C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Пенаты

Слово устарело, зато понятие, обозначаемое им, всем понятно. Каждый человек откликается, когда речь идет об отчем доме, о родном крове, о домашнем очаге. Слово теплое, сокровенное, от него веет поэзией. Оно ассоциируется с творчеством, с местами, где прошло детство, где человеку было хорошо. Пушкин тосковал по своим Пенатам – Царскосельскому лицею, по Михайловскому, где его посещало вдохновение, по Тригорскому, где жили его друзья и где его любили как сына, брата и не только...

Это слово мне пришло на ум, когда самолет авиакомпании «Эль-Аль» шел на посадку в аэропорту Шереметьево-2...

Летом 2001 года я впервые в своей жизни выехал за границу, и не куда-нибудь, а в Израиль, в гости к сыну.

Я человек впечатлительный. Отправляясь в Израиль, я готовился к тому, что он поразит мое воображение. Земля обетованная, страна Исхода, теоретически – место, где хочет жить каждый еврей. Но психологическая подготовка и настрой на рациональное, а не на эмоциональное восприятие были забыты сразу же, как только я сошел по трапу в аэропорту Бен-Гурион и сделал первый вдох. Горячий, влажный воздух, наполненный запахами пряностей, целебных трав, деревьев, жареного мяса, кофе и хорошего парфюма заставил меня испытать потрясающие по насыщенности ощущения. «Это всего лишь обычный воздух, – думал я, – что же будет дальше?»

Время для посещения страны я выбрал не самое удачное – жара даже в тени выше тридцати градусов. В Омске при малейшем движении в такую погоду покрываешься испариной. И здесь я поначалу то и дело машинально доставал платок и утирал лоб. Но каждый раз обнаруживал, что лоб сухой, хотя ощущение такое, что пот сочится из каждой поры... Влага испаряется тут же. Здесь все пьют много воды. Почти у каждого человека из рюкзака, сумки или кармана торчит пластиковая бутылка с холодным чаем (наиболее распространенный напиток) или с какой-нибудь другой прохладительной жидкостью. Простая вода в 1,5-литровой бутылке стоит в пересчете примерно 28 рублей. Ничего спиртного днем, как правило, не употребляется. Проведешь на улице пару часов и чувствуешь, что кровь достигла состояния кипения. Входишь в автобус с предвкушением тягостной духоты, но... о чудо! В автобусах, всех без исключения, – холодно! Работает кондиционер – мазган. Сын рассказывает мне, что стоят кондиционеры недешево, поэтому, быть может, проезд в автобусе – дорогое удовольствие. Кондиционеры установлены во всех магазинах, кафе, в квартирах среднеобеспеченных людей. А я, помня свой настрой, оцениваю уровень жизни: «Если, к примеру, я живу в квартире с кондиционером, на работу езжу в своей машине или в автобусе с ним же, провожу целый день в конторе, где выдерживается необходимая температура, то жара не ощущается вообще. Вечерами и ночью на улице холодно. Люди надевают теплые вещи... Вот что значит цивилизация!»

Вскоре к числу ощущений, испытанных с помощью органов чувств, добавилось восхищение, замешанное на удивлении яркостью красок. Если на деревьях зелень – то яркая, сочная, зеленая, а не серая, что окружает нас в городской среде. Если цветы, то сверкающие чистыми, не приглушенными и ни с чем не смешанными тонами. Причем это наблюдается везде, не только в парках и на специальных газонах, а вдоль любой улицы, в любом дворике (за исключением арабских кварталов, где повсеместно царит выдающаяся грязь, чем-то напоминающая бытовые свалки на Омских, Северных, Амурских, Рабочих).

Дома во всех городах, больших и маленьких, выложены одинаковым белым камнем. Он здесь повсюду – в стенах домов, мостовых, ограждениях, памятниках. Розовые, с красноватым оттенком, крыши. Новостройки впечатляют свежестью, современным бодрым видом и даже внешним ощущением уютности и теплоты. Вообще, оглянувшись, видишь, что вокруг словно волны каменного моря. На гребнях волн, как застывшая волшебная пена, стоят города. Повсюду отличные дороги с огромным количеством первоклассных машин – такси, например, только «Мерседесы»... Но – частые и продолжительные (иногда до часа и более) пробки на дорогах.

Мне встречались на протяжении всего времени пребывания преимущественно молодые люди. Многие юноши и девушки вооружены и носят оружие буднично, как сумку на плече. Полицейских не видно на улицах, но то и дело они проносятся по дорогам, как черные всадники, в черных бронежилетах и на черных мотоциклах.

С особенным вниманием я всматривался в лица. Спокойные. Без напряжения или вызова, угрозы или подобострастия. Несколько раз объявляли тревогу. Однажды это случилось на тахане (автовокзале). Стояло 15-17 больших автобусов, готовых отправиться в рейс. Люди плотно стояли на платформах, ожидая посадки. Мы с сыном уже находились внутри одного из автобусов. Объявили тревогу (заложена бомба). Я ожидал услышать крики, почувствовать всеобщую панику. Пока обсуждал это с Ильей, прошло несколько минут. Выглянув в окно... никого не увидел. Люди тихо и спокойно покинули тахану и перешли в безопасное место. Пока мы выходили из автобуса и шли в укрытие, дали отбой. Тут же, словно из-под земли, появились пассажиры и незаметно заняли прежние места. Я даже не успел понять, откуда они возникли и как сумели, не толкаясь, без давки и мордобоя, занять прежние места на тесных платформах...

Мертвое море и легендарная крепость Массада, Стена плача, исторические улочки древнего Иерусалима, набережная в Тель-Авиве и старая Яффо, где дома, кажется, стоят один на другом. Потрясающие ночные пейзажи и ослепительно синее небо без единого облака…

Когда я уже совсем освоился в гостях и был, что называется, готов к восприятию еще более сильных впечатлений, мы отправились в Музей Катастрофы и в Государственный Музей Израиля. Наслышанный и достаточно много к тому времени читавший о Холокосте, я тем не менее испытал сильнейшие чувства от лаконичной, образной, до мелочей продуманной и концептуальной экспозиции о геноциде еврейского народа в годы Второй мировой войны, о самоотверженной борьбе за создание еврейского государства, за его свободу и независимость. В Музее Израиля не без удивления обнаружил богатые коллекции живописи, в которой хорошо представлены любимые мной импрессионисты. Несколько залов наполнены картинами, эскизами и набросками П. Пикассо. Отдельный раздел занимают колоссальные археологические коллекции. Выставки современного искусства выполнены с огромным размахом, но интересных работ мало. Сильное впечатление производит здание Азриэль-центра, так называемый Каньон. Внешне – круглая башня из синего стекла. Пятьдесят торговых этажей. На каждом этаже… несколько кинозалов, кафе. Каждый этаж – большой универсам с практически исчерпывающим ассортиментом товаров… На самом верху – смотровая площадка.

Десять с небольшим дней на земле обетованной дали столько впечатлений уму и сердцу, что, сидя в самолете, я благодарил сам себя за то, что вел дневник и записывал все, что меня особенно заинтересовало в поездке. Главное ощущение, которое мне хотелось уловить – откликнется ли сердце на призыв «исторической родины»? Но чуткое сердце, с волнением, почтением и интересом реагируя на все новое, не трепетало, не испытывало ощущения кровного родства и неразрывной связи… Впоследствии я много думал о том, что если бы решил написать большой очерк о своей поездке в Израиль, то по духу для одних изданий он оказался бы сионистским, а для других антисемитским…

Самолет стал снижаться, и я припал к иллюминатору.

Облака расступились, и тут же перехватило горло. Перед глазами, сколько мог охватить взгляд, простиралось самое настоящее зеленое море. После израильского рыжевато-серого камня контраст казался просто разительным. Почему мне казалось, что там зеленый цвет ярче, чем в России?

Самолет шел на посадку, и я чувствовал, как спадает напряжение. Я дома.


Рецензии
Очень тёплая зарисовка... Очень душевная... и познавательная для читателя - и достопримечательности, и природа, и погода, и общий дух страны и жизни в ней, и впечатления человека, впервые ступившего на эту землю, ступившего с целью - как можно больше увидеть и понять, сравнить, найти в себе сопричастность к этой земле или не найти... - всё удалось прочувствовать при чтении.

Улыбнулась, когда Вы давали определение "Пенатам": "Оно ассоциируется с творчеством, с местами, где прошло детство, где человеку было хорошо..."
Кто ещё поставил бы на первое место именно "творчество":) Только человек искусства, в данном случае - писательского:)

Порадовало созвучие ощущений при возвращении на родину... Да, при огромном количестве проблем, при огромном количестве того, что хотелось бы исправить, от этого зелёного моря под крылом самолёта перехватывает дыхание...

Спасибо! Очень хорошее понятие Вы выбрали для буквы "П".

С теплом,

Ольга Малышкина   28.04.2022 06:20     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за прочтение и тёплый отзыв!

Отдельное спасибо и радость - за созвучие!

Виктор Винчел   28.04.2022 06:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.