Он заговорил о другом.
       - А ваш циркуляр против кухаркиных детей? Он же был прямо направлен против нашей ветви от вас.
       - Я не знал, что эта ветвь осталась. Если только это меня оправдывает для тебя. Я император и я заботился о государстве Российском. Иногда знание может быть камнем, вложенным в руку, но при мне успешно развивались просвещение и наука,творили известные художники, писатели, музыканты. Я правил как-то легко и естественно. При мне был освещен храм Христа Спасителя. Моя простая душа не знала ни религиозных сомнений, ни религиозного притворства, ни соблазнов мистицизма. Я твердо держался православных канонов, до конца выстаивал службу, истово молился. Основным местом прибыванием моим была Гатчина. Подолгу я живал в Петергофе и царском силе, а приезжая в Петербург останавливался в Аничковом дворце. Зимний я не любил. Я знаю, ты любишь историю, - неожиданно улыбнулся Александр Александрович. - Так же, как и я. Еще ты, так же, как и я, воин. Александр же, как мне известно, изучал естественные науки…
       - Вас знали как миротворца, а моя профессия - война. Я пахарь войны.
       - Я тоже с детства готовился к военной карьере, но после смерти моего брата мне было суждено стать наследником престола и жениться на его невесте, которая в православии стала Марией Федоровной, и, которую я очень любил всю свою жизнь. Наверное, в жизни каждого мужчины случается какая-то еще история, но я стал потом императором и банальная семейная история привела к трагедии России, к ее страшным и гибельным потрясениям. Хотя я всегда любил свою жену, своих детей и верил в Бога.
       Когда я потерял отца, я понял, что он уже никогда не улыбнется мне, не пошутит со мной, не посмеется. Да, последние шестнадцать лет его жизни, проведенные им, с этой неумной Долгорукой, обернулись шестнадцатью годами бездействия России и, между нами, у нас с отцом случалось недопонимание.
       Царь надолго задумался. Возникло тяжелая пауза, которую надо было как-то прерывать.
       - Я знаю Вы питали симпатии к Бисмарку и не стремились связываться с новыми правителями Германии.- сказал Алексей.
       - Да, это так, - согласился император. - А отношениям с Австро – Венгрией нечего было и портиться. Австрия спасенная еще Николаем I от венгерской революции удивила мир неблагодарностью. Во время Крымской войны Россия и Австрия так же сталкивались на всем фронте Балкан, как Россия и Англия на всем фронте Азии. На Балканах Россия пережила за 80 годы тягчайшие разочарования. Освободительная война 1877-1878 годов, стоившая России столько крови и таких финансовых потрясений, не принесла ей непосредственных плодов. Единственной страной, с которой Россия в течение долгих лет не имела дипломатических отношений, была Болгария, так недавно воскрешенная русским оружием из долгого государственного небытия. Я как-то провозгласил тост за ,,единственного верного друга России, князя Николая Черногорского,,- это соответствовало действительности, но мощь России была настолько велика, что она не чувствовала себя угрожаемой в этом одиночестве.
Российская Империя в ту пору обладала самой многочисленной в мире армией мирного времени. Ее 22 корпуса, не считая казаков и нерегулярных частей , достигали численности до 900000 человек. При четырехлетнем сроке военной службы, ежегодный призыв новобранцев давал втрое больше людей, чем было нужно армии. Это не только давало возможность производить строгий отбор по физической годности, но и позволяло предоставлять, широкие льготы по семейному положению. Единственные сыновья, старшие братья, на попечении коих находились младшие, учителя, врачи так же освобождались от действительной воинской службы и прямо зачислялись в ополчение, до которых мобилизация могла дойти лишь в самую последнюю очередь. Для подготовки офицерского состава имелось 37 средних и 15 высших военных учебных заведений, в которых обучалось 15 000 человек...
       - Мне пора, - сказал Алексей, - меня ждут мои братишки.
       - Да, действительно пора. - Вздохнул император. – Тебя, наверное, ждут твои дети - солдаты. Что ж, ступай с Богом...

       Придя в этот мир однажды и один, по воле судьбы став Божьим помазанником, Александр III прожил жизнь со своей семьей, посвятив свою жизнь России и благу своего государства. Умирая в своем дворце в Крыму в Ливадии с чувством исполненного долга он оставлял престол наследнику Николаю в полной уверенности, что династия Романовых продлится еще триста лет, как она просуществовала и до него. Сейчас Александр Ш видел и понимал, что все, что на самом деле осталось от него будущему, это был, пожалуй, только Алексей. Не то фундаментальное, а это – случайно заброшенное в жизнь и чудом случая уцелевшее, и проросшее в ней. Прямому и открытому Александру Александровичу было тяжело и радостно от этой малости одновременно.
       - Я рад нашей короткой встрече. - Сказал на прощание Алексей и направился к двери.
       - Воевать? - вслед ему спросил Александр. – Кавказ?
       Алексей обернулся.
       - Кавказ, - словно эхо повторил он.
       Император погладил свою обширную лысину
       - Кавказ мы завоевали, когда мне было пятнадцать лет, - задумчиво произнес он, прощально кивнул.
       Александр III, безусловно, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, поднял русское национальное самосознание, и сделал это так тихо и молчаливо, что только потом, когда его не стало, Европа поняла, чем он был для нее.
       Европа заговорила о России правду и заговорила тем искреннее, чем не привычнее для нее было говорить это. Оказалось по этим признаниям, что европейская цивилизация недостаточно обеспечила себе мирное развитие, для собственной безопасности поместилась на пороховом погребе, горящий фитиль не раз с разных сторон приближался к этому опасному складу и каждый раз заботливая и терпеливая рука русского Царя тихо и осторожно отводила его. Европа признала, что Царь русского народа был и государем международного мира, и этим признанием подтвердила историческое призвание России. Европа признала, что страна, которую она считала угрозой своей цивилизации, стояла и стоит на ее страже, понимает, ценит и оберегает ее основы - писали современники Александра третьего после его смерти.

       Я проснулась. Этот мой сон казался мне более чем странным. На улице бушевала непогода. Словно вознамерилась уничтожить всех... Я заглянула в интернет, там было штурмовое предупреждение по Москве. Я прошла к окну и глянула наружу. Там стояла сплошная, косая стена дождя. Даже сквозь пластиковые окна было слышно, как неистовствовала буря, выплескивая в мир боль. Я подумала, что я все же должна придти в церковь и помолиться за упокой души воина Алексея.


Рецензии
Маргарита,Маргарита! Сон наяву в наше время - это уже не сон. Рассказ написан занимательно. История развития общества движется по спирали. И что скажет правнук Путина или Медведева правителю страны в 2090 году - нам никогда не узнать! Александр

Александр Клепиков   16.10.2008 09:20     Заявить о нарушении