Творить, чтобы быть разумным
До этого, чтобы организовать сей праздник детского творчества, посвящённый Международному дню психического здоровья, арт-терапевты (художники, гончары, резчики по дереву и просто одарённые люди) и их помощники, волонтёры, целый год, шаг за шагом готовили детей к предстоящему торжеству возвышенного творчества. И дети, забыв о собственных душевных и физических «болячках», приняли добрую волю своих наставников и своим свободным, одухотворённым порывом совершали каждодневный подвиг творчества. Они, дети, были здоровы и счастливы в своём творчестве. Творчество, без указки, грубого окрика и навязчивого контроля («стоять над душой») вернуло детям утраченные мгновения разума. Одним лишь вдохновением, без вмешательства прочих лекарственных препаратов, присущих в подобных случаях.
Здесь стоит оговориться, что дети, приступившие к долгому полёту творчества, не были настолько безумны и не способны к действиям и поступкам, чтобы от них отмахнуться рукой и навечно приписать их к числу отверженных людей, удел которых брезгливое соучастие общества. В каждом ребёнке - участнике арт-эксперимента - не тлело, а полыхало прекрасным заревом, вроде северного сияния, вроде утренней зари по весне, его призвание творить. Педагогам и арт-терапевтам совместно с детьми нужно было только найти это призвание и побудить ребёнка к творчеству. «Пробным шаром» в открытии неограниченных детских талантов, дарований и возможностей, стала художественная экспозиция юных и, тем не менее, гениальных художников, представивших собственные работы в Культурном центре «Бактрия» города Душанбе. Это событие состоялось прошедшим летом - поясним для читателей «Вечернего Душанбе», и была написана статья «Здравствуй, планета творческих детей!»
Но это было летом, а сейчас осень стоит на дворе, и, как говорится, «цыплят по осени считают».
"Наши дети с восторгом приняли предложение принять участие в предстоящей выставке, - говорит Малика Каримова, менеджер проекта «Арт-терапия». - Каждый ребёнок, не только здоровый, представляет собой неразгаданное сокровище, которое таит в себе великие таланты детской души. И наша задача - задача наставников - открыть, развить и наставить эти таланты. Чтобы эти таланты приходили в общество людей и помогали им изменяться в лучшую сторону - становиться человечнее и милосерднее, и помогали своим носителям, детям с творческой жилкой, жить достойной жизнью здравого человека».
- Крути сильнее гончарный круг! - советует кто-то из столпившихся детей.
- Бери побольше глины и обильно смачивай водой! - советует другой.
- Не торопись, и у тебя всё получится! - советует третий.
Это любопытная и счастливая ребятня собралась вокруг гончарного деревянного станка, за которым сидела востроносая девчонка-таджичка, с сорока косичками за спиной, и отчаянно крутила гончарный круг.
"Сейчас вниманию наших зрителей мы представим свою небольшую концертную программу, - тем временем в другом конце просторного фойе Института искусств говорит Наргис Таймастова, менеджер проекта «Глобальные инициативы в психиатрии» в Таджикистане. - Хочу сказать, вы увидите и услышите смешанные номера. Весь секрет заключается в том, что петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах наряду с профессионалами будут и наши одарённые, «особенные дети»".
Тут зазвучал дутар, и полились благозвучные напевы на таджикском наречии - это две пары: мальчик с девочкой, «особенные дети», и юноша с девушкой, студенты, в сердца и уши зрителей повели караван своей песни о красоте и богатстве родной земли.
В другом зале одни дети пробовали «подружиться» с кисточкой и изобразить на листе бумаги с помощью акварельных красок собственное видение мира. Другие наждачной бумагой «ошкуривали» деревянные детали и собирали замысловатые ажурные и устойчивые модели - например, подобие художественной винтовой лестницы или макет пирамиды Хеопса. Третья группа детей толпилась вокруг устремлённого вышкой «Обелиска Таджикистана» - сборно-разборной, трёхметровой конструкции оригинального светильника, в основу которого легли «баклажки» - пластиковые ёмкости из-под прохладительных напитков. К созданию опоры, абажуров, двух перекрестий и большой касудамы, символизирующей государственный флаг страны, «приложили свою руку» - в хорошем смысле этого слова! - дети, страдающие задержкой психического и умственного развития.
Словом, дети, в сопровождении взрослых и без них, энергично переходили из зала в зал, с непраздным любопытством разглядывали экспонаты, представленные для обозрения, и бесшабашно трогали их руками и вертели пред глазами, не замечая угрожающих табличек – «руками не трогать!» У каждого юного человека была полная возможность проявить или обнаружить свои таланты - порадовать окружающих и себя. Действительно, я творю, чтоб быть разумным!
«Наш праздник детского творчества получился на славу. Он превзошёл все ожидания, а наши страхи были напрасны. - говорит Омина Усманова, ведущий специалист по арт-терапии. - Я горжусь тем, что мы смогли зажечь в детских душах счастливую и негасимую звезду творчества, поскольку творчество поможет им жить и оставаться людьми. Всё кончается - и хорошее и плохое. Кончился и наш праздник, но он надолго останется в детских сердцах и в нашей памяти. И...»
Здесь женщина захлопала в ладоши и обратилась ко всем присутствующим:
- Уважаемые гости Выставки детского творчества, от имени наших детей я рада пригласить вас на вкусный и сытный плов, который также помогали готовить ребятишки. Итак, просим к столу - кушать подано!
Гости направились в зал, где уже были накрыты столы, и людей ожидало праздничное угощение. Пироги и печенье выпекли девочки под контролем своих мам и строгих учителей. Виноград и яблоки радовали глаза, а горки золотистого плова сулили сытость и отраду. Скажем, от мира духовного - к миру материальному.
Что ж, на этом и прекратим своё повествование и пожелаем всем творческих и жизненных успехов, счастья и здоровья!
Приятного аппетита!
Андрей Сметанкин, г. Душанбе, Республика Таджикистан.
Свидетельство о публикации №208102200180