Золотой фонд

       Так заискивающе называли музыкантов сверхсрочной службы в 60-70 годы прошлого века большие начальники военно-оркестровой службы. В условиях кадрового дефицита звучало это весьма лицемерно, и вызывало у большей части военных трубачей и флейтистов понимающую улыбку. Ведь зарплаты у «золотых» специалистов были такими, что среди мужчин говорить о них было попросту неудобно. Именно в то время те, кто еще ( или уже) не имел к своей профессии достаточного уважения, стали презрительно называть себя и своих товарищей «веселые нищие»...
 Я хорошо помню времена, когда социальный статус военного музыканта скатился к самой нижней отметке, а квалифицированные специалисты в сержантских погонах попросту вымерли как мамонты. Исчезли из штатов военных округов школы музыкантских воспитанников, и отрасль народного хозяйства под названием «военная музыка» фактически оказалась без кадрового резерва.
А кадры, как известно, решают все.
И решили.
Дело спас подлинно золотой фонд военно-оркестровой службы – самозабвенно любящие свое дело люди с лирами на погонах.
Отлично подготовленные военные дирижеры и опытные специалисты – инструкторы из числа тех же сверхсрочников сумели наладить интенсивную подготовку молодых музыкантов, и тем самым отодвинули сокращение штатов военных оркестров почти на тридцать лет. Это был настоящий профессиональный подвиг, о котором, к сожалению, те же высокие начальники, занятые государственными делами, быстро позабыли.
Но видно в характере русского человека высокое достоинство настоящего мастера в любом деле, и несет он это знамя всегда с гордо поднятой головой.
Приведу только один пример.
В эти тяжелейшие годы пришел в военную музыку артист оркестра военной академии имени Можайского Сергей Макаров. Время шло, музыкант рос, и быстро прошел все оркестровые должности от музыкантского воспитанника до старшего инструктора. Стал сам воспитывать молодежь, подавая личный пример до самого последнего дня службы. Однако, получив право на пенсию, из военной музыки не ушел, хотя и имел солидные предложения от музыкальных и театральных коллективов Санкт-Петербурга, а продолжал оставаться в строю военных музыкантов. Служит он и по сей день,служит так, как прослужил много лет, с честью и достоинством, ни разу не опустившись до шутовского ерничества «веселых нищих». О себе он всегда говорит и пишет довольно скромно, хотя трубу его слышали не только в России.
« Я - простой военный музыкант, трубач, который в 15 лет стал воспитанником военного оркестра. Я, если можно так выразиться, врос в военно-оркестровую службу, и поэтому ее судьба мне далеко не безразлична. Мог бы давно уйти с доступного всем ветрам плаца, и спокойно работать в оркестровой яме или на концертной площадке, предложений поступает много. Но в мои плечи уже вросла лира на погоне, и так вот снять и положить ее где – нибудь в коробке с реликвиями я просто не могу…».
Что тут еще скажешь? Говорят, дорого то, что выстрадано…
В последнее десятилетие в России появилось много  духовых оркестров со статусом  либо государственного, либо муниципального творческого коллектива. Формируются  они , как правило, на базе сокращенных военных оркестров самого различного калибра, от полковых до училищных или академических. Многие из них пригрели областные филармонии ,  другие работают под покровительством  губернаторов и мэров. Казалось бы, найдено удачное решение  по сохранению  духовой музыки в России, да только надолго ли хватит кадрового потенциала?
Воистину Золотой фонд!

Липецк
2008 г


Рецензии