Четыре сада особенного детства

Если вы приедете в Душанбе, столицу Республики Таджикистан, и отправитесь к северной части города, то обязательно окажетесь на "Площади пограничников". Она же "Водонасосная станция" ("Водонасос", как говорят в местном народе). Здесь вам следует отыскать маршрутные такси, "Тангемки", поскольку эти малогабаритные машины производятся в Китае, которые идут до Чорбога. Чорбог ("Четыре сада") - так называется пригородное селение, в котором, как жемчужина в раковине, располагается прекрасный, радушный и гостеприимный Детский дом-интернат для инвалидов (ДДИИ). Сам дом на ладони холмов, окружённой величественными тысячелетними горами, устремляется, как птица из человеческих рук, навстречу ласковому солнцу и небесному простору. Сюда, в Чорбогский детский дом, приехали гости - представители "Глобальной инициативы в психиатрии (ГИП)" в Таджикистане, их немногочисленные партнёры и журналисты. Эти люди привезли весёлой и шумной детворе здешнего дома детской скорби не столько подарки (спортивный инвентарь, игрушки и сладости), сколько тепло своих горячих любвеобильных сердец. Многие из гостей впервые оказались в этом горестном месте, как-то приуныли и поникли, но восторженные детские глаза и благодарные счастливые детские лица вернули радость жизни в души взрослых людей.
В этих местах, открытых всем ветрам, небу и солнцу, в этом детском доме находятся и живут дети, страдающие задержкой психического и умственного развития, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата и различными церебральными осложнениями.
Накануне представители "ГИП" в Таджикистане по собственной инициативе и собственными усилиями стали проводить в республике, в Душанбе, многообразные мероприятия, из которых складывалась "Неделя психического здоровья". Данная "Неделя..." посвящалась Международному дню психического здоровья, какой широко отмечалась во всём мире 10 октября. Свод мероприятий, организованных таджикским представительством "ГИП" совместно с другими отечественными НПО, был приурочен этому Дню.
И вот представители "ГИП" в Таджикистане и Таджикского отделения "Special Olympic" оказались среди причудливого цветника детских лиц и глаз. Дети с восторгом играли в мячи и подвижные игры, а им вторили гости, забывшие о своём возрасте и своём "имидже". Одни дети пели песни, другие играли на простых музыкальных инструментах, а третья группа детей корчила рожи, смеялась до упада и показывала пальцем, потому что взрослые, освободив свои ноги от тяжёлой тесноты туфель и ботинок, лихо выплясывали на ковре, расстеленном на уютном детдомовском дворе, взявши за руки самых отчаянных сорванцов. Людям, детям и взрослым, всем живущим и работающим здесь, приехавшим по долгу службы и по зову сердца, вторила сама природа - горы столпились вокруг и радостно качали своими каменными головами, радостное солнце излучало не по-осеннему тёплый и яркий свет, высокое синее небо изливало на землю простую радость человеческого сердца.
"Я очень благодарна представителям "Глобальной инициативы в психиатрии" в Таджикистане за их содействие и помощь, за их душевное участие в нелёгкой судьбе наших детей. Побольше было бы на этой земле таких милосердных и великодушных людей, как наши гости, поменьше было бы печали и слёз на детских лицах, - говорит директор ДДИИ Мавлюда Шамсулоевна, милая и открытая женщина, которая, как Мать, принимает в своё большое сердце всю эту горестную детвору. - Наши дети, не взирая на свои душевные, умственные и физические недостатки и недуги, по-прежнему остаются детьми и равно, как их здоровые сверстники, живущие в городах и в семьях, каждодневно и ежечасно нуждаются в тепле и заботе. Поэтому все мы одинаково благодарны и признательны нашим гостям за их щедрый дар живой души, за их ласковый свет доброго сердца - да хранит Аллах всю таджикскую землю!"
Хочется сказать по секрету, среди читателей "Народной газеты", что наша короткая беседа состоялась после того, как Мавлюде Саидахмадовне стало лучше. Незадолго до этого её Великое сердце женщины и матери не вынесло всех предпраздничных тревог и волнений, потока детской радости и веселья, почему поднялось давление, и директору сделали укол. Дети ликовали, гости наравне с ними искренно радовались неурочному часу великодушия и милосердия, а в кабинете директора одно за всех страдало прекрасное и мужественное сердце Женщины. Слава Всевышнему, всё обошлось благополучно, укол возымел своё благотворное действие, и директор вскоре вышла в круг своей большой и дружной семьи.
Действительно, храни Аллах таджикскую землю, когда на ней не за страх, а на совесть, по неподдельной любви к горькому детству и материнскому участию к судьбе каждого ребёнка живут такие женщины-матери и подобные им люди.
"Эта детвора, не взирая на свой диагноз, полна великого задора и энергии, как ключевая вода, которая ищет выхода на дневную поверхность, после того, как пролилась дождём на землю. - говорит Дильбар Шарипова, национальный директор Таджикского представительства "Special Olympics". - Надо лишь только помочь "этой воде" выйти к солнцу и сохранять её первозданную чистоту. А это требует от всех нас, от всего общества немало душевных усилий и участия воли каждого - и не только в адрес этих детей, но и в адрес друг друга. Особенные дети нуждаются во всестороннем особенном, если хотите, специальном подходе, и дом-интернат Чорбога является тому прямым подтверждением".
"Сегодня мы сделали всё возможное и от нас зависящее, чтобы принести этим детишкам душевные радость и тепло. Моя десятилетняя дочь, Шахноза, слава богу, здоровая девочка во всех смыслах, - она приехала со мной на детский праздник - не стала чураться здешних детей, заиграла с ними и навеселилась, - говорит Наргис Нажмутдинова, консультант проекта "ГИП" в Таджикистане. - Она даже подружилась с некоторыми из них, и дети были счастливы и довольны друг другом. А мы, взрослые, глядя на непосредственные маленькие детские радости, оттаивали своей душой и чувствовали, как в нашем сердце просыпается и начинает тянуться к солнцу цветок нашего давно прошедшего детства. Дети, какими бы они ни были, здоровыми или больными, с родителями или без них, всегда остаются детьми, и об этом не надо забывать никому ни на миг".
Тем временем Рустам и Алана, шестнадцатилетние подростки Чорбоговского "цветника", взявшись за руки, выплясывали отчаянный танец с автором этой статьи. Сабохат, неповоротливая и медлительная девочка, Заир, шустрый и заводной мальчик, словно озорной чёртик из табакерки, вовсю играли в большой синий мяч, сплошь усыпанный мягкими резиновыми "иголками", будто резиновый "ежище". Умед и Олим стояли возле оркестрантов - с гостями также приехали и артисты - с наслаждением слушали громкую музыку и что-то пели вдохновенное на свой лад. И так седьмой и восьмой ребёнок, десятый и двадцатый, каждый из полутораста детей был окружён вниманием и заботой, лаской и любовью.
На земле на виду гор радовались дети, в радостном небе радостно улыбалось счастливое солнце, птицы пели торжественные гимны, и по холмам пролетал лёгкий прохладный ветер со звонкими напевами ручьёв и тихим шёпотом травы. Праздник продолжался, от сердца к сердцу, от души к душе продолжалось торжество жизни - продолжались под солнцем доброта и милосердие жителей кишлака Чорбог, города Душанбе, страны Таджикистан, мира Земли. Праздник продолжался, когда уехали гости, и почему-то верится, что праздник детской души продолжается и поныне, дорогой читатель, когда взяли вы в руки эти листы и прочитали статьи его авторов, участников и очевидцев удивительных и прекрасных примеров чадолюбия и человеколюбия. Хочется верить, этот праздник, когда дети вырастут и станут самостоятельными людьми, останется в душах Рустама и Аланы, и многих-многих их товарищей по дому-интернату, в сердце Шахнозы, юной принцессы доброты. Праздник останется, когда мы состаримся. Он останется и после нас.

       Андрей Сметанкин, г. Душанбе, Республика Таджикистан.


Рецензии