Любовь-оборотень, или Дрейфующая душа

Я бы никогда не подумал, что любовь иногда обладает свойством обращаться в свою противоположность, если бы сам не стал свидетелем подобного случая. Причём речь не идёт о распространённых случаях размолвок между любящими, о которых говорят, что от любви до ненависти один шаг. Речь идёт о любви, плавно перетекающей в ненависть, когда один из партнёров, наоборот, пребывает на седьмом небе от счастья. Существует универсальный механизм превращения любви в свою противоположность, и душа любящего человека дрейфует при этом от одного полюса к другому. Что ж, пожалуй, чтобы проиллюстрировать свою мысль, мне придётся рассказать Вам свою историю.

«Это навсегда», - подумалось Олегу, когда он встретил Ольгу. И действительно, трудно было отделаться от этой мысли. Нам настолько трудно себе вообразить количество компонентов, участвующих во взаимной жизни людей, что, если совпадают хотя бы некоторые из них, на наш взгляд, самые важные, мы уже готовы констатировать величайшую в жизни удачу и попадание в «яблочко».

Ольга была очень красива и к тому же необыкновенно талантлива. Конечно, для любящих все любимые красивы и талантливы. Однако, помимо этого, Ольга незадолго до их встречи прошла суровый отбор на конкурс лучшей женской красоты «Мисс города». Помимо этого, она писала песни под гитару, от которых мороз бежал по коже. Ей одинаково хорошо удавалось брать как высокие, так и низкие ноты, отчего даже известные в чьём-то другом исполнении песни приобретали совершенно другой колорит. Правда, родные и близкие, включая её первого мужа, относились к её дарованиям с некоторым оттенком пренебрежения, пытались посеять в ней сомнения относительно своих талантов. Причём у каждого из них была своя мотивация. Позицию первого мужа можно представить таким образом: ему очень не хотелось, чтобы женщина была чем-то выше, в чём-то превосходила его как мужчину. Ведь всё, по его мнению, должно быть наоборот! У нас ведь с вами патриархат, господа!

Всё складывалось как нельзя лучше: Ольга полюбила Олега с первого взгляда. Когда человек одинок, всегда находится ряд доброжелателей из числа друзей, прилагающих усилия к тому, чтобы человек покончил, как с неким рудиментом, со своим одиночеством. Вот и в случае с Ольгой, её, не то чтобы сказать, закадычный друг – просто давний товарищ её отца принёс ей билеты на концерт Олега. Одиноких людей принято развлекать! Развлечение закончилось слезами восторга и требованием знакомства с автором и исполнителем, что и было незамедлительно исполнено.

Олег просто оставил ей на своей книжке автограф с пожеланиями, присовокупив к ним свой домашний телефон – на случай, если ей заблагорассудится высказать ему мнение по поводу его стихов. Но она долго не решалась позвонить, и стихи тут были ни при чём. Вернее, она прочла сборник от корки до корки, испещрив его своими комментариями, но воображение её распалялось не книгой, а сценическим образом Олега. Он показался ей ужасно романтичным, так сказать, героем нашего времени, без кавычек – он успел и повоевать за какие-то интересы нашей страны, и выпустить кучу сборников и кассет. А главное, он обладал редчайшим со времён Пушкина даром гармонии, а у самой Ольги в голове творилась невообразимая каша. Словом, наш герой, немало о том не подозревая, тронул струнами своего сердца юное сердце нашей героини. И поделом ему. Как сказал великий поэт, «любовь дана нам для того, чтоб научиться быть живыми».

Конечно, вскоре она ему позвонила. И нельзя поручиться, что он сразу же вспомнил, кто его беспокоит. Он дарил свои книги многим девушкам… К тому же Ольга в день знакомства была, как говорят спортсмены, не в лучшей форме. Она только что перенесла аборт – и выглядела очень жалко. Трудно было распознать в ней бывшую участницу первого Московского конкурса красоты. Скорее, она могла поучаствовать в конкурсе на лучшего гадкого утёнка. Но, как я уже сказал, тому были свои веские причины. Только огромные, как мир, глаза на фоне поникшего тела выдавали в ней человека незаурядного. Как раз это и вспомнилось Олегу, когда он с ней разговаривал.

Вскоре у них родилась дочь. Ольга стремительно развивала свою певческую карьеру. Но что-то было не так в этом сонном царстве любви и благоденствия. Дело было в том, что как пел Андрей Макаревич, Ольга любила летать по ночам. Она давно любила это делать, и рождение ребёнка только на время погасило в ней эту потребность её натуры. Нет, пока ещё она никуда не убегала со своей супружеской кровати: она летала в мыслях. Но главное было в том, что в этих своих мыслях она улетала слишком далеко от Олега, своего мужа и отца своего ребёнка. И при этом наивно полагала, что ничем плохим это не может кончиться. Причина её полётов, по её собственным рассказам, была смешна до банальности. Сценический образ Олега не имел ничего общего с её мужем, каким она его узнала в реальной повседневности – и она чувствовала себя обманутой и разочарованной. Поэтому она начала придумывать себе новых героев и летала с ними в своём воображении. Однако в подобной версии, правдивой на первый взгляд, поучаствовало хорошо замаскированное женское лукавство: например, Ольга честно признавалась в недолговечности своих увлечений в собственных стихах. Например, она писала: «Я – женщина-фрагмент. Я не бываю долго».

А Олег тем временем благородно взвалил на себя ярмо мелкой домашней работы, выгуливания детей (кроме совместной дочери у Ольги была ещё одна дочь пяти лет), приготовления пищи, чтобы у супруги было больше времени заниматься творчеством. И она пользовалась этим на полную катушку: играла в театре, выступала с концертами. Она встречала массу интересных мужчин и рисовала их в своём воображении яркими красками. Куда уж было мужу-домоседу тягаться с ними! Но он ещё ничего об этом не подозревал.

Конечно, нельзя слепо утверждать, что Олег был сущий ангел, и что он тоже никоим образом не поучаствовал во «фрагментарности» бытия своей супруги. Однако, по большому счёту, «спихнуть» своё фиаско можно на что угодно, но суть проблемы от этого не меняется: пока мы любим человека, мы готовы простить ему всё что угодно, даже, страшно сказать, измену. Но как только чувство уходит, бывшему возлюбленному не прощается ни-че-го; ему подчас ставится в вину даже то, к чему он совершенно не причастен. Такова диалектика любви, и с этим ничего нельзя поделать. Человек вынужден платить за своё падение в чужих глазах, вне зависимости от того, виноват он в этом «падении», или не виноват. Ведь в противоположных «присяжных» глазах вердикт суда однозначен и обжалованию не подлежит.

Ольга принадлежала к тем редким женщинам, которым наличие маленьких детей совершенно не мешает флиртовать с мужчинами. Она умело «распихивала» своих чад между ближайшими родственниками, а сама в это время «выходила на охоту». Часто получалось так, что муж, Олег, возился с детьми, а в это же самое время его жена встречалась с любовником. Самое поразительное, что дети больше не чаяли души в отсутствующей матери, нежели в присутствующем отце. Более того, со временем Ольга научилась смотреть на своего мужа как на досадную помеху и, вместо благодарности, всегда приходила домой с кислой миной на физиономии. Дети наблюдали, что мама не хочет видеть папу, и почему-то считали, что в дурном настроении матери виноват отец. А кто же ещё? Если бы папа не был виноват, разве мама возвращалась бы домой как в тюрьму? Ведь в доме находились мамины любимые дети, но даже это почему-то её не радовало. И дети начинали подсознательно ненавидеть отца, особенно усердствовала в этом та из дочерей, которая была Олегу не родной.

Но самое парадоксальное заключалось в том, что, ненавидя Олега как помеху своему счастью с другим человеком, Ольга продолжала говорить об Олеге как о прекрасном, замечательном человеке. Очевидно, ненависть гнездилась в какой-то одной, тайной части её души и тела и не распространялась, как вирус, на все остальные. А Олег… не верил в своё несчастье. Конечно, он переживал случившееся всеми фибрами души. Но даже помыслить не мог о том, что они с Ольгой неминуемо должны расстаться. Наверное, причиной тому служил тот небезынтересный факт, что никто из ближайших родственников Олега никогда не бросал свою пару, да ещё при наличии детей. Это считалось в семье дурным тоном. Вот и Олег почему-то был уверен в том, что Ольга "пошалит" немного - и всё вернётся на круги своя. Может быть, оно бы так и произошло, но третий "игрок" этого любовного треугольника имел весьма "крепостнические" виды на Ольгу и прилагал усилия к тому, чтобы разрушить семью. Зачем это было ему надо? Наверное, он мечтал на пепле старой семьи создать новую. Дети при этом совершенно не принимались в расчёт. Наверное, будь у Ольги не двое детей, а, скажем, пятнадцать, это нисколько не остановило бы участников действа и не образумило. Ибо любовь не случайно с древнейших времён рисуют с завязанными глазами. "После нас - хоть потоп" - под Ноевским этим девизом вполне могли бы подписаться оба наших любовника.

Ольга всегда считала, что в духовном плане для воспитания детей достаточно её одной. Так воспитывалась она сама. К тому же дети получились девочками. Всё, что ей было нужно - романтика, постепенно иссякшая, по мере того как Олег из любовника превратился в официального мужа. Нельзя сказать, чтобы эта романтика была жизненно необходимой ей для творчества. Она могла годами ничего не писать и ничуть от этого не страдала. Возможно, ей просто был необходим качественный секс, возможно, что-то ещё. Так далеко и глубоко женщины не пускают писателей-исследователей в свои тайны. Нередко это не до конца понятно и самим женщинам, так что оставим читателям возможность самим порассуждать об этом странном предмете.

И всё же - как светлое чувство любви оборачивается в ненависть, свою противоположность, когда никто не предпринимает негативных усилий, чтобы её разрушить? Выскажу своё частное мнение. Иногда упования любви чересчур велики, а реальное её воплощение ничтожно, по сравнению с тем, что грезилось при первом свидании. Тогда реальное воплощение кажется пародией на грандиозные упования. И в душе человека ширится глубинное разочарование, высокий градус которого и приводит одну из сторон, а то и обе, к ненависти. Человека начинают ненавидеть просто за то, что он не сумел дать то, что обещал. А то, что "обещал" он, как правило, даже не на словах, а в потаённых сердечных мечтах, благополучно выносится за скобки. Собственно, когда долго живёшь с человеком, уже плохо помнишь, говорил ли ты на самом деле слова, которые вдруг оказались столь важными... Верно и то, что мотив важнее слов, а слова всегда можно подогнать под свою версию событий, трактуя их так, как тебе удобно.

P.S. Надо ли говорить о том, что подобная ненависть - чисто ситуативная и не является пожизненной? Прошёл год после разъезда Ольги с Олегом, и они уже нормально общались друг с другом. Нет ничего на свете, что стоило бы долго ненавидеть.


Рецензии