Фут-радист Доры
Отрывок из романа "Красные пианисты"и мои короткие комментарии. К сожалению, на диске нет
у меня полностью этого романа. В отрывке показана только судьба Александра Фута. Он жил в Лозанне. В распоряжение Радо он поступил недавно. Прежде он входил в группу Рут Вернер. Радо знал ее под псевдонимом «Соня».В свое время она работала с Рихардом Зорге на востоке. Позже –в Данциге. Потом переехала в Швейцарию. Ей поручили оказать помощь «Альберту»-Шандору Радо. Она обучила его шифрованию и оставила одного из своих радистов- Александра Фута.
"22 июня Фут, как обычно, проснулся поздно. Солнце уже стояло высоко. Косые лучи его, скользящие из окна , отсвечивали желтым от натертого паркета.
Фут сбросил с себя легкое одеяло, встал и сделал несколько приседаний. В это время зазвонил телефонный аппарат. Это был Альберт.(Второй псевдоним Радо.)
- Я в Лозанне. Сейчас поднимусь к тебе.
-Что-нибудь случилось?- спросил Александр.
-Я сейчас поднимусь,- повторил Радо.
Фут умылся и успел побриться. Раздался звонок. Миновав тамбур, который имел двойные двери, Александр повернул ручку английского замка.
-Я не разбудил тебя? –спросил Радо.
-Нет, я уже проснулся.
-Германия напала на Советский Союз! Включи радио.
Глазок «телефункена» медленно наливался зеленым цветом. .Александр настроил приемник на Москву. Зазвучала русская речь. Нет, это был не Сталин. Радо слышал Сталина.
Его речь с легким акцентом нельзя было забыть. Говорил Молотов.
Фут не понимал русского языка. Шандор стал переводить. Когда выступление Молотова закончилось, Москва стала передавать русские народные песни.
-Отправишь эту радиограмму сегодня ночью .Радо положил на стол листок бумаги.
-Хорошо,- кивнул Фут.
-Как у тебя складывается сегодня день?- поинтересовался Радо.
-Я обещал Эдит Перро провести с ней воскресенье. А вечером –прием у Сильвии Гелоу.
- Ну, что же…Желаю удачи.
Эдит Перро приехала в Лозанну после полудня на двухместном спортивном «шевроле».
На прокатной станции он взяли катер и отправились на прогулку по Женевскому озеру.
Как-то Эдит сказала Футу:
-Ты не похож на англичан, которых я знала прежде. Все они были так немногословны..
-Мои соотечественник «киснут» на островах. Англичане редко покидают метрополию. Они уже все сказали друг другу. В колониях англичане тоже, как правило, общаются только с соотечественниками. Я же много путешествовал, подолгу жил в Германии, Франции, Испании.
-Для путешествий нужны немалые деньги,- заметила Эдит.
-У меня их достаточно.
Муж Эдит, полковник Перро, заместитель начальника швейцарской секретной службы без
труда установил, что у англичанина на счету в банке солидная сумма в фунтах стерлингов.
Молодой, красивый «повеса», «путешественник» Александр Фут жил в Швецарии уже довольно продолжительное время. Альпийская горная страна была предписана ему врачами для укрепления здоровья. Несмотря на атлетическое телосложение, матовая бледность щек
свидетельствовала, что молодой англичанин не так здоров, как бы ему хотелось.
Полковник знал, что его жена встречается с англичанином. Перро родился во Франции, Эдит -в Женеве .Ее родной язык тоже был французский. Она не принадлежала к аристократической семье, где родословная прослеживается до седьмого колена. Но на француженку она была мало похожа. Следовало предположить, что в ее жилах текла кровь северных народов- она была белокурой. Склонность к некоторой полноте, что тоже свидетельствовало об ее не аристократических предках, придавала ее безупречной фигуре некоторую пикантность.
Перро считал Фута английским разведчиком. Встречам жены с англичаниным он не противился. Полковник имел трезвый и холодный ум. Разница возрасте у них составляла
почти 20 лет. Вечно занятый по службе, он не мог уделять жене должного внимания. Между ними установилось некое молчаливое согласие: он не мешал ей вести светский образ жизни, она же не сетовала на невнимание со стороны мужа.
Когда на одном из раутов в английском посольстве она познакомилась с Футом и рассказала об этом Перро, он предупредил ее:
-Будь осторожна с ним. Он- английский шпион.
-Ты это серьезно?
-Нет, что ты...Я пошутил… -Но если услышишь что-нибудь интересное, расскажи мне…
Эдит довольно быстро вошла в роль «нештатной сотрудницы" своего всесильного мужа.
Ее жизнь была теперь наполнена встречами с разными интересными людьми.
В тот воскресный день их прогулка с Джимом по Женевскому озеру удалась. Они всласть позагорали. Эдит была в оранжевом купальнике, и этот цвет только оттенял ее волосы цвета спелой соломы.
Вечером они поехали на прием к жене румынского посла Сильвии Гелоу. Сильвия была и по характеру и по внешнему виду прямой противоположностью Эдит. Она была черноволоса,как и большинство румынок, с высокой и стройной фигурой, очень сдержана в манере поведения. В этот вечер на ней было черное панбархатное платье с глубоким декольте. Черный цвет подчеркивал белизну ее кожи.
В отличие от Перро ее муж был по- южному ревнив и подозрителен. Поэтому Сильвии
приходилось скрывать свою симпатию к молодому англичанину. Она подошла к Александру с бокалом шампанского в руке. Оно искрилось на свету. Фут тоже держал бокал с шампанским. Высокий мужчина и стройная черноволосая женщина в черном платье с бокалами в руках улыбались друг другу, и никто бы не мог подумать, что они говорили о серьезных вещах.
Вы не верили мне, что Гитлер скоро нападет на Россию. Маршал Антонеску, Румыния будет с ним. Мне страшно, Александр.
-Чего Вам бояться, дорогая?...Швейцария благословенный тихий уголок….
-Пламя войны охватило почти всю Европу. Оно может дотянуться и сюда…
-Я так не думаю…Бог не допустит этого…
-Подумать только. Мы принадлежим с вами, Александр, к двум враждебным державам. Какая нелепость…
- Вот именно…нелепость…Не будем о грустном…
В это время в зал вошли музыканты, приглашенные женой посла.
Перед концертом Сильвия сказала несколько слов о композиторе, музыку которого им предстояло послушать. Румынский композитор Сигизмунд Тоцуда, воспитанник Клужской
консерватории и музыкальной академии «Санта Сесилия» был еще довольно молод. Ему исполнилось всего тридцать три года.
Во время концерта Александру было интересно наблюдать за музыкантами. Уже по тому,как вел себя тот или иной музыкант, можно было судить о его характере Вот этот,, чернявый , с виолончелью. В игре, казалось, принимает участие не только его пальцы, но и каждая клеточка его тела. И, конечно же,- лицо. Его мимика постоянно менялась.
Рядом с ним- изящная девушка в белом платье с арфой.. Как хорошо смотрятся эти два «инструмента»-гибкое женское тело, созданное природой, и арфа, творение рук людских.
Когда концерт закончился, Сильвия спросила Александра, как ему понравился Тоцуда?
- Это музыка рождена народом, еще не испорченным цивилизацией .Она течет плавно, как река на равнине. Такова и жизнь этого народа- простота и естественность.
- Вы это хорошо сказали,- Александр.
Около двух часов ночи гости стали разъезжаться. Фута домой подвезла Эдит. По дороге они болтали о всякой всячине. Лишь перед Лозанной Эдит спросила:
--Что это весь вечер тебе «напевала» Сильвия?
-Сначала она говорила о политике, а потом о музыке.
_ Только и всего?
-Разве я дал повод для ревности, Эдит?
-Нет, Александр, нет..
У дома они попрощались. Фут поднялся к себе наверх. Он немного устал. Александр принял душ и сварил кофе. Кофе его освежил.
Из тайника он достал передатчик, развесил антенну. В четвертом часу ночи он вышел в эфир.
«23.06.41. ДИРЕКТОРУ.
В этот исторический час с неизменной верностью, с удвоенной энергией будем стоять на передовом посту.
ДОРА.».
Небольшой комментарий к этому отрывку. «Соня»-Рут Вернер это реальное лицо, как и Шандор Радо.Я был у нее в Берлине осенью 1988 года. Из Швейцарии она по заданию поехала в Англию, где была уже «полькой» Урсулой Косински и работала с Клаусом
Фуксом, физиком, который был задействован в «Манхеттенском проекте» и сообщил нам ценнейшие сведения об американской атомной бомбе. Фут- тоже реальное лицо .Когда я был в Будапеште у Радо, мы отправились с ним на киностудию для просмотра фильма (художественного, но на документальной основе) о Радо и его группе. Он актеров подбирал сам,чтобы они по облику были похожи на его героев, так что я мог их очень хорошо «разглядеть»...
В 1943 году Шандор Радо , как опытный нелегал, почувствовал слежку, опасность., и сумел скрыться, перешел французскую границу(она между Швейцарией и Францией была весьма условной)
Это был уже 1944 год. Во Франции Радо приняли «маки»-французское Движение Сопротивление («левые»-коммунисты)
"Последним в Швейцарии был арестован Александр Фут. Через доверенное лицо в тюремной охране я знал о поведении в застенках моих товарищей, -рассказывал мне Радо. Но положение заключенных в швейцарских тюрьмах, конечно, было совсем иным, чем в тюрьмах в гитлеровской Германии.
Александр Фут на допросах вел себя достойно. Он признал, что работал на одну из
союзных держав, но наотрез отказался назвать на какую именно. В тюрьме Фут пробыл недолго. Уже в сентябре 1944 года его выпустили под подписку о невыезде из страны."
К осени 1944 года Швейцария уже не была окружена враждебными государствами и немецкое давление на ее власти уже не могло быть таким сильным, каким оно было прежде..
Фут «нарушил» подписку о невыезде и тоже оказался во Франции, а по окончании войны уехал на родину в Англию .Там он сначала выпустил книгу под громким названием «Справочник для шпиона».Его мемуары были весьма легковесны по оценке Шандора Радо. Немецкий историк фон Шрам, который был далек от коммунистических взглядов, в своем труде «Красно-белая капелла» дал такую оценку книге Фута: Это только репортаж, но не историческая информация .Он(Фут) хотел продать свою книгу и придал ей сенсационный характер.»
Игорь Бондаренко.
Свидетельство о публикации №208102200043