Обзор человеческой жадности за 400лет

1633-1637гг
Голландия
Вирусы и болезни изменяют гены тюльпанов, рождая невиданные цвета, краски, формы. Новые сорта.

Спрос на новые сорта порождает бум. Чарльз МакКей описывает эти события в своей книге «Заблуждения и безумства».
Все занялись тюльпанами (моряки, лакеи, старьевщики, бедные и богатые). Заморские купцы, караваны приезжают в Голландию и скупают луковицы всех сортов. Все люди одалживают и переодалживают, берут кредиты, перекупают лучшие луковицы.

Все были уверены, что спрос вечен. Созданная ценность луковицы не редко превышала стоимость поместья.

Однажды рынок насытился. И вот богатые и счастливые владельцы стали лавиной продавать свои ценные луковицы. Но их уже никто не покупал.

Итог: все спекулянты, луковые богачи – разорились, а богатыми стали только те, кто не вкладывал все в одни луковицы.



1711г
В Европе с благословения испанского короля создается «Компания Южных морей».
Это предприятие - монополия на все торговые операции в Южных морях. Обещалось привозить сирийских ослов в Англию, отливать квадратные пули для христиан. Был даже призыв покупать доходные акции, где под доходностью значилось "доход от источников не подлежащих раскрытию". И это все покупалось!

Акции выросли десятикратно.

Не успевали печатать акции, которые меняли на деньги.

В те дни Ньютон сказал: «я могу рассчитать движение небесных тел, но не пределы людского безумия»

Этот пузырь лопнул. За ним полопались субкомпании, компании смежники, банки, страховые общества и, конечно, люди.



Март 2000г.

Рыночная стоимость интернет компаний уменьшилась на 7.000.000.000.000долларов (7 трл)за один день. А кто же раздул этот пузырь? Жадность тех, кто одержим манией "скупки всего, что обещает доход".

За год до марта 2000г:
Амазон.ком – Интернет-книготорговец по капитализации превысивший капитализацию всех книготорговцев вместе взятых. Только из-за общего тренда роста Интернет проектов, эта компания не могла отбиться от желающих приобрести их акции. Были и допэмиссии.
 
Прайслайн- продажа билетов через интернет. Захудалая компания – торговец билетами, благодаря рекламе и ажиотажному спросу на любые идеи в области Интернет-проектов по капитализации превысила всех конкурентов вместе взятых.

Все они подешевели в 10 раз за 2 дня.

Они жестоко обанкротили своих инвесторов и акционеров. А их конкуренты за этот же период принесли скромные, но дивиденды.

Linox за один день подорожал в 7 раз, но через год подешевел в 10.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.