Система мер по укреплению безопасности страны

В этой работе будет уделено внимание всего лишь нескольким важным аспектам жизнедеятельности государства, в сфере которых нужно срочно, как минимум, купировать крайне опасные процессы происходящие в них, а как максимум предпринять необычные, нигде еще не опробованные и часто непопулярные действия.

А войти в тему предлагаю, через систему мер по борьбе с коррупцией.
Она, несомненно, является одной из основных болевых точек нашего общества, своими метастазами проникшая уже почти во все сферы его жизнедеятельности.
 Причем, какую сторону ее не рассматривать - каждая из них чрезвычайно опасна не только сама по себе, но и опасна своим синергетическим эффектом, порождаемым ее взаимодействием с другими «болезнями» государства. Какие же самые опасные ее черты?
1. Неизбежное формирование «коррупционных вертикалей, пронизывающих общество сверху донизу. Эти вертикали чрезвычайно тяжело разрушаемы. В них "верхи" всей мощью своего административного аппарата прикрывают "низы". Те же, в свою очередь, обеспечивают регулярное и очень значительное финансирование вышестоящих. Все это приводит к тому, что рано или поздно "низы" начинают наглеть от собственной безнаказанности и воспринимать объектами для «кормления» уже практически всех тех, кому по своим функциональным обязанностям должны как раз служить. Возрастанию наглости способствует и неизбежное попадание в зависимость к ним вышестоящих органов власти, берущих «мзду» от них и прекрасно понимающих всю опасность «выноса сора из избы» и наказания или замены слишком много знающих нижестоящих.
2. В этой связи, становится понятным абсолютная невозможность построения хорошо работающего «социального лифта» поднимающего наверх лучших. Они не попадут даже на начальные ступени "системы" просто по определению, а если и попадут - не выживут, так как неизбежно будут разрывать коррупционную вертикаль и лишать уже такого привычного дохода очень и очень многих.
3. Кроме того, коррупция порождает огромный необлагаемый налогами финансовый оборот. Причем, основная опасность его даже не в суммах потерянных бюджетом, а в его системной неконтролируемости со всеми вытекающими для страны, допустившей это, крайне негативными последствиями.
 
Что же делать, особенно учитывая то, что в наших условиях даже применение более суровых наказаний приводит лишь к увеличению размера взяток и еще большей коррумпированности самих проверяющих органов?
 
Итак, чтобы реально, а не декларативно победить коррупцию одним из наиболее действенных механизмов является полный контроль над доходами граждан. А для наиболее эффективного решения этой задачи другого способа, как перевод средств населения на банковские карты в мире пока еще не придумали. Другое дело, что лучше всего будет, если банковский счет для облегчения получения государством правдивой информации о текущих операциях по нему будет один. Соответственно, и банк должен быть один. Часть денег, очень небольшая, конечно, обязательно останется наличными. Но их можно выдавать, например, в очень неудобных для взяток мелких монетах. А для облегчения осуществления электронных платежей для населения можно использовать идентификационный номер гражданина страны в качестве единственного не только номера банковского счета, но и номера сотового телефона, IP адреса для подключения к Интернету, адреса электронной почты. В этом случае платежи можно будет осуществлять посредством мобильного телефона даже со счета на счет гражданина путем несложных операций. Технически это вполне реализуемо. А тому, как пользоваться этой системой можно научить уже подавляющее большинство страны. По тем, кого нельзя научить, может приниматься отдельное решение.
Другое дело. Что уже для отслеживания банковских операций необходима очень подробная и хорошо защищенная база данных на каждого гражданина страны и мощные компьютеры, оперирующие ей, хотя и это уже не очень сложно, тем более учитывая то, что эта база данных будет распределенной по областям, городам и районам страны. В саму базу данных в обязательном порядке должны вводиться данные не только о заработной плате по основному месту работы, но и различные доплаты, совмещения и приработки, должна автоматически проверяться и физическая возможность «работы» человека одновременно на нескольких напряженных участках деятельности. Родственные связи, объекты движимости и недвижимости также должны быть очень четко представлены в ней.
Другое дело, что создание подобной финансовой системы обязательно потребует кардинальных решений и в сфере компьютерной и сетевой безопасности. И, в первую очередь это, конечно, обеспечение независимости от иностранного программного и аппаратного обеспечения. А во вторую - это уже упомянутое раннее обязательное закрепление за гражданином только одного IP адреса для входа в Интернет, что, несомненно, увеличит ответственность интернет-пользователей и на порядки уменьшит кибер-преступность и хулиганство.

Переход практически всех финансов граждан на банковские карты помимо борьбы с коррупцией обязательно приведет и к еще одному положительному эффекту - финансовая система страны становится устойчивой к различным кризисным явлениям из-за того, что переходит из финансовой системы со слабо регулируемым оборотом, в которой стоимость денег определяется рынком, к финансовой системе с практически полностью регулируемым оборотом средств, совмещающей преимущества золотостандартной и Бреттон-Вудской систем.
 
Есть, правда, во всем этом одно очень большое "но". Введение этих мер, во многом убивающих теневой оборот, неизбежно потребует осуществления многократно более взвешенной, осторожной и гибкой финансово-экономической политики. В противном случае экономика может неожиданно войти "штопор", лишившись большого неподконтрольного государству финансового сектора, на настоящий момент выполняющего, помимо всех его минусов, и положительную роль "подушки безопасности", не позволяющей непродуманными государственными мерами нечаянно "убить" экономику страны.

Следующая довольно сложная, но при желании вполне реализуемая задача - разделение сферы средств оплаты труда от средств производства с введением обязательной нормативной вилки заработной платы от самого низкоквалифицированного и малонапряженного труда до самого высоквалифицированного. Она не только резко снизит ресурсную базу коррупции, но и приведет к уменьшению зримого расслоения общества.
Кроме того, после этого разделения финансов становится значительно легче и эффективнее кредитовать экономику, не боясь разворовывания целевых средств, никак не останавливаемые, даже недавно введенными конкурсными процедурами (кстати, ни к чему, кроме значительного снижения эффективности работы органов управления, не приведшие).
К тому же, можно будет использовать эмиссионные методы накачки экономики, не опасаясь всплеска потребительской инфляции.
Еще, производственными деньгами можно довольно безопасно кредитовать, например, выпускников специализированных учебных заведений готовящих специалистов для венчурных программ.

Другое дело, что в этом случае нужно будет обязательно чем-то компенсировать уменьшение финансового стимула за различный труд. Но и эту задачу можно вполне решить, даже не очень широко применяя используемые в советский период грамоты и благодарственные письма, хотя и их забывать не стоит.

 Это может быть, например, введение бальной системы поощрений.
В общих чертах эта система может иметь следующий вид. Каждый дееспособный гражданин страны, достигший 18 лет, получает, допустим, 5 поощрительных и 5 отрицательных единиц, которыми он в конце месяца может либо наградить понравившихся ему граждан (родственников нельзя), либо организации, или наказать непонравившихся путем отсылки sms сообщения на специализированный сервер из специально отведенных для этого помещений (чтобы уменьшить возможность давления руководителей на своих подчиненных). А государство уже на основании обобщенных данных по этим единицам принимает решение о поощрении или наказании конкретных чиновников или организаций. Решения о дальнейшем продвижении по службе, либо понижении в должности должны будут строиться на основании не только качества профессиональных навыков, но и на основании полученных единиц. Кстати, эту бальную систему, для начала, можно опробовать в высших учебных заведения при принятии решений ректором о конкретных размерах оплаты труда каждого преподавателя, особенно в период введения новой системы оплаты труда.
Конечно же, количество выдаваемых единиц должно значительно варьироваться от положения человека в обществе и его заслуг, что неизменно поднимет вопрос уже о легальном «табеле о рангах».
Эта система поможет «достойным» занимать достойные места без чего нормальная социальная система не в состоянии долго успешно функционировать. Если провести аналогию с живым организмом - каждой клетке свое место, и горе тому, у кого великолепные, но, допустим, мускульные клетки займут место нейронов. Но в том то и дело, что в человеческом обществе непростительно ожидать когда "клетка" сама займет наиболее подходящее по ее внутренним качествам место, да и еще и обучит себя. Этим, несомненно, должны заниматься те, кто знают какой человек, с какими качествами и знаниями должен занимать то или иное место в общественной пирамиде.
 
Развивая тему, особенно в условиях модернизации страны, которая зачастую связана еще и с наличием враждебного окружения, критическим условием для ее развития является создание относительно простой и работоспособной системы подготовки кадров.
Суть этой системы не может не заключаться в организации разветвленной системы подбора самых талантливых, вне зависимости от получаемых оценок по не профильным предметам, молодых людей для различных сфер жизнедеятельности государства. То есть, например, самых талантливых будущих писателей, военных, инженеров наноэлектронной техники, ученых ... Эта система должна состоять из нескольких уровней. Первые из которых - это уровень подбора лучших среди выпускников школ и вузовского уровня. Для отобранных кадров которых, соответственно, будут гарантированно предоставляться места в элитных вузах, крупнейших компаниях и государственных учреждениях. Отбирать кандидатов должны конкретные должностные лица в системе управления учебными заведениями, которые будут нести персональную ответственность за качество отобранных кандидатов.
Обратная связь из учебных заведений, куда поступят на обучение кандидаты, об их качестве является одной из ключевых в этой системе. И так до самой вершины управленческой пирамиды.
Помимо этого, особое внимание нужно уделять поиску, подготовке и надежной привязке к России кадров для будущей элиты стран ближнего зарубежья

 Однако, чтобы вся эта система функционировала, в стране должен быть в обязательном порядке хорошо отлаженный и дееспособный «социальный лифт». Но социальный лифт по определению не может быть однонаправленным. Он будет поднимать наверх лучших только в том случае, если места для этих «лучших» наверху социальной пирамиды будут регулярно освобождаться. А вот этого уже добиться совсем непросто.

Это все системные решения, которые возможны только в комплексе. Причем, какую бы из указанных выше проблем мы не начали решать в первую очередь, довольно быстро станет понятно, что ее фактическое, а не декларативное решение, потребует в обязательном порядке решения и других проблем в комплексе. И понятно, что это далеко не все необходимые меры.
Все это, конечно, очень похоже на действия тоталитарного государства, и простому гражданину, часто имеющему не совсем законные дополнительные доходы необлагаемые налогами и имеющему, к тому же, уже даже на генетическом уровне испуг от действий государства в сфере его собственности, может быть не по себе от подобных планов. Но логика нашего сверхсложного времени, подталкивает именно к ним. И, кроме того, предполагаю, что воплощать их в жизнь станет хоть и наша, но все-таки другая страна – выздоравливающая, нашедшая цель своего существования, справедливая и, главное – страна, по доброму настроенная к подавляющему большинству своих граждан.


Рецензии