Смертельный оракул

Смертельный оракул



1

Не знаю, может и не стоило мне так заявляться. Если честно, рассказчик из меня так себе не очень. Я технарь, с языком у меня не ахти, привычней формулами и алгоритмами разговаривать... Однако,  случившееся с нами столь невероятно, что и в слабеньком, дилетантском моем пересказе должно шокировать всякого, кто прочтет. Надеюсь, это оправдывает мои намеренья...
Я пытался придумать название попроще, не столь претенциозное, но махнул рукой. Не в названии дело! Получится донести хотя бы часть тех эмоций, что я пережил, никто о названии и не вспомнит. А нет - чепуху как ни называй, все одно чепуха. И нечего и голову ломать...
Коротко введу вас в курс дела, чтобы вы поняли о чем речь.

В нашей лаборатории мы занимаемся моделированием реальности. Моделируем ее детально, от физики взаимодействий до свойств объектов. Модельки не настоящие, не из атомов и молекул, а из уравнений и пикселей. Но ведут себя как настоящие, как если бы были сделаны из атомов и молекул... Симулируют, короче говоря, реальность.
Очень емкое слово, "симулируют": ведут себя как, хотя таковыми не являются...
Вот, а нам другого и не надо. Если формулы заставляют объекты симулировать достоверно, значит принципы взаимодействий мы понимаем правильно и описываем непротиворечиво. Ну, такая вот, собственно, работа...
Все, больше заумью доставать не буду.
Нет, буду - ниже, еще разок. Но там совсем коротенько...
Основной наш сервер расположен в ЦНИИ МРП (расшифровывается как... да, не суть). Но как программист профессия творческая, не дающая ни отдыху, ни сроку, то и дома - вечерком, да под пивко - мы тоже кой-какие свои темки отлаживали. Да... Хоть начальство и косилось, намекая на конфиденциальность и государственные тайны.
Намекало, но так - не очень настойчиво. Ибо "а кто не отлаживает? нет, вы скажите?!" Да и понять черновые записи... Нормальному программеру проще заново написать, чем в чужом хаосе разбираться.
Теперь к сути.



2

Когда я открыл на звонок входную дверь, Жаворонков обошел меня, как соляной столб из жены Лота - словно я не интересовал его ни как личность, ни как человек. На автомате переодевшись в тапочки, прошел на кухню и стал выставлять на стол прихваченную в магазине батарею. При этом докладывая - в полной уверенности, что я по любому ловлю каждое его слово:
- Саня, можешь верить, можешь - нет. Можешь сказать, что допился Жаворонков до ручки. А только Чапа-то моя родила. Сегодня днем, точно в срок.

Я действительно со вниманием ловил каждое его слово. Во-первых, калибр выдвигаемой на боевую позицию батареи заставлял предполагать, что разговор предстоит нешуточный. Во-вторых, если Жаворонков обходит тебя, как соляной столб - хорошего не жди. Это значит, что у него крайняя степень возбуждения.
Которая выражается довольно интересно: он начинает задумываться  и жестко тормозить: теряет нить разговора, не слышит вопросов, выпадает из реальности...
А еще обходит людей как пустое место и декламирует в воздух, в полной уверенности, что вокруг не пустота, а - аудитория затаила дыхание.
- Ну, это еще ничего не значит! - ответил я. - Чего бы ей было и не родить точно в срок... А ему - стандартный срок точно не "предсказать"...

Я отвечал скептически не потому, что секпсис мне особым образом свойственен (хотя и не без этого). Просто многие годы наши разговоры происходят в режиме тезис-антитезис. Ибо, я выше докладывал, программерская профессия - она творческая, не дает ни отдыху, ни сроку... Поэтому с нами и девчонки не пьют.
Жаворонков посмотрел на меня с печальной, чуть снисходительной улыбкой. Разлил по стаканам пиво, мы чокнулись.
- А через час Чапа умерла. - Вынырнув с белыми пенными "усами", внезапно добавил он. - От внутреннего кровоизлияния... Вот так-то, Саня.
И занырнул обратно.

От шокирующей новости мои брови взлетели вверх. Серегина Чапа была нашей любимицей - очаровательной маленькой йоркшей с хулиганскими повадками и безумными глазами-пуговицами. Маленькая такая собачья обезьянка-игрунка. Непоседа и тявкалка...
Я выразил Сереге соболезнования. Я понял его настроение и состояние. И калибр привлеченных ударных сил. Наполнил бокалы до краев, и мы выпили. Некоторое время молчали, каждый о своем.



3

- Серега, а что алгоритм... по этому поводу ничего не сказал? - спросил я, когда организм справился со стрессом.
Неделю назад мы с Серегой так же расслаблялись разговорами о работе (sic!), и он выдал совершенно великолепную мысль о (выше я предупреждал) "применении стохастического факторного анализа обсчета вероятностей моделируемых событий". Удивил он тогда тем, что сказал, будто весь метод, в конкретике, ему приснился! Представляете? Прям как таблица Менделеева...
Мы посмеялись, обсудили суть предлагаемого метода, а потом я предложил для проверки обсчитать Чапу - она деловито носилась по комнате, цк-цк-цкая когтями по паркету, и попалась мне в тот момент на глаза.
- Маленькая хрюня, - потрепал я ее по бантику на челке.
Eй вроде пора было опороситься, но она что-то не торопилась.

Мы смоделировали на домашних серверах объекты повседневности: на них было удобно проверять методы и гипотезы. Там были конкретные объекты - дома, парки, улицы-фонари-аптеки нашего микрорайона - а так же абстрактные (статистические) люди и животные. И, конечно же, наши любимцы: мой сиамец Юська и Серегина йоркша Чапа.
А так же мы сами, все наши родные и близкие.
Время от времени мы, больше смеху ради, проверяли, в каком настроении придет такого-то числа Сергей Геннадьевич к Александру Юрьевичу - сколько прихватит с собой пива, и появится ли у него к тому времени новая "Теория всего"... Да проверяли все подряд: позвонит ли мама, вернется ли за заколкой девушка, пойдет ли ночью дождь, отрубят ли в морозы свет, попадутся ли на липучку мухи... Получалось так себе. Правильные предсказания составляли определенно больше 50%, но называть себя "оракулами", как это делают в газетных объявлениях, язык у нас не поворачивался. Все-таки, чтобы торговать вероятностью, надо иметь склад ума прагматично-астрологический, а не отвлеченно-программистский...
Вот, а тут вдруг Серега метод выдал сказочный. Да еще приснилось ему это дело, сказал. И стало нам обоим тогда сильно любопытно...

Три дня мы прицеливались-примерялись, дома и на работе. Отмазы для начальства лепили, мол, "новая концепция, способная перевернуть" и все такое - только не мешайте, а лучше подкиньте мощностей. Шероховатости убирали, дополнительные возможности изучали, оптимизировали по мелочи. А потом меня отвлекли текучкой.
А Серега изловчился-таки и поставил задачу перед нашей СуперЭВМ. И та, отскрипев мозгами двое суток, выдала результат. Я не видел, некогда было. Жаворонков же прокомментировал данные так: "Какая странная фигня..." И все.
Это в том смысле, что Чапа должна родить в пятницу вечером: с этим понятно. А вот остальное - странная фигня.
На этом Серега замолк, и от прямого вопроса о "странной фигне" увернулся: плохо разглядел во сне чего-то - там то ли шум какой образуется, то ли побочный эффект... В общем, покумекает он еще пару вечерочков дома, угу?
Угу, "а кто не отлаживает? нет, вы скажите?!"
Я пожал плечами - ладно, потом расскажешь, что там за фигня...
Пара вечерочков прошла. Чапа родила и умерла, Серега набрал пива и приперся ко мне. Вот, собственно, и все. Начало.



4

Два вечера прошли продуктивно. Серега притащил с собой флешку с новой версией программы, я быстренько скопировал инфу и  перекомпилял сервак.
Объекты моделируемого пространства теперь раскрашивались в различные цвета - в зависимости от вероятности наступления значимого события. "Значимость" регулировалась и настраивалась – учитывалась способность повлиять на внутреннюю структуру, целостность объекта, его местонахождение и т.д.
- А вот, смотри-ка, я ввел дополнительный режим визуализации. Это для абстрактных объектов, просчитываемых на статистических данных - плотности застройки, демографической картине - и климатических особенностях - время захода солнца, вероятность дождя, интервал температур... Ну, ты понял.
Я кивнул.
- Теперь смотри внимательно... - Серега выбрал для симуляции участок парка, метров триста на триста, и запустил обсчет.

На несколько секунд программа задумалась (ушла в себя - прям как Жаворонков, подумал я), потом по монитору пошли какие-то пятна. Они были различных размеров и двигались с разной скоростью. Из-за размытой формы определить, что это такое, было невозможно. Единственно, что бросалось в глаза - двигались они упорядоченно. За редким. Двигались - вдоль дорожек смоделированного парка.
Я вопросительно взглянул на Жаворонкова. Тот подошел к окну и отодвинул занавеску.
- Смотри... - сказал он.
Я выглянул окно. В парке, напротив, гуляли люди. Сидели на скамейках, кормили на речке уток, катались на велосипедах... И количество, и качество реальных людей удивительным образом совпадало с симулякром.
Я присвистнул.
- Сработала? Твоя "таблица Менделеева"? - радостно спросил я.
Но по уставшему, многозначительному лицу Жаворонка понял, что таблицей Менделеева мы сегодня не отделаемся.
- Не просто сработала... - он покачал головой. - Смотри дальше, я введу более детальные данные....

Он щелкнул мышкой, и расплывчатые силуэты сгустились, обрели резкость. Стали видны не просто округлые дрожащие пятнышки в форме эллипсов, а - люди, натуральные. Я видел мамаш с детьми, кормящих уток. Стайку пацанов, несущихся наперегонки на велосипедах. Мужчин, распивающих горячительное, усевшись на газоне вокруг огромного старого пня.
- Да ла-адно... - Я махнул рукой. - Это ты будешь девчонкам в лаборатории показывать, Гудини Копперфильдович Акопян... Нельзя для абстрактных объектов высчитать конкретные характеристики! При любой мощности вычислителя и сколь угодно детальной информации...
- Саня, ты не понял: никаких фокусов и - никаких конкретных данных! Так работает МЕТОД... А как, я и сам не понимаю.
По глазам Сереги я видел, что он не врет.
- Поэтому я назвал его просто: "Метод рекурсивной самозатачиваемой аппроксимации к реальности". Вот название - да, для девчонок. Все равно ничего не поймут... Ты выгляни в окно: мужиков-то вокруг пенька сейчас нет. Но они там сегодня были! И завтра будут. Шанс достаточно велик, поэтому мы их видим... Понимаешь?
- Понимаю... - ответил я.
 


5

Собственно, я и до объяснения понимал. Но такая вот внезапная визуализация... меня просто огорошила. Оказывается, одно дело представлять себе что-то чисто умозрительно, рисовать в мозгу картинку, а другое - видеть картинку реально, да еще в таком качестве.
- Понимаю, - ответил я, подбирая слова, - но уж очень это... неожиданно.
Серега снова улыбнулся, и снова печально и снисходительно.
- Нет, Саня, это еще не неожиданно. "Неожиданно", Саня, я тебе еще не показал...
Ненавижу, когда он так улыбается...
- Вернее, ты его еще не увидел. Приглядись-ка к людям повнимательней на предмет своего дальтонизьму...

Я принялся разглядывать силуэты человечков. Большинство были нейтрального, грязноватого серо-зеленого цвета. Но некоторые (мало, один-два) выделялись отчетливо красным. Точнее, один бордовел, будто начинал разогреваться, а второй, подальше... оказалось, вообще собака, издалека я принял за ребенка... - уже светилась во всю ярким малиново-красным.
- Что сие означает? - спросил я.
- Не догадываешься?
- Догадываюсь. Что все это - вряд ли хорошо...
- Знаешь, цвета ведь условны. Я мог сделать так, чтобы они светились приятно-зеленым или нежно-голубым...
- Знаю. Поэтому и догадываюсь - что все это вряд ли хорошо.
Серега выделил и увеличил на экране квадрат с собакой: малиново-красным светилась, тряся челкой, маленькая задорная йоркша...

Некоторое время мы молчали и пили пиво. Я включил негромко "Wish you were here", любимый диск Пинк Флойда.
- Н-да, жуткая вещь. Не хотел бы я увидеть этак вот свой силуэт... - Задумчиво сказал я. - Пусть даже и зеленым...
Серегин взгляд потревожнел и не понравился мне даже больше его снисходительных улыбок. Это меня взорвало.
- ЧТО? - вытянув шею и выпучив глаза, зло спросил я. - Что ЕЩЕ? Не все ужастики рассказал??
Но от Жаворонкова разве добьешься прямого ответа, если он его не хочет? Мастер интриги! Инженер человеческих душ! "Парадокс мое второе имя"!..
- Ладно, пойду я уже, а то поздно. - Сказал он вставая и направляясь к выходу.
Возле двери остановился.
- Нам бы знаешь чего? Нам бы хомяка с хомячкой прикупить. И хорошо бы сразу с беременной...


6

Когда он отвалил, я плотненько сел и прошерстил все изменения, которые вносились в код за последние два дня. Если бы я так учился в школе, как я шерстил код, мне бы прямо на выпускном вручили Нобелевку. С нагрузкой в виде белого билета...
Постижение невероятного заняло всю ночь, много пива и большую часть головы, которая под утро разболелась по-женски алогично, правосторонней какой-то мигренью. И полпачки Цитрамона.
Я не нашел в них ровно ни-че-го.
Да, бесконечный рекурсивный цикл. Да, точность вычислений зависит от проделанной работы - мощности, помноженной на время. Но то ли он забыл вписать в код строчки божественного откровения, то ли правильно мне не дали тогда Нобелевки на выпускномо - ни запредельного, ни даже подозрительного, я в нем ничего не нашел. За исключением того, что компилялся он вполне материальным компьютером, а выдавал совершенно неземные, фантастические результаты!

С утра никакой, с глазами красными как у хомяка-альбиноса (почему и вспомнил), в субботу я поперся в вонючий зоомагазин. На всякий случай взял две пары хомяков и аквариум, разделенный на части, чтоб не хулюганили каннибализмом/свингерством. Не люблю! Особенно когда не высплюсь...
Одна пара, как сказала прелесть в зеленом халатике, "кажется, уже ждет детишек!"
От радости я чуть не всплакнул, и поскорее вышел, зажимая нос.

Профессиональный гедонист и сибарит проклюнулся лишь к обеду. Первым делом ехидно поинтересовался как обстоят дела с С++.
На Нобелевку не тяну, честно признался я. И рассказал о хомяках.
Удивительно было услышать, но, оказывается, он тоже о них помнил! И даже готов обрадоваться их появлению в своей жизни.
В общем, через полчаса он был у меня...



7

Мы открыли миллион сайтов о хомяках и вычислили с точностью до миллиметра породу наших сирийцев-альбиносов. Обмерили их, обвесили их, выслушали их и осмотрели. Теперь предстояло ввести в программу полученную информацию – и о них, и о виде в целом; касающуюся физиологии, психологии, кухни и естественных врагов. И неестественных друзей. Которые рассовывают их по аквариумам и запрещают заниматься... Ладно, раз обещал, не буду грузить техническими деталями.

Мы описали их кругом: вес, рост, отсутствие приличного хвоста, длину усов, цвет волос и ушей. Попутно выяснили, что у сирийцев белый окрас определяется рецессивным геном cd, и что cdcd-хомяк полностью белый, за исключением ушей. Никакие другие гены на цвет не влияют - белый окрас настолько сильный, что перекрывает любые другие. И только уши могут быть светлыми или темными. Ну и глаза - у альбиносов всегда красные.
Срок беременности у хомяков оказался нереально коротким, чуть более двух недель.

Загрузив данные, я запустил "оракула" на обработку. Для заданной точности предсказания электронный мозг испросил на вычисление трое суток. Мы смилостивились и уменьшили точность с одного часа до трех. Оракул пообещал справиться за выходные.

В воскресенье вечером Оракул (имечко прилипло) дипломатично кашлянул (противно пискнул в динамик) и поинтересовался, хотим ли мы видеть результаты на мониторе или сразу увековеченными в бумаге.
- А давай и туда и туда,  - легкомысленно махнул я рукой. - Принтер лазерный, чернил не жалко...
В ответ Оракул выдал много чего, но главное - две даты. Во-первых, пара, находящаяся в ожидании "детишек", родит вечером в ближайшую пятницу (мы обрадовались, что можно будет понаблюдать за процессом реал-тайм), а во-вторых... Со вторым оказалось сложней. Оракул сказал нам, что вторая самочка не родит никогда.



8

Я конечно тупой, но задним умом вполне себе ничего. До вторника меня пощипывало в районе гондураса я не мог понять что, но ко вторнику два и два сложились, выдав в ответе твердую четверку по неформальной логике.
Складывал я не хомяков, как может показаться на первый взгляд. Складывал я смерть Чапы со взглядом Жаворонкова – в момент, когда я испугался увидеть свой силуэт. Потом добавлял в получившееся Оракула, жутковатого и непонятного в своей реализации, и уже к этому, да - добавлял хомяков. Особенно беременных... Парадоксальным образом связывая вторник и две беременности - хомяков и Чапы.
Парадоксальным, потому что обычно это происходит быстрей. Я хоть и тупой, но не настолько...
Во вторник вечером я позвонил Жаворонкову домой.

- Хомячиха должна умереть? - без обиняков спросил я.
Серега ответил бесцветным голосом:
- Должна умереть. Сань, я не хочу сейчас говорить об этом...
- Ты хочешь дождаться пятницы, чтобы убедиться?
- Да.
Просто и незатейливо: "да". Довольно странно для Жаворонкова - мастера импровизации, инженера человеческих и далее по списку... Да еще таким тоном...
- В какие сроки? - я продолжил потрошить его тушку, мстя за издевательские улыбки наверное.
- Не знаю. Думаю, в течение трех часов, - нехотя ответил он.
- Трех часов... Срок смерти задается точностью прогноза?
- Да. Теоретически. В пятницу узнаем практически. А до тех пор...
- Ладно, последний вопрос: ты почему убежал? Ты реально собирался обсчитать меня?
- ...
Жаворонков помолчал, словно подыскивая слова, и повесил трубку.
Из-за этого молчания я не на шутку испугался. Это чего ж надо было наворотить, чтобы так все... серьезно.



9

В пятницу вечером хомячиха благополучно разродилась десятком (может, и больше, кто их считал) розоватых комочков. И начала деловито, не торопясь их поедать. Блестя пустыми глазками и тряся усиками на потешной мордочке. С выпученными глазами мы бросились за инструкциями в интернеты. На тот самый миллион сайтов, где предварительно прочитали ВСЕ. Исключая, как выяснилось, что делать, если начнется ЭТО...
 - Если самка уничтожает детёнышей, её лучше не трогать и не волновать, - прочитал вслух Серега.
Оказывается, самка съедает детёнышей, если ее напугали или потревожили ее гнездо. А также из-за "плохой вентиляции или слабого здоровья самки".
В руки мы хомяков не брали, самку не пугали, во всяком случае, сознательно. Ничего такого прочего тоже не делали. Поэтому мы сидели, потрясенные, и молча наблюдали этот вопиющий акт каннибализма. Успокаивая себя тем, что совесть у нас чиста - не мы были тому причиной.
Позже Серега нарыл еще одно объяснение:
- "Своих детёнышей поедают молодые самки возрастом до 4-х месяцев. Такая самка сама ещё ребёнок, поэтому она уничтожает приплод вместо того, чтобы ухаживать за ним. Такое часто случается с самками, которых покупают в зоомагазине уже беременными, но ещё слишком маленькими, чтобы они смогли ухаживать за детёнышами. Поэтому старайтесь покупать хомячих в зоомагазинах, в которых самки содержатся отдельно от самцов".
- Век живи, век учись, - пробормотал я.

На исходе третьего часа хомячья мать, не подавая особых признаков беспокойства, хлопнулась на спину, для приличия дрыгнула пару раз лапкой и тихо отошла. Не иначе как в свой хомячий ад. У Сереги, до этого с надеждой поглядывавшего то на самку, то на часы, побледнело лицо.
До меня вдруг дошло... К пятнице до меня дошло то, что не дошло ко вторнику. Тоже мне, доктор Кох...
- Серега, ты что, себя обсчитал? - замогильным голосом (не специально, само так вышло) спросил я. - Какое событие... на какое число?
Серега вытер со лба пот.
- Я обсчитал свой день рожденья.
- Уфф! - выдохнул я с облегченьем. - Тогда у нас еще целый месяц. Не боись, что-нибудь придумаем. Прорвемся!
- Угу, надеюсь... А еще я обсчитал дни рожденья всех нас. - Нехотя признался этот ...



10

- Кто умрет первым? - наконец, спросил я. Не "должен умереть", а "умрет" - как о факте, который можно считать свершившимся.
- Шумкин Андрей Иваныч, - очнувшись, ответил Жаворонков.
- Его-то за что? Ничего вроде плохого не делал...
Андрей Иванович был начальник нашей лаборатории моделирования реальных процессов. Милейший человек, хоть и с закидонами. Ну-да у кого их нет, из начальства-то...
Неожиданно я поймал себя на мысли, что мы рассуждали, как два обпившихся крови киллера, или два удава, случайно оказавшихся в человеческом облике - тихо, спокойно, даже депрессивно - о том, кто умрет первым.
- Он должен был прийти ко мне или к тебе на день рожденья. Не знаю к кому точно, знаю, что к одному из нас. Ну, я и обсчитал его – на предмет его дня рожденья. Оно через пять дней...
- Н-да, выбрал ты себе хомяков...
И тут меня прорвало.

Тысячу раз ведь было говорено, и не только Жаворонкову: "С экспериментами осторожней! Думайте перед тем как, а не после! На людях ничего не проверяйте! На себе тем более!" Тем же Андрей Иванычем, между прочим. Не говоря уже обо мне, мною-то вообще миллион...
Не зря ж нам каждый день напоминали, мол, находитесь на переднем крае науки! Мол, ждите ВСЯКОГО! Будьте ГОТОВЫ. У вас, как у врачей, первая заповедь "не навреди"! Особенно, между прочим, не навреди себе. В случае летального исхода, кто исправлять будет – то, что вы напахали? А этот жлоб взял и - вообще всех...
- Ты что себе думал, жлоб? Ты мог хотя бы меня не посчитать? Или, фик с тобой, себя? Кто назад будет отыгрывать, если накроемся медным тазом, м? Ты понимаешь, что если позагинаемся, то это будет не "просто ж..па", это будет "ж..па навсегда"? Это тебе не "теория виртуального контакта"! Здесь все происходит на самом деле! Понимаешь ты это, дурак-человек??
- Саня, да разве ж можно было такое предполагать? Это ж... ни в какие рамки! Это ж смелее самого смелого предположения! Предсказание будущего с чуть ли не 100% вероятностью...

Заговорив о предсказаниях, Жаворонков незаметно воодушевился. Начал размахивать руками, зарумянился щеками. По-моему, даже забыл о последствиях, к которым из-за этих предсказаний мы все сейчас бодро шли. Его воодушевление окончательно вывело меня из себя.
- Жаворонков, ты же все ВРЕШЬ! - заорал я. - Ты же знал, что это должно случиться! Но... ты решил проверить, да? Да-да! Что я, тебя не знаю? Тебя ж ничто не остановит! Если любопытство взыграло в одном месте. Ты же сунешь в дырку свою клешню - проверить что там - пусть из нее хоть стреляют! Хоть стальные зубы там клацают! Ну, свою-то - ладно, наперед дураку наука. Но наши-то - наши-то ты зачем, не спросясь, посувал, гад?? Ты ж любопытная обезьяна с гипертрофированным мозжечком! Обезьяна ты, а не человек! Понял, кто ты есть на самом деле, Жаворонков?!!



11

Я говорил, говорил и говорил. Я долго укорял его, чаще справедливо, изредка нет. На этой "исповеди наоборот", я припомнил ему все его грехи! Плечи Жаворонкова под тяжестью приводимых аргументов опускались все ниже и ниже. Видно было, что он переживал, что ему тяжело - стыдно, больно и страшно... Страдания столь явственно рисовались на его лице, на всем облике, что у меня не выдержало и... дрогнуло сердце. Гнев внезапно, как и начался, прошел, сменившись вдруг на милость.
- Ладно, Серега, разберемся, - сказал я, успокаиваясь и кладя руку ему на плечо. - И не из такой, гм, ситуации выбирались... А помнишь, как у нас отказал задний ход на краю водопада?
Его губы дрогнули в улыбке, он кивнул.
Ситуация была аховая. Зверзнуться мы не могли, но не могли и вернуться. Пришлось тогда голову поломать! Если бы не Серега...
Черт, кажется, я готов был рассопливиться и пустить слезу.
- Ты это, прости, что я тут наорал... Нервишки ни к черту. Да и пива слишком много пьем.
Серега поднял на меня потемневшие глаза. Глаза, полные боли и раскаянья, нежности и... не знаю - какой-то обреченности, что ли?
- Сань, да ты что, - пресекшимся голосом ответил он. - Я бы на твоем месте вообще тебя  прибил. Удивляюсь, как ты еще сдерживаешься... Знаешь, иногда я думаю, если бы мы не встретились с тобой тогда, семь лет назад...  Помнишь? Случайно, по объявлению в газете?
- Конечно, помню! - я заулыбался. - Мне одна программка была нужна, а ты как раз над ней работал.
- Угу, мы тогда в парке встретились, я еще с Чапой был... Знаешь, если бы мы не встретились с тобой тогда, жизнь моя была бы другой. Не знаю, худшей или лучшей, но - другой, это точно. Хотя что значит не знаю? Худшей, конечно! Разве согласился бы я променять нынешнюю жизнь - нашу работу, нашу лабораторию, нашу дружбу... нашего Андрей Иваныча - на что-нибудь еще?
- Спасибо, Серег... - Я крепко сжал Серегино плечо. - Только  не время сейчас сентиментальничать. Думать надо, как будем из всего этого выбираться!
- Правильно ты сказал, Сань, выберемся, конечно! Не из такой задницы выбирались...



12

- Что со второй хомячкой? Оракул предрек ей бездетность. Это как понять, не умрет, что ли, никогда? - спросил я.
Обреченность и философская грусть сошли с лица Жаворонкова. Он начал задумываться и выпадать из реальности, что было, как я уже докладывал, хорошим признаком – значит, компьютер в голове заработал на полную мощность...
- Что? А-а... Нет, поменяй систему координат. "Никогда" не значит "пока существует Вселенная". Хомячка не родит в течение своей жизни. Что-то у нее с "физикой" не то, видимо. Может, больна чем, может, отрожала свое... Ты ж не проверял, сколькой ей? А в магазине что угодно могут  впарить.
Я последовал совету, однако в новой системе координат понятней не становилось.
- Я не понял: хомячка "не умрет никогда в своей жизни" - так, что ли?
- Угу, близко... Надо квадрант поменять: "хомячка умрет - когда-нибудь - в своей жизни", не раньше. Понял?
- Нет...
- Ты же сам во вторник озвучил принцип: "срок смерти задается точностью прогноза". Именно. А если точность прогноза совпадает со сроком жизни, то...
- ...получается "хомячка умрет в течение своей жизни". То бишь предсказание теряет смысл, ибо сие понятно и так. Да?
- Точно. А еще, "никогда в своей жизни" значит - естественным образом, когда закончится жизнь...
Теперь я понимал все, кроме одного: откуда на его роже опять эта гадостная высокомерная снисходительная улыбочка...
- Ладно, с предсказаниями  более или менее понял. Но я не понял: я что, чего-то еще не понял? А ведь не знаю, судя по твоей мерзко улыбающейся роже...
Жаворонков, перед тем как ответить, скосил вбок по-еврейски умные глаза.
- Пересчет предсказания аннулирует предыдущие результаты...- тихим бесцветным голосом сообщил он.
- Что??
У меня снова взлетели на лоб брови.



13

- Ты все знал... - вкрадчиво сказал я. Сощурился и сжал, снимая сомнения в намереньях, кулаки. - Ты заранее знал, что проблемы нет, что она уже решена... А все эти ужимки и прыжки - "прости, друг!", "да я бы на твоем месте!"... Ты, старый клоун, меня разыгрывал!
Отставив в сторону пиво, я поднялся со стула и медленно пошел на него.
Жаворонков вскинул, защищая голову, руки:
- Нет, Саня, нет! Ну, разве что чуточку, самую-самую! Ну, ты же знаешь, не могу я без этого. Не могу без этого жить - как без работы, нашей дружбы или, не знаю, пива!
- Хах? Ах-ты ж... !!!
Я изобразил негодующую физиономию и заржал.

- А Чапа?
Мы немножко успокоились, и вопросы бытия вернулись на свои места.
- Увы, - Серега отер с глаз слезы, выступившие от смеха, и снова погрустнел. - Результаты аннулируются только если не наступили необратимые последствия.
- Другими словами, если перерасчет сделан до наступления предсказанного события?
- Да.
- Ясно... Помянем тогда. Еще одна собака беззаветно послужила науке...
- Не надо, Сань.

- Мистер Жаворонков, если коснуться метафизической, так сказать, составляющей Оракула, современной науке не подвластной, почему он, предсказывая, с обязательностью убивал? – Вопрошал я, тыкая под нос Сереге пустой бутылкой, изображавшей микрофон, и пародируя международную пресс-конференцию. - Что это - жестокость, кровожадность, равнодушие?
- Трудно сказать с уверенностью, - подхватывал Серега, - интуитивно же я связываю это с принципом неопределенности Гейзенберга. Однако от пояснений, господа журналисты, прошу меня уволить... Пожалуйста, следующий вопрос!
- Мистер Жаворонкофф, а правда ли, что никакого Оракула не было и нет, что все это приснилось вам в пьяном русском угаре?
- Правда. Чтобы окончательно убедиться, достаточно сообщить мне дату вашего дня рожденья...
- Гы-гы-гы (нервный смех в зале). Последний вопрос: а нафига?
Жаворонков посерьезнел и задумался. Взяв из моих рук бутылку, он ответил:
- Думается мне, это всем нам хороший урок. Я лично понял его так: не лезли бы вы не в свои дела! По крайней мере, до поры до времени. Но - так мне думается. А как оно на самом деле... Кто ж ЕГО знает?

Я призадумался тоже. Над Оракулом, над Серегиными словами, над реальностью, над всеми нами... Живем в мире иллюзий, считая их за знания. А и жизнь сама – ведь не знаем, реальность ли? Или тоже сплошная иллюзия...
Взглянув украдкой на Жаворонкова, кормящего яблоком хомяков, я, убей бог, не мог понять - это он серьезно ответил или... Или начал очередной свой розыгрыш, этот... Этот... ЭТОТ!



***

С неделю мы пытались сделать из Оракула нечто юзабильное (Серега даже спал на работе, но ничего путного больше не выснил). Увы, только зря извели с десяток хомяков. А в один прекрасный день Оракул замолчал, то бишь стал работать штатно. Никто больше не умирал, детализация предсказаний уменьшилась до расчетной, и мы перестали называть его Оракулом. Мы занялись другими делами...
Вот и вся история.




16/10/2008


Рецензии
хорошо ниписано.

Абелия   07.12.2010 12:29     Заявить о нарушении
Если честно, самому мне рассказка не очень нравится - что называется, не справился с темой. У меня там наверху свежие, коротенькие, - они, как на мой, получше будут...
Спасибо.

Carapax   07.12.2010 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.