Компьюфо Владимира Бурмакина

 «Творчество – это умение управлять подсознательным».
Максимилиан Волошин

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, художник-монументалист Владимир Иванович Бурмакин – ярчайшее явление в истории живописи нашей республики. А с недавнего времени его имя можно смело поставить в один ряд с великими художниками начала прошлого века, которые своим творчеством перевернули устоявшиеся каноны в живописи. Увлечение академиком В. И. Бурмакиным фотоискусством в симбиозе с компьютерной графикой и творческие поиски в авангардном направлении послужили зарождению нового направления в художественной культуре XXI века, названного им "Компьюфо".

Те, кто мало-мальски имеет представление об истории искусства, знает, что период конца XIX –начало XX века стал временем разрушения старых, классических канонов в искусстве. Сначала появились импрессионисты, расширившие своими лучезарными полотнами грани живописи. Затем наступило время фовизма, кубизма, модернизма, сюрреализма и прочих авангардистских течений в искусстве, ставших основополагающими в стилистике художников всего прошлого века, за исключением, конечно, социалистического реализма. Чем же удивит нас век XXI? Что нового в искусстве готовит нам наступившее время высоких информационных технологий? Маэстро Владимир Иванович Бурмакин отвечает на этот вопрос своим творчеством, представляя миру «причуды компьюфо» ( от «компьютер» плюс «фотография»).

Классицисты творили для осязания. В их картины, с дотошно выписанными деталями, можно было «войти», как в соседнюю комнату или в сад. Революционеры-импрессионисты подняли всем веки, как гоголевскому вию, научив людей видеть свет и цвет. Авангардисты пригласили в мир подсознательного, где все зыбко и нет четких очертаний привычного бытия. Компьюфисты предлагают объединить виртуальный мир с реальностью и дать волю колоссальной энергии воображения при минимуме материальных затрат для реализации своих идей.

- Направление "Компьюфо", - говорит Владимир Иванович, - это шанс приобщить к прекрасному миру искусства широкие народные массы. Владея компьютером, который сегодня прочно вошел в обиход людей, и имея художественное образование, любой эстетически «подкованный» человек сможет заниматься искусством. Каждый желающий в своих работах сможет отражать и выражать все что угодно - от совершенно натуралистических до абсолютно абстрактных форм, используя огромные возможности компьютера, где только цветов и их оттенков 16 тысяч.

Универсальность работ Владимира Бурмакина заключается в том, что их не только можно использовать при создании монументальных росписей, оформлении зданий витражами или мозаиками (увеличение размеров картин, выполненных в стиле компьюфо, интереснее воспринимаются), но также легко и быстро тиражировать в сотнях экземплярах…

Тяга к краскам и творческим поискам Владимиру Бурмакину достались от отца-живописца, кондитера и изобретателя одновременно. Иван Бурмакин родом из Ярославской губернии, всю жизнь писал картины, а также занимался выпечкой тортов, причем каждое изделие было уникально по своему оформлению. Еще он изобрел поточную линию для кондитерского дела. Со второй женой, которая была из Ташкента, познакомился в Екатеринбурге, где в январе 1938 года и родился сын Владимир. Затем семья переехала в Узбекистан. Но перед самой войной отец трагически погиб.

В три года сестра матери подарила мальчику цветные карандаши, сказав, что он должен уметь рисовать, потому что его отец был художником. Но настоящее приобщение к изобразительному искусству состоялось позже, когда он уже учился в школе. Рисование в ташкентской 50-й школе в 40-е годы преподавал эвакуированный из Ленинграда Михаил Митрофанович Есин, организовавший изостудию, которую посещали многие ребята, в том числе и Володя.

В 1952 году он поступает в Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова, где одновременно учится резьбе по ганчу у народного мастера Ташпулата Арсланкулова и живописи у Жмакина и Гольдрея.

- Однажды, - вспоминает Владимир Иванович, - после окончания первого курса училища в зимние каникулы я зашел к своему другу Саше, и на крыльце нас встретил его отец, знаменитый художник Александр Николаевич Волков. «Что делаешь ? » - спросил он . «Отдыхаю» , - ответил я . «От чего отдыхаешь ? Понятия отдыха для художника нет. Он всегда должен работать» . Эти слова мне запомнились на всю жизнь.

Художественное училище Володя закончил на «отлично» дипломной работой «Вечерний звон»,
после чего пробует поступать в институт им. И. Репина в Ленинграде. Но неудачно. Затем решает ехать в Самарканд, славившийся своими художественными традициями. Там он год работает преподавателем рисования и черчения в двух национальных средних школах № 5 и № 25. По сей день Владимир Бурмакин поддерживает теплые дружеские отношения с художниками этого древнего города, так ему полюбившегося.

В 1959 году В. Бурмакин поступает в Театрально–художественный институт им. А. Островского, в мастерскую профессора Р. Ахмедова, которую заканчивает в 1965 году. За пять лет учебы в художественном училище студенты не раз отправлялись на пленэр, выезжали на практику в лучшие музеи Москвы, Харькова, Киева, Ленинграда. В 1967 году на творческой базе Союза художников на озере Сенеж под Москвой была организована «Молодая группа», куда вступил и Владимир. В том же году на известной выставке в Манеже (Москва) среди работ художников Узбекистана на центральном месте была помещена работа Бурмакина «Женщины, которые ждут», а также «Байсунская мадонна». Кстати, «Мадонна» впоследствии объехала разные страны мира, только в Париже выставлялась трижды. А появился этот образ благодаря большому другу Владимира Ивановича, ныне покойному народному художнику Рузы Чарыеву, с которым они в 65-м отправились погостить в его родные места в Сурхандарью. Красивейшие места Байсуна не могли не восхитить художников. Там они много рисовали, а за ними, стоя на крышах, наблюдали местные жители…

- Мне повезло, что рано открыл для себя мир, - рассказывает Владимир Иванович. - За рубежом я впервые побывал в 1969 году. Группа художников две недели провела во Франции. Тогда впервые увидел Лувр, соборы. Потом опять был Париж, увидел полную коллекцию Джоржа Брака, кубиста и друга П. Пикассо, выставку М. Шагала, картины футуристов К. Кара, У. Боччони, Д. Северини. Далее выезжал в Марокко и на Кубу, следующая поездка - в Индию, Сингапур, Малайзию. В Индии была возможность рисовать. Рисовал портреты и тут же дарил. В Болгарии в 1975-м в составе творческой группы работал в Долине роз... Стоит ли говорить, как важны для творчества впечатления. Ведь именно за рубежом я впервые увидел представителей авангардных течений, которые у нас были под запретом.

Кстати, увлекшегося футуристическими идеями и абстракционизмом Бурмакина за спиной называли формалистом. Это, с точки зрения ушлых советских критиков, обидное прозвище Владимир носил с гордостью. И парадокс - когда в Стране Советов наступила эпоха ломки сложившихся стереотипов, приезжавших в Узбекистан художников из ближнего и дальнего зарубежья вели в мастерскую Бурмакина «похвастаться», какие у нас работают самобытные и талантливые художники.

Но, к чести В. И. Бурмакина, надо сказать, художник никогда не забывает, что его творчество выросло на традициях и культуре узбекского народа. И если учесть, что реализм – вечный корень искусства, который питается соками окружающей жизни, то маэстро сумел правильно воспользоваться собранным богатейшим жизненным материалом. Сегодня картины академика, доцента Национального института художеств и дизайна им . Камолитдина Бекзода Владимира Бурмакина можно увидеть в государственных и частных коллекциях по всему миру. В Москве их около тридцати, в Германии в «Галерею Экю» - двести, полсотни - в Штатах, есть в Австралии, Болгарии, Польше, Англии, Франции…

В середине 70-х годов В . Бурмакиным созданы монументальные росписи в фойе здания спортивного комплекса ДСО и монументальная мозаика в вестибюле станции «Пахтакор» ташкентского метрополитена. Совместно со скульптором Р . Немировским Бурмакин во Дворце Дружбы народов создает три рельефа в центральном портале. А в начале 2000-х гг. по заказу государства вместе со своими учениками выполняет монументальные работы в зданиях ташкентского аэропорта и Сената. За вклад в развитие культуры и искусства республики в 2005 году Владимир Иванович был награжден орденом «За доблестный труд».

Настоящей сенсацией стали три выставки Владимира Бурмакина и Валерия Исхакова в США. Девиз экспозиций был - «Воображение как новая реальность». А когда Бурмакин выставлялся в частной галерее на Манхэттене, рядом с башнями-близнецами, одному полицейскому вдруг не понравилась выставленная в витрине работа "Обнаженная на сюзане". Жена художника, по специальности искусствовед, устроившая выставку, обиделась на замечание стража порядка и, попросту сняв все холсты, вывезла их из Нью-Йорка. Это случилось за три дня до известного теракта. Как и башни-близнецы, галерея сгорела. Владимир Иванович до сих пор благодарен тому полицейскому.

В. И. Бурмакина мало заботит общественное мнение. Всю жизнь он осмысливал новое, делал находки – так шло саморазвитие. Художник прекрасно знает западных коллег, которые, найдя приемчик и став узнаваемыми, боятся сделать шаг вправо-влево. Маэстро не боится экспериментировать. Правда, он не мог предположить, что компьютерное творчество, которое откровенно презирал, может так его захватить. А втянулся невзначай. Лет восемь назад Бурмакин проводил занятия в изостудии для детей-инвалидов и ребят из детских домов. Руководила студией мать двоих детей-инвалидов, она же специалист по электронике, которая и показала ему возможности современных компьютерных программ. Никогда не пользовавшийся этим чудом техники, Владимир Иванович всерьез заинтересовался новым способом самовыражения и, приобретя затем компьютер, стал компьюфистом.

- Способности компьютера - это воплощение моих художественных идей, - говорит Владимир Иванович. - Компьютер - средство выражения живописи . Он уникален созданием новых форм . Привычные глазу формы можно так трансформировать, что появляется всепоглощающий интерес к необычному. Вообще, художнику дана способность творить, открывая, по сути, то, что уже создал Бог, только в миниатюре. Главное, при этом не унывать, не плакать ни в жизни, ни в искусстве. Страдания же необходимы художнику , чтобы острее чувствовать, что жизнь и сознавать себя Человеком, неотъемлемой частью Природы.



 


Рецензии
Анастасия, большое спасибо за столь интересную и содержательную статью.
А пишете Вы весьма хорошо.
С уважением

Салахитдин Муминов   02.01.2009 12:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Салахитдин!
С наступившим Вас!
Заходите, всегда рада вашим объективным суждениям о моем скромном творчестве!
С теплом

Анастасия Павленко   02.01.2009 13:24   Заявить о нарушении
Анастасия, с наступившим Новым годом!
Счастья, любви,новых творческих успехов!

Салахитдин Муминов   02.01.2009 13:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Салахитдин.

Анастасия Павленко   03.01.2009 09:25   Заявить о нарушении