3 - Слепые видят лучше - Эмилия Викулова

Весна без грохота и слёз свалилась на юг Швеции, и уже лично – на маленький рабочий поселок, каких немало рассыпано по всей стране. После затяжной и кисло-нудной зимы неожиданное солнце не переставало удивлять своим усердием уже четвёртый день кряду. Много ли надо просыпающейся природе? Три щелчка подряд за двадцать по Цельсию прорвали палитру искусницы Флоры. Она и бросила в сердцах всё сразу оземь, да так, что зацвели фиалки и примулы,тюльпаны и нарциссы, дикие одуванчики с остальной шальной братией сорняков. Яблони и сливы ещё не успели погасить свои краски, как сирень с жасмином переполнили ароматом воздух посёлка. Крупноголовые ромашки, не дожидаясь середины лета, величественно кивают вслед неугомонным велосипедистам. Меня завораживают свечи могучих каштанов, выстроившихся вдоль улицы, где я живу. Голова наполняется музыкой моей молодости: « Каштаны, каштаны… «

- Так можно всё забыть, а я, ведь, по дороге в магазин, - напоминаю себе.

Здесь не принято ходить пешком в магазины: зачем терять драгоценное время. Но для меня это оздоровительное мероприятие. С рюкзачком за спиной бодро вышагиваю, наслаждаясь весной, свежим воздухом и ароматом всецветения. Я счастлива уже тем, что не принадлежу к группе аллергиков, для которых такой взрыв пыльцы смертельно опасен. Они не рады весне, а льют слёзы, когда всё омолаживается, влюбляется, размножается и мечтает о будущем. Несчастные люди, кому весна не в радость! Их не так уж мало и здесь, в этой благополучной стране. Для них специальная сводка прогноза о содержании пыльцы в воздухе.

Сегодня всё необыкновенно. Весна, она в моих венах. Я уже на полпути к магазинам. Их много в поселке, где, включая меня, всего лишь немного более семи тысяч человек. Иногда удивляет: ведь выживают храмы торговли, не разоряются. Вероятно, идея их процветания строится на качестве предоставляемых услуг: ни в одном магазине тебе не откажут в возвращении купленного товара в течении недели, даже не спрашивая причину.
Но не только этим славен наш рабочий посёлок Brom;lla (Бромёлла): здесь лучший кинотеатр во всей северной Европе. Об этом говорит медная табличка перед входом в зал, размещённая там в 2001 году. Обычно туда вожу своих зарубежных гостей.

А наш плавательный бассейн! Сюда съезжаются любители водных процедур. Зимой по средам это место встречи пенсионеров, неугомонных романтиков. Ну, кому не по душе плавать под звуки нежных мелодий, когда общее освещение приглушено, блики свеч загадочно блуждают по воде, а за окном неприглядная погода. Ближе к Рождеству начинаются приглашения на бесплатное кофепитие здесь же у воды.
Иногда приглашаются специально для пенсионеров молодые, без пяти минут массажисты, за посильную цену. Это обеим сторонам выгодно: одни за практику получают добавочный бонус к зимним праздникам, а другим добавляется лишняя капелька здоровья.

Совсем отвлеклась, я по дорожке к двум Супермаркетам, что расположены неподалёку друг от друга, а от меня в семиминутной прогулке. Осталось пройти мимо двух домов, потом подземный переход, и я у входа в первый магазин.
Кто-то выходит из подъезда дома.

– Может нам по пути? - стараюсь угадать намерения выходящего.

Но в проёме двери показались почти одновременно рука, сжимающая черный поводок и лабрадор в тон своего поводка, а потом и хозяйка собаки. Друг человека явно еле дождался прогулки.
Нового, казалось, ничего в этом нет, если не считать, что собака работала поводырём, а сейчас выходила по собственной нужде в сопровождении слепого человека.

- Интересно, неужели слепые сами выгуливают своих поводырей?

Я замедлила шаги, а потом и вовсе остановилась. Черный лабрадор натянул поводок так, что хозяйка едва успевала. Остановилась только на дорожке, по которой шла я, в шагах десяти от меня. Свои намерения животное не скрывало. Нужда оказалась не маленькой, так что вскоре дорожку украсила соответствующая куча.

- Не вляпаться бы в неё на обратном пути, - мелькнуло в голове.

Такое «добро» можно встретить в больших и малых городах мира. Сцены его появления неприятны окружающим, но они необходимы для живого организма. Сделать форму приемлемой для обеих сторон – показатель культуры общества, хотя количество собак в городе (не бездомных) говорит о жизненном уровне.
Но тут я увидела в руке слепой женщины черный целлофановый пакетик. Она сунула в него руку и спокойно выжидала. Явно, она не могла видеть кучи, и я не знала, что произойдёт дальше.

Собак-поводырей я насмотрелась в Швеции, и даже документальный фильм о них смотрела. Это нелёгкая работа выучить собаку, которая даст возможность инвалиду вести в какой-то мере полноценную жизнь. Но и за самой собакой нужен уход, а об этом в фильме ничего не было, поэтому я стала досматривать фильм наяву.

Пёс окончил всю процедуру и легонько натянул поводок, но не покинул место «преступления», даже наоборот, ждал хозяйку. Поводырь знал лекцию на все сто – не убегать от ответственности, а вместе с подопечной слепой убрать за собой. Та, в свою очередь, накручивая на одну руку поводок, приближалась к испражнениям друга, а другую, спрятанную в черном пакете, как в перчатке, держала в боевой готовности. Нащупав злополучную кучку, она так ловко вывернула пакетик наизнанку, что асфальт остался чистым, как и руки, а пакетик солидным узлом удерживал свое содержимое. Умный лабрадор повел слепую к мусорному ящику, мимо которого я прошла незадолго до этой встречи.

Ящик, каких много в нашем поселке, специально предназначен для хозяев собак. На нем нарисована собака и рука, опускающая пакетик. К этому я уже привыкла за двадцать лет в Швеции, но сегодняшняя встреча заставила меня снова почувствовать Алисой в стране чудес. Вот почему здесь так чисто: слепые убирают за своими питомцами; дети, глядя на взрослых, без проблем берут опеку над домашними животными уже не в одном поколении.

Невольно вспомнила Париж в 1990 году, когда надо было быть виртуозом, чтобы не вляпаться в естественные отходы четвероногих друзей парижан. Уже тогда проблема эта занимала умы высокопоставленных мужей некоронованной столицы Европы. Сейчас там чище: штрафуют строптивых хозяев животных, считающих ниже своего достоинства нагнуться и убрать за своим другом. Конечно, ведется и воспитательная работа. Ведь то, что с детства нам привито, прочно и надежно несем далее.

Настроение от увиденного еще выше. Чувство гордости за свой посёлок и за этих маленьких людей, которых обидела природа в одном, но так щедро одарила в другом: в понимании, что мы ответственны за окружающий нас мир, как в большом, так и в малом.


Рецензии