2. Второе знакомство

 На следующий день Беспалов проснулся от солнца, которое светило через маленькое окошко прямо в глаза. Пашка ворочался и облизывал пересохшие губы. Василий Иванович шлепнул слегка Пашку по плечу. Тот сразу соскочил с топчана .
 - Пойдем, освежимся на речку ! - предложил Беспалов. Их сопровождал хозяйский пес Отти, лохматая кавказская овчарка.Отти бежал рядом, радостно лаял и крутил хвостом. Пашка с разбегу прыгнул в воду и с криком выскочил обратно - вода после весеннего паводка еще не прогрелась. Друзья побрызгались слегка, чтобы разогнать остатки сна .

 В салоне "Москвича" приходилось кричать. Друзья назвали адрес. По этому адресу проживал Артем Верескович, бывший начальник охраны военно-морской базы. Адрес нашли быстро. Стандартная пятиэтажка . На звонок дверь открыла восьмилетняя внучка и сказала, что дедушка с бабушкой на даче. Дача недалеко. Пришлось попросить Марко, чтобы он всех подвез на дачу,а внучка Оля покажет дорогу. Марко решили отпустить. Договорились связаться по мобильному, когда освободятся. Дача находилась в живописном месте недалеко от залива. Артем Иванович долго и настороженно всматривался в лица гостей. Отвечал неохотно. Разговор дальше калитки не продвигался.
 - Я не знаю,что вы хотите услышать от меня? Сюда кто только не призжал. Одних следователей из военоморской прокуратуры было не меньше десятка . И группами приезжали и поодиночке. Несколько раз меня возили в Санкт- Петербург, в ставку. Даже эстонцы один раз вызывали на допрос. Они, оказывается, тоже решили завести дело. Теперь у них, как они говорят, есть все на это основания, поскольку инцидент произошел в территориальных водах Эстонии. К тому же они решили построить в Палдиски глубоководный порт а эти тайны морские им мешают. Ведь тут этих подводных тайн со времен войны - немеряно!
 - Но вот эту тайну, Артем Иванович, - осторожно перебил Вересковича Беспалов, - найти ее концы, нам поручил "Сам",- Василий Иванович многозначительно перевел взгляд вверх. Верескович недоверчиво посмотрел на гостей. Казалось, что он их сейчас выпроводит за наглость.
 - А ему то зачем это?- резонно заметил он,- старая дизельная черепаха...
 - Да не в этом дело!- Петька ухватился руками за штакетник,- "Его" тоже достали. Матери, жены.- Все помолчали немного.
 Артем Иванович открыл калитку и пропустил вперед гостей. Хозяйка тут же засуетилась, стала накрывать стол в тенистой беседке. После этого Артем Иванович попросил жену "не подслушивать". Разговор конфиденциальный. После первой рюмки диалог наладился.Однако, ничего конкретного про экипаж , субмарину и ее местонахождение в данный момент гости так и не узнали. Все упиралось в официальную версию. Лодка потеряла управление, легла на грунт и самостоятельно подняться не смогла. Поиски ее продолжались несколько недель. Сначала все терпеливо ждали, что вот-вот она откликнется. Но время шло , а эфир молчал. Был определен квадрат, в котором пропала лодка. Субмарина, с ее скоростью не могла уйти за его пределы. Квадрат был исследован вдоль и поперек. Хотя, достаточных средств поиска у базы уже не было. Лодка покидала Палдиски одной из последних.
 - Вам надо поговорить с капразом Семеновым.
 - Кто это ? - спросил Беспалов.
 - Капитан 1ранга в отставке Семенов Виктор Петрович, бывший старший штурман базы. Он живет в том же доме , что и мы. Он знает об этом больше, т.к. отвечал буквально за каждый метр передвижения субмарины. Сейчас он в санатории, в Пярну. Вернется через неделю и я вас с ним познакомлю .

 Через неделю знакомство состоялось. Поначалу как и Верескович, Семенов тяжело шел на контакт.
Чувствовалось недоверие к посетителям. Когда cубмарина покидала причал, а это происходило глубокой ноябрьской ночью 1994 года, Виктор Петрович находился на дежурстве, непосрдственно в диспетчерской базы. А перед походом он сам был на лодке и вместе с командиром, капитаном 3 ранга Устиновым они наметили по карте маршрут лодки, самый удобный и безопасный с точки зрения навигации.
 Лодка должна была выйти из акватории порта в надводном положении, миновать северозападную оконечность острова Пакри, взять курс на запад. Потом выйти на фарватер Финского залива и , постепенно поворачивая влево, ее путь уходил на юг Балтики. С момента, когда на лодке были отданы последние швартовы и она самостоятельно отвалила от юговосточного причала, весь ее путь следования буквально по минутам был записан в журнале диспетчерской службы. Главный радар находился тут же, в диспетчерской и на его экране отчетливо была видна лодка и ее маршрут.
 Кроме этого, на лодке имелась спутниковая система радионавигации, которая позволяла контролировать местоположение с точностью до нескольких метров. Метеопрогноз был вполне удовлетворительным. Слабый северозападный ветер 2-3 балла и хорошая видимость. Итак, лодка двигалась малым ходом со скоростью 9-10 узлов, курсом 320 градусов
 В 02.55 последовал с лодки доклад: "Ложусь на курс 280 градусов, скорость 12 узлов. Обстановка нормальная видимость хорошая. Гидроакустических помех нет. Все механизмы работают исправно. Прошу добро на погружение." Из диспетчерской последовал ответ:"Вас понял. Даю добро на погружение. Следующий сеанс связи в 06.00. До связи " И все. Гидроакустики на берегу держали лодку на контакте еще некоторое время, пока ее не прикрыл остров Пакри. В 06.00 лодка на связь не вышла. Была поднята тревога. Начальник базы контр-адмирал Ерофей Вадим Исакович дал приказ всем выйти в море, разбить залив на квадраты и вести поиск пропавшей лодки круглосуточно. О ЧП в центр сразу доложено не было.Надеялись, что найдут беглецов, накажут своими силами, чтобы не выносить сор из избы.
 Но не тут то было! За трое суток безуспешных поисков у кораблей кончилась горючка. Заправиться негде. Просить о помощи нельзя, о ЧП сразу станет известно, хотя слухи уже самостоятельно дошли до центра. Оттуда на третий день пришла шифрограмма: "Что у вас случилось?". Пришлось чистосердечно докладывать. Буквально сразу после этого в Палдиски высадился десант разного рода военноморских следопытов. И пошло и поехало. Комиссии, расследования, наезды, разжалования.
 Правда, до очень крутых мер не дошло. Но зато начали выплывать на поверхность такие, мягко говоря, "неудобства" забытой Богом на краю земли, заброшенной всеми военно-морской базы, что порой в ходе следствия пропажа лодки с экипажем отходила на второй план. Даже как-то в пылу очередных разборок о предательстве и коррупции на флоте кто-то неосторожно высказал мысль, что они , мол, сбежали от этого бардака. Беспалов с Пашкой, затаив дыхание, слушали длинный рассказ и боялись глупыми и нетактичными замечаниями перебить моряка. Но когда он замолчал и молчание несколько затянулось, Беспалов осторожно произнес:
 - Виктор Петрович, вот вы в своем рассказе назвали их "беглецами"...
 - Да!...Это не только мое мнение...Так многие считали... и считают.
 - Значит, можно предположить,- сказал Пашка,- что они не пропали без вести.
 - За это время, вокруг этой истории накручено столько былей и небылиц, что вам хватит на целый роман,с продолжением.
 - Скажите, а сколько человек составляет экипаж?- спросил Беспалов.
 - Полный боевой расчет,- ответил Семенов,- 50 человек. Но в ту ночь на борту находился неполный расчет, поскольку команда набиралась только для того, чтобы перегнать субмарину в новое место. Экипаж укомплектовали в очень сокращенном варианте. Вместе с командиром на борту было 25 человек. Торпеды были сняты, торпедные аппараты законсервированы.
 - Скажите, - поинтересовался Пашка,- если была аварийная ситуация, ну , например, им пришлось лечь на грунт, они ведь должны были дать SOS ?
 - В том то и дело! Даже, если преположить, что у них мгновенно отказала главная силовая установка, двигатель, вспомогачи и они пошли на дно,- все равно они бы выкинули радиобуй. Глубина здесь небольшая. В это время кто-то позвонил. Хозяин пошел открывать дверь и привел с собой приятеля, невысокого моложавого мужчину крепкого телосложения, предпенсионного возраста.
 Тот пришел с портфелем набитым бутылками с пивом, водкой и разными закусками. Он поздоровался, выложил содержимое портфеля на кухонный стол.
 - Вот! - громко сказал он, - огорода у нас с тобой, Виктор Петрович,теперь нет, руки и мысли занять нечем, будем по выходным тоску разгонять старым испытанным средством. Глядишь,- появится надежда на светлое будущее.
 - Какое будущее, Степа?- тоскливо возразил Виктор Петрович,- на нас прошлое висит якорными цепями.Познакомься, лучше! Эти ребята из Москвы, от "Самого", как они утверждают.Он теперь самый главный командир. Жаль только его команды на нас теперь не распространяются.
 - Как не распространяются?- вскипел Степан.
 - Ребята, этот вредный тип по кличке "дядя Степа" вот уже четверть века поучает меня жить, говорит, что он мой друг, а надоел,- хуже горькой редьки. Теперь мы с ним - никто. А раньше он был дивизионным минно-торпедным асом. На Степана Ильича он еще не тянет, поэтому зовите его Степа, Степан или как и все его зовут - дядя Степа.
Стол быстро накрывался холостяцкой закуской - яичницей с колбасой, консервы, первая весенняя зелень,редиска. Разговор пошел по традиции "за жизнь".
 - Ну а что вам мешает,- начал Беспалов, - раз уж вы остались здесь, на эстонской земле, из армии вы комиссованы , здесь ваше жилье, ваши семьи, просить эстонское гражданство?
 - Вот! - воскликнул Степан и подпрыгнул на стуле,- вопрос вопросов ! Это покруче Шекспира! Гамлет отдыхает со своим жалким "Быть или не быть!" Это просто гениальная постановка вопроса, Василий, как вас по батюшке... Иваныч !.. Что нам мешает? - разошелся Степан.
 - Не паясничай, Степа,- одернул его Виктор Петрович,- теперь его понесло,- не остановишь!- А Степа продолжал:
 - Нет, действительно ! Что нам мешает? Викторий, как ты думаешь, что тебе мешает?...Ну, мешать могут эти самые...что и плохому танцору. А если серьезно, - Степан немного успокоился, опрокинул в рот рюмку водки, подцепил кусок колбасы с яичницей и тоже отправил туда же, прожевал все это и произнес :
 - А мешает нам, во первых, - наше образование, а во-вторых,- наш статус. Расшифровать или так понятно?- обратился он к гостям, - извините , что несколько грубо получилось.
 - Понятно- то понятно, но не совсем,- сказал Беспалов,- Как может мешать образование?
 - А очень просто,- ответил Степа.- Мы на заре нашей с Викторием юности начитались всякого бреда и насмотрелись фильмов про отважных капитанов, испортили себе карьеру, решив стать военными моряками. Все было красиво и романтично только тогда, когда удавалось пару раз в месяц вырваться в увольнение и пройтись в шикарной курсантской форме по Невскому. Девки ! Глаз не отводили...- Степан замолчал, налил себе в стакан немного водки, выпил , перевел дух и продолжил..
- Прошло совсем немного времени и многие из нас поняли, что зарулили не туда. А когда пути назад уже не было, я решил, что это судьба. Некоторые называют это призванием. Но какое это призвание-по девять месяцев болтаться по мировому океану, не видя ни земли, ни людей, ни родных, ни женщин. Человек рождается не для этого. Находясь в таких походах мы даже не имеем права послать письмо или телеграмму. Это при современной то технике связи. А каково им на берегу ? Им , пожалуй, не лучше, если не хуже! Так что, как было сказано выше, я решил занять по отношению к себе философскую позицию. Кому - то положено звезды на небе считать, а кому-то с дельфинами разговаривать.
 - И со многими дельфинами ты разговаривал?- улыбаясь спросил Виктор Петрович.
 - Зря смеешься. Я с ними разговаривал, как с тобой. Бывало, где-нибудь в тропиках , погода штилевая, солнце садится за горизонт, наступает южная ночь. Мы всплываем с погашенными огнями и ложимся в дрейф. Команда выходит на палубу и , если командир разрешит, можно искупаться. А кругом нас дельфины, резвятся как дети. Гидроакустик зовет к себе, послушай, мол. Одеваешь наушники, а там - детский гвалт. Это дельфины тонкими голосами переговариваются между собой, стараясь перекричать друг друга .
 - А искупаться можно было?- оживился Пашка.
 - Купаться разрешалось, только в нагрудниках . Прыгнешь в воду, а дельфин тут как тут, подтолкнет тебя слегка в бок , фыркнет, развернется, шлепнет по воде хвостом,- догоняй, мол, и нырнет, только пузыри пойдут.
 - Красиво рассказываешь, Степа ! - прервал хозяин,- не трави душу молодую,- кивнул он на Пашку.
 - Жаль,что теперь это все позади,- осторожно заметил Пашка.
 - Совершенно верно, молодой человек ! - Степан разлил водку по стаканам.- За это самое, что у нас позади, а у вас впереди, надо обязательно выпить.

 На хутор Беспалов с Пашкой вернулись поздно вечером. Пришлось вызвать по мобильному Марко. Тот подъехал, открыл дверцы машины и спросил, улыбаясь:
 - Ну как? Погуляли?
 - Есть маленько ! - согласно кивнул Беспалов, - А что, заметно?
 - Да нет, ничего страшного. Главное, чтобы в полицию не забрали.- Дома Беспалов с Пашкой рухнули, как убитые, на тюфяки, не раздеваясь.

 Марко с Пашкой с утра уехали на тракторе и вернулись поздно вечером.
 - Сегодня я видел нового человека,- загадочно начал Пашка, укладываясь спать.
 - Эка невидаль! Кто такой ?- спросил Беспалов
 - Не знаю. Обросший весь. Похож на Че Геваро.
 - А куда вы ездили целый день ?
 - Сначала мы поехали через большое поле, потом через лес, сосняк сплошной, крутились там долго. Потом дорога кончилась и мы оказались почти у моря. Стали ждать. Марко начал возиться с трактором, а я пошел побродить, хотелось на море посмотреть.
 - Посмотрел?- равнодушно спросил Беспалов.
 - Не удалось. Там такие дюны , песок , идти тяжело. А тут слышу , Марко зовет. Пришлось повернуть обратно. Возвращаюсь,- а там Марко с этим Че разговаривает.
 - На каком языке?
 - То на эстонском, то на русский перейдут. Но я заметил, что этот Гевара по- эстонски не очень, Марко его все время поправлял.
 - А ты сам с этим "Че" разговаривал?
 - Он вообще вел себя так, будто меня нет. Потом мы поехали в другое место, там же недалеко. Там был какой-то склад,- не склад... типа землянки, прикрытой бревнами.
 - Клад с золотом? - с наигранным изумлением произнес Беспалов.
 - Золото - не золото, а цветного металла там - немеряно! - ответил Пашка.
 - Слитки ! - не унимался Беспалов.
 - Медь, бронза, латунь, в основном. Все это пришлось грузить на прицеп.
 - В каком виде металл?- спросил Беспалов
 - Что значит в каком виде?- переспросил Пашка
 - Ну что это было,-листы, трубы, механизмы?
 - Похоже детали от механизмов, были и трубы. Кабелей много, уже очищенных. А были и гильзы,- закончил Пашка.
 - Это уже интересно,- немного помолчав, воскликнул Беспалов, - и куда все это вы повезли?
 - Гевара остался , а мы с Марко повезли все это в Палдиски в приемный пункт.
 - И много денег за это получили?
 - Не знаю, Василий Иваныч, мне неудобно было спрашивать. Вообще, у меня было такое ощущение, что я лишний в этой компании. Меня наняли, как грузчика и я должен помалкивать.
 - Ну, хорошо. Получили вы деньги, а потом?
 - А потом поехали в оптовый магазин. Накупили там продуктов всяких,- круп , макарон, консервов, овощей. У Марко список был. И поехали обратно. Обратно доехали быстро. Гевара уже ждал нас.
 - Неужели тебе Марко не сказал ничего?
 - Когда ехали обратно, Марко сказал, что это продукты для строительной бригады, которая строит ангары для нового порта. А Че у них прорабом. Зря смеешься. Такая стройка есть, в Палдиски все разрыли.
 - Если Марко так красиво рассказал про бригаду, он должен был также красиво рассказать и сказку про металл.
 - Да!- с готовностью ответил Пашка,- Рабочая бригада, которая строит ангары, состоит, в основном из русских, которые пропили все командировочные , им теперь нечего есть. Они случайно нашли этот склад в лесу и попросили сдать металл и купить им жратвы. За работу они разрешили взять себе 25% от выручки. Так что Марко предложил мне мою долю-150 крон. Цветной металл сейчас в цене,- хвастливо добавил Пашка.
 - Молодец ! - похвалил Беспалов.- Марко предупредил тебя, чтобы ты помалкивал ?
 - Я обещал ему, что буду молчать как рыба!
 - Правильно ! Кстати, насчет рыбы. Я с хозяином договорился, что в следующие выходные мы с тобой пойдем на рыбалку. Возьмем донки, можно спиннинг. Возьмем также карту и пойдем по берегу. Где-нибудь заночуем.- От радости Пашка подпрыгнул на лежаке:
 - Василий Иваныч, а как мы найдем дорогу к морю?
 - Марко обещал подбросить нас.


Рецензии