Д. Ортон - Основные положения левого биоцентризма

“Земля не принадлежит людям.” - Арне Нейсс

“Я думаю, что экологический кризис приведет к концу капитализма” - Рудольф Баро (1935-1997).


Основные положения философии глубинной экологии (в которую входит и доктрина левого биоцентризма) впервые были изложены в начале 1970-х годов норвежским философом и активистом Арне Нейссом в широкоизвестной статье под названием “Поверхностная и глубинная экология в экологическом движении.” С тех пор было написано много работ по глубинной экологии Нейссом и другими. Я лично принял эту философию в 1985 году. В то время для меня это означало следовать пути минимального потребления. (Так, я пытался минимизировать свой рацион, но, кажется, не всегда успешно.) Вот одна из моих любимых цитат Нейсса в отношении западного потребительского образа жизни:

 «Мы должны иметь такой уровень жизни, который можно серьёзно предлагать другим – а не такой, который не достижим для большинства.»
(Философские диалоги, под ред. Витошека и Бреннана, с. 224)

Сарал Саркар в своей книге «Эко-социализм или эко-капитализм?» высказывает подобную мысль, указывая на то, что экологическое движение – это первое социальное движение в истории человечества обещающее более низкий материальный уровень. Похоже, что с таким лозунгом, зеленые никогда не попадут в Парламент!

Левый биоцентризм охватывает и тех, кто не относит себя к социалистам, однако разделяет их анти-капиталистическую направленность. С самого начала формирования концепции левого биоцентризма, «левизна» рассматривалась в самом широком смысле. Как указывается в Платформе левого биоцентризма,

“Левизна означает для нас анти-индустриальную и антикапиталистическую направленность, но не обязательно социалистическую.” Поэтому некоторые левые биоцентристы считают себя социалистами, (как, например, я), в то время, как другие таковыми себя не считают.

Данная лево-биоцентрическая направленность представляет собой левое крыло движения за глубинную экологию. Социальные, политические и экономические вопросы, а также сохранение дикой природы, защита лесов и океана, являются частью программы левых биоцентристов. Социальная справедливость стоит высоко на повестке дня. Другие направления левой политической мысли, такие как социальная экология, экологический марксизм, экофеминизм, хотя и поднимают ряд важных вопросов, не являются биоцентрическими,или экоцентрическими, а остаются суто гуманистическими в своей основе.
 
Экология не является для них главной ценностью, а люди занимают центральную позицию в их этической вселенной. Разумеется, мы можем сотрудничать с ними на антикапиталистической основе.

Взаимодействие и возникающие противоречия между глубинной экологией и левизной – т.е. взаимодействие между зелеными и красными – всегда вызывали у меня главный интерес во всех моих статьях, обзорах, критике и интернетовских дискуссиях.
 
Левый биоцентризм произошел из нескольких параллельных анти-капиталистических течений в зеленом и экологическом движении, целью которых было сближение глубинной экологии и левой перспективы:

       - "темнозеленой теории" (Ричард Сильван);
       - "социалистического биоцентризма" (Хельга Хоффман и Дэвид Ортон);
       - "экологизма" (Эндрю Добсон);
       - "радикального экоцентризма" (Эндрю Маклафлин, см. его книгу 1993 г. Regarding Nature: Industrialism and Deep Ecology);
       - "революционной экологии" (Джуди Бари);
       - “ зеленого фундаментализма” (Рудольф Баро).

Следовало бы также отметить Фреда Бендера (см. его книгу 2003 г. The Culture Of Extinction: Toward A Philosophy Of Deep Ecology).

Как теоретическое направление, левый биоцентризм становится все более известным в академических кругах, занимающихся экофилософией. В настоящее время существует достаточно большое количество статей, посвященных левому биоцентризму, как в интернете (теоретические и прикладные вопросы), так и в печатных изданиях, таких как американский журнал Synthesis/Regeneration: A Magazine of Green Social Thought (с 2002 г.) и журнал Canadian Dimension (с 1989 г.) Можно назвать несколько книг, в которых обсуждается левый биоцентризм (напр, Sustainability: The Challenge, The Encyclopedia Of Religion And Nature, Ecological Ethics). В третьем и последующих изданиях учебника Environmental Philosophy: From Animal Rights to Radical Ecology отмечается появление левого биоцентризма.” Джон Кларк, в разделе Political Ecology данного учебника говорит: «Левый биоцентризм соединяет теоретическую базу глубинной экологии с радикальной децентралистской анти-капиталистической политикой, имеющей много общего с социальной экологией.” Кроме того, существует ряд приверженцев левого биоцентризма, называющих себя «лефтбиос», пишущих статьи и издающих новый он-лайновый журнал Dandelion Times: A Left Biocentric Journal.

В прошлом я был главным теоретиком левого биоцентризма, однако сегодня мои последователи внесли свой вклад в понимание левого биоцентризма и повлияли на мои собственные идеи. Более десяти лет в Интернете существует форум левых биоцентристов – группа, коллективно обсуждающая проблемы данного направления глубинной экологии. Это поистине коллективный труд (В 1998 году в результате широкого коллективного обсуждения был принят Left Biocentrism Primer из десяти пунктов, ставший основным соглашением для всех желающих стать членом группы.)*

Для большинства левых биоцентристов, как и меня лично, индустриализм, а не капитализм, предстает как главная проблема. Это не значит, что мы согласны с бесконечным ростом и консьюмеризмом капитализма, игнорирующими экологические рамки. Индустриализм может иметь как капиталистическое, так и социалистическое обличье. Эту мысль впервые высказал Эндрю Маклафлин, проанализировав индустриализм с позиции глубинной экологии (и социализма).

Левые, со всеми своими бесконечными оттенками, всегда политически ассоциировали себя с социальной справедливостью. Это их универсальная характеристика. Определение «левый» для биоцентризма означает, что будущее биоцентрическое общество должно быть социально справедливым и для людей, и для других биологических видов, и для планеты в целом. И все же экологическая справедливость должна быть на первом месте. Нет справедливости на мертвой планете. Как заметил покойный канадский экофилософ Стэн Роу, во-первых, мы существа, живущие на Земле, и только во-вторых - люди, и это должно осознаваться на персональном и социальном уровне.

Я много критиковал глубинную экологию за то, что многие статьи оказывались туманными и мало связанными с практической работой. Я указывал на то, что наблюдается недостаток реальных политических, экономических и социальных аналитических статей, отсутствует классовый анализ у большинства глубинных экологов. Во многих отношениях академики свернули глубинную экологию вовнутрь и отстранились от реальных проблем этого мира. Канадский журнал глубинной экологии The Trumpeter может служить примером академического обскурантизма. Левые биоцентристы унаследовали у марксизма социально-непримеримую позицию (Зигмунд Квалой), в отличие от социальной гармонии, проповедуемой Арне Нейссом и другими глубинными экологами.

В то время как левые настаивают на коллективной собственности в противовес частной, они обычно не подвергают сомнению саму идею собственности – т.е., идею, о том, что человеческий род может «владеть» природой и другими биологическими видами. Другими словами, природа может быть разрушена государственной, коллективной, частной или племенной «собственностью». Левые биоцентристы поддерживают неантропоцентрическую точку зрения, согласно которой не мы владеем Землей, а она владеет нами. Для нас общество включает не только людей, но и других животных, растения и саму Землю. В таком обществе живет дух Земли, как это было в прошлых анимистических сообществах, и этот дух ограничивает эксплуатацию природы.

Следует возвратить эту духовность в общество для достижения экологической устойчивости. Левый биоцентризм выступает за “коллективное пользование”** в противовес частному использованию природной среды. Коллективное пользование предусматривает право на ответственное использование природными богатствами Земли, но не владение ими. Мы также склонны признать экоцентрическое правительство, которое намного шире и требовательнее, чем любое антропоцентрическое правительство.

У людей нет права разрушать или портить мир природы для своих узких интересов.
Природа должна остаться общим достоянием. Ее нельзя приватизировать или отдать в руки частного или коллективного владения.

Для нас, экономика должна не только обеспечивать долгосрочное благополучие людей и их среду обитания, но и защиту и долгосрочное благополучие других биологических видов. Люди должны иметь ограниченную среду обитания на суше и на море, наравне с другими видами.

Поэтому стратегия уменьшения населения должна стать частью любой зеленой экономической политики. Для экоцентрических левых, разделяющих принципы глубинной экологии, существует приоритет экоцентрического сознания – они «думают как гора», по выражению Алдо Леопольда. Социальная справедливость, хотя и важная составляющая политики левых биоцентристов, все же вторична. Разделение на «левых – правых» поэтому имеет подчиненный характер по отношению к разделению на «антропоцентризм – глубинная экология».

Люди должны вступить в новые, ненасильственные отношения с миром природы, в котором леса и дикая природа перестают быть «ресурсами» для человека или корпоративного потребления. Использование данного термина корнями уходит в философию антропоцентризма, в лесную промышленность, где есть «вредители» и «древесина», которую можно определить как “старую” или “перезревшую”, где есть “подлесок”, не имеющий коммерческого использования.

Левые биоцентристы сталкиваются внутри своего движения с первичными и вторичными противоречиями. Первичные противоречия связаны прежде всего с индустриальным капиталистическим обществом, его практиками и разрушительным антропоцентрическим взглядом на Землю. Вторичные противоречия относятся к другим вопросам, не имеющим принципиального характера.

Левый биоцентризм открыт для левых партий, но выступает с критикой в отношении традиционных левых партий. Я лично считаю себя, во-первых, экоцентристом, во-вторых, канадским левым. Мои основные симпатии в отношении социальной политики на стороне коммунистов/социалистов, а не капиталистов.

В нынешнее время планетарного экоцида, левый биоцентризм может многое предложить левому движению.

Я уверен, что данная теоретическая доктрина, родившаяся на стыке глубинной экологии и движения за социальную справедливость, - прямой путь к будущему экоцентрическому и социально справедливому постиндустриальному обществу.

_________

* После смерти Дэвида Ортона в 2011 группа левых биоцентристов  реорганизовалась в Экоцентрический Альянс (Ecocentric Alliance). имеющий более академическую направленность. Основные темы Альянса анализируются в он-лайн журнале Ecocentric Citizen https://www.ecologicalcitizen.net/ - ВП
**У автора этот термин называется usefruct, т.е. коллективное "ничейное" пользование. -ВП


Источник:

Примечание автора. Данная статья представляет собой записки из моего выступления на конференции "Скоро ли закончится капитализм?" (Сан-Франциско, октябрь 6-8, 2008), организованной Международным Форумом по Глобализации. На конференции выступило более 30 участников.  Конференцию организовали Джерри Мандер и Даг Томпкинс (Foundation for Deep Ecology).
На конференции выступили также Ричард Хейнберг, Хелена Норберг-Ходж,  Дэвид Кортен, Джоэль Ковел и Сарал Саркар.  В конференции участвовали люди не только из США, но и Чили, Южной Африки, Англии, Китая и Германии.  От Канады участвовали четверо: Мод Барлоу, Тони Кларк, Иан Уайт и я .
Я воспринял конференцию, как попытку совместить экоценрическую глубинную экологию с анти-капиталистической позицией.  Данная тема чрезвычайно важна для любых зеленых политиков в Канаде. 


Рецензии