Тропинками мыслей

Для журнала "Буквица" http://bukvitsa.com/20083/index_20083.html
       - Эх ты, художник... от слова худо! - и смачный подзатыльник сопроводил эти слова. Мальчишка, которому он достался, шваркнул носом, утягивая в него невыплаканную обиду, и присел на корточки, чтобы подобрать рассыпавшиеся тетрадные листочки. Листочки были густо изрисованы.
       Наверное, усталая и вздрюченная классной руководительницей мать жучила его за дело - на уроках надо учителя слушать, а не рисовать. Но рисунки-то были... эх.
       Много лет прошло с тех пор, как Ваньку отругали за то, что он провёл урок литературы, рисуя всему классу – и мне, его соседке по парте – картинки к "Трём мушкетёрам". Хорошо, что он пошёл всё-таки на поводу у природы – и окончил Московский полиграф, факультет художников-оформителей… ведущий дизайнер теперь в одном издательском доме: востребованы креативщики везде и всегда.
       Окончила тот же Полиграф и я, отделение издательского дела и книжной торговли, - нежная и трепетная любовь к слову, в том числе и печатному, привела меня в непростую, но чертовски увлекательную эту профессию.
       Слово. В начале ты или венец творения - не ведаю. Хотя склоняюсь ко второму - ведь до тебя ещё надо суметь дорасти.
       Расту, стараюсь. И вслушиваюсь в речь. Которая отражает прихотливые пути общечеловеческой мысли. Прогуляемся по ним немного?
       Вот, чтобы не пройтись тут... Те же "художник" и "худо". Ведь однокоренные? Однокоренные. У кого есть сомнения, советую заглянуть на огонёк к Владимиру Ивановичу - он совершенно недвусмысленно по этому поводу высказывается. Вот же чуткий русский язык! Но всё по порядку. Статьи "художник" в словаре у Владимира Ивановича нету - есть статья "худой", которую я вам сейчас процитирую, правда, с некоторыми купюрами: статья сама по себе немаленькая.
       Так вот, в ней, в самом конце, после всех и всяческих толкований к слову "худой" вроде - "неладный, негодный; в чем или в ком недостатки, изношенный, ветхий, худо(сухо)щавый, поджарый и бледный, хилый, болезненный на вид" следуют производные, например: "Худоба - бедность, голь, нищета". Среди них находим и такое: "Худога ж. и художество ср. - уменье, искусство на деле; изящное искусство, подражательное и творческое искусство. Худогий, художный церк. искусный. Художник, -ница, посвятивший себя художеству, изящному искусству".
       Вот тебе и от слова "худо"... Но древний как мир вопрос "почему", который я так люблю - и в сияющих детских глазках тоже - не даёт покоя! И когда этот вопрос приходит ко мне в сопровождении какого-либо слова, это значит, что у меня снова возник прекрасный повод навестить уютно увитый диким виноградом домик герра Макса Фасмера и его "Этимологический словарь русского языка".
       Что любопытно - в статье, посвящённой профессором Фасмером слову худой, нет той однозначности происхождения, которые можно проследить в других. Взгляните сами:
---------------------
I - худо'й I, худ, худа', ху'до, укр. худи'й "худой, тощий", др.-русск. худъ "плохой; невзрачный; непрочный; слабый; малый; скудный", ст.-слав. хоудъ, хоуждии; (Супр.), болг. худ "плохой", сербохорв. ху'д м., ху'да ж. – то же, словен. hu'd, hu'da, чеш. chudy; "бедный", слвц. chudy; "тощий, убогий", польск. chudy "тощий, скудный", в.-луж. khudy, н.-луж. chudy, полаб. cheude;. Праслав. *хudъ считается родственным др.-инд. ksоdati "толчет, дробит", ksudras "маленький, незначительный, низкий, подлый", сравн. степ. ksodiyas (ст.-слав. хоуждии), далее – греч. /нет греч. шрифта/ ср. р. "ложь" /нет греч. шрифта/ "лживый, ложный" (Педерсен, IF 5, 60 и сл.; Бернекер I, 405; Уленбек, Aind. Wb. 71 и сл.; Леви, IF 32, 163; Потебня, ЖСт., 1891, вып. 3, 121; Эндзелин, СБЭ 39). Семасиологические сомнения по этому поводу см. у Мейе (E;t. 174) и Махека ("Slavia", 16, 174). Последний сближает худой с др.-инд. ksоdhukas "голодный", ksu'dhyati "голодает". Неубедительно сопоставляет слав. *хudъ с арм. хun "малый, маленький", гот. hauns "низкий" Мейе (E;t. 174); против него см. Педерсен, KZ 39, 382; Бернекер, там же; Уленбек, РВВ 30, 289; IF 17, 176.
II - худой II "змея", олонецк. (Кулик.). Иносказательное название, связанное с предыдущим
---------------------
       Из всего перечисленного лично мне особенно заметны две ниточки. Первая - взаимосвязь слова "худой" со словом "ложный" и вторая, тянущаяся к древнеиндийскому слову "голодный".
       Что касается первой взаимосвязи - с "ложный"... сколько простора для рассуждений! Ну, хотя бы вот такое, навскидку.
       Если всмотреться - чем занимаются художники? Воссозданием действительности, безропотным копированием её? Нет, тысячу раз нет. Художник показывает нам ту реальность, которую видит сам - вовсе не ту, к которой привыкли наши глаза. Хотя, вроде бы, смотрим на одно и то же? Так чьи же глаза врут? А что вранье имеет место быть, человек с узким кругозором даже не усомнится - этого не может быть, потому что не может быть никогда! Человек с широким - задумается... и вот уже мир многомерен, играет иными, непривычными цветами и оттенками, и приходит в него исподволь то, чего никогда не было, прежде чем некто не взял в руки перо и бумагу, смычок и струну, кисть и краски...
       Осмелюсь в размышлизме своём зайти ещё дальше. Художник показывает вовсе не ту реальность, которую господь бог в неисповедимой мудрости своей дал нам в ощущения. Более того, во власти художника показать нам ту реальность, которую он хотел бы видеть сам, заронить в души зрителей идею… а она, как известно, становится материальной силой, будучи подхвачена массами. Что уже – ай, мамочки! Ни в какие ворота, короче, если не разрешено свыше, то бишь, сверху.
       В общем, как ни крути - а связь художника с искусителем праматери Евы очевидна. "Худой" он, слушает змея, который с левого плеча шепчет. Искусство - его работа.
       Отдышались? Ну хорошо, дальше уже тихим ходом под горку, по столь любимой мною серпантиновой дорожке...
       Итак, художник наш худой - и в одном из самых древних значений слово "худой" означало "голодный". Но давайте возьмём чуть шире... голодный это - ищущий еды? А так ли уж спорно утверждение, что ищущий еду живёт в предвкушении оной? Алчет, жаждет - и стремится насытиться... Чтобы снова и снова услышать тот манящий зов, почуять цель, пойти на аромат её - и достигнув, познать ни с чем не сравнимое блаженство. Что это вам напоминает? Ну да... воину - путь к победе, правдолюбцу - поиск откровения, влюблённому - ожиданье минуты верного свиданья...
       Ну что ж, получается, худым быть вовсе неплохо - а уж художником...
       Однако у всего есть своя ложка дёгтя - и мудрый народ знает, что говорит. Ведь чем выше летаешь, тем горше падения, и нет такого художника, который не знал бы этой боли. На какого художника ни посмотри - а ведь, худой, худой. Сквозит в душе щёлочка и тянет из неё неизведанным, тянет.
       Да и пусть! Даже здорово! Потому что полежишь себе, полежишь, очухаешься маленечко - и снова в путь, за новыми знаниями, к новым, тобою же самим созданным горизонтам, милый, худощавый и легкий на подъём художник.
       ...смотрю на тетрадный листок в клеточку. Ванька не заметил его тогда, а я нашла, прибираясь в классе во время дежурства. На рисунке - Миледи с лицом нашей классручки, Анна Австрийская, фигуркой похожая на девчонку, в которую был влюблён Ванька, и он сам - в шляпе с роскошным пером, ловко отбивается от трёх гвардейцев кардинала.


Рецензии