Война и Мир

Кресло было наклонено и упёрто в стеллаж. Ноги я положил на мусорное ведро. Я очень зачитался и еле расслышал колокольчик входной двери. Это был высокий чёрный парень. Сжав в зубах сигарету, он начал ходить между стеллажами, водя пальцем по корочкам книг. "Здесь не курят", - пробурчал я, не отрываясь от книги. Стук его шагов приближался к моему столу. Не глядя на него, я пододвинул кружку с моим недопитым кофе на край стола. Сигарета булькнула и зашипела. Высокий чернокожий парень упёрся руками в стол и сказал: "Мне нужна "Война и мир" Толстого"...
Секунд десять я дочитывал до конца абзаца, потом положил закладку и захлопнул книгу. "Конечно", - сказал я и пошёл к полкам с классической литературой. Парню было лет 25 или 27, одет был скромно, хотя, впрочем, так все сейчас одевались. Я положил перед ним книги, три из них в одинаковом красивом переплёте были связаны ленточкой, оформлено под красивую старину, а рядом лежала одна толстая книга с чёрно белой обложкой, нарисованную в стиле конструктивизма.
- Тут два издания, одно подарочное, а другое обычное,- сказал я. - Подарочное красивее и с иллюстрациями, но и стоит дороже.
Парень, прищурившись, посмотрел на меня, видимо искал к чему придраться в моей фразе. Но, видимо, не найдя или передумав сказал:
- Я возьму обычное, не люблю книжки с картинками.
Одной рукой он вертел книгу перед глазами, а второй отсчитывал центы. Монетки весело зазвенели на столе, их звон подхватил кассовый аппарат, сыграв симфонию "хоть какой-то прибыли".
Парень уже было направился к выходу, как вдруг развернулся, будто о чём-то вспомнив, и с нерешительностью спросил:
- А можно я здесь почитаю.
- Хм. Почему бы нет. Можете сесть вон там, - я указал ему на стул, стоящий перед столом с кучей старых журналов.
Он подошёл к нему, но вместо того чтобы сесть, взял и перенёс его ко мне. Устроившись рядом со мной напротив входа, как помощник продавца, парень открыл книгу и стлал листать. Долистав где-то до середины, он издал звук похожий на "о!" и принялся читать.
На дворе стоял солнечный августовский день 1984го года. Район Нью-Йорка, в котором я вот уже три года держу свой книжный магазин, можно охарактеризовать такими словами как "занюханный" или "обшарпанный". Посетителей в летнее время почти нет, а тут...
- Любите классику? - с заинтересованной улыбкой спросил я.
- Да не то чтобы... Я со школьной скамьи ничего не читал, а последней книжкой как раз была "Война и Мир". Мне очень понравилась, у меня даже есть в ней любимый момент.
- Из Войны или из Мира?
- Из Войны, конечно же, вот этот, где граф лежит и смотрит на небо.
Я, не глядя, потянулся за кофе, уже было отхлебнул, как сигарета упёрлась мне в щёку. Сам над собой посмеявшись, я отставил кружку. А парень, не обращая на меня внимание, всё продолжал увлечённо пересказывать роман русского классика. Вдруг на улице засвистели тормоза машины. Парень запнулся и с испугом посмотрел в сторону входа. Только сейчас я разглядел у него за пазухой свёрток, что-то в бумажном пакете, обмотанном скотчем. Увидев, что я его разглядываю, парень застегнул куртку и сложил руки на груди.
- А с чего вдруг вы именно сегодня решили перечитать Толстого? - спросил я язвительно.
- Билл, - буркнул парень.
- Что?
- Меня зовут Билли, - парень протянул мне руку.
- Пол, Пол Марвин, - пожал я ему руку.
- Пол, могу ли я поработать в вашем магазине? Я буду работать по ночам и почти даром.
- Ммм... Но книжные магазины не работают по ночам, да и прибыли у меня почти нет, мне просто нечем тебе платить, - я развёл руками.
- Я могу работать даже бесплатно, просто мне некуда больше идти, - Билли потупил глаза в пол.
Я понимал, что доверится чёрному парню, который возможно скрывается от полиции или от банды преступников, это огромный риск, но оставил его у себя. Этот вечер был для меня поворотным, как и для Билли. После того как он начал у меня работать, дела пошли в гору. В магазине была всегда чистота и порядок. Билли сделал косметический ремонт и повесил новую вывеску. Посетителей было много даже в летнее время. Билли до сих пор работает в моём магазине, единственном книжном магазине Нью-Йорка, который работает ночью.
А что было у него в бумажном свёртке, я так и не узнал...


Рецензии
Загадочна африканская душа...

Слоня   13.02.2009 05:14     Заявить о нарушении