Дочь Лилит

 

       Вечная Невеста или Дочь Лилит.
       
       В статье автор размышляет о Свободе отношений. О браке и его отсутствии. Углубляясь в историю, приходит к выводу, что существует два основных архетипа женщин - дочери Евы и дочери Лилит. И, как ни странно, мужчины сходят с ума от любви к дочерям Лилит, но женятся на дочерях Евы. Так безопасней...
       
       Признаться честно, я нередко ловила себя на мысли, что смотрю на выпархивающих из свадебных салонов женщин с некоторой долей щемящего чувства. Но точное определение этому ощущению дать сложно. Если разбирать по составляющим, то есть тут и некоторая доля необъяснимого то ли сожаления, то ли тоски, то ли ещё чего-то непостижимого и неясного рассудку. Но, всё же, отчетливо ощущается некий укол.
       Хотя...непонятно откуда эта эмоция берётся. Почему так задевают их глаза, полные глупого воодушевления и призрачного счастья, иллюзорных надежд и дурацких грёз. Происхождение этой туманной гаммы чувств было бы оправданно, если б у меня не было, к примеру, возможностей вступления в, так называемый, законный брак.
       Но были же, чёрт возьми! И по сравнению с подавляющим большинством женщин, довольно часто. Но в отличие от них я никогда не стремилась связать мужчину этими ненавистными (как часто оказывается позднее) путами. Скорее наоборот - они пытались сковать меня брачными цепями. И всегда было неясно - почему? В сравнении с другими, пытающимися на начальном этапе отношений показаться намного лучше, нежели есть на самом деле, я напротив, вела противоположную тактику. Некий внутренний бунтарь заставлял совершать поступки, никак не вяжущиеся с обычным женским стремлением очаровать, приручить и затянуть под венец.
       Но, все эти бесбашенные шаги приводили к обратному. Мужчины желали заполучить меня в безраздельное пользование, т.е. в жены. Удивительно, но срабатывал полярный эффект, вместо того, чтобы с ужасом бежать от девушки, которая даёт понять, что не намеренна исполнять так называемые, женские обязанности, которая все худшие их качества примеряет на себя, пытаясь оттолкнуть, напугать, а возможно и спасти оступившихся... Поразительно, но мужчин это напротив, не на шутку заводило. Они, словно почуяв необъезженного коня, были уверенны, что смогут его обуздать.
       Казалось, их поступками руководил первобытный инстинкт охотника. Что же, я включалась в эту увлекательную игру. Почему бы ни поиграть, словно кошка с мышкой. Нет, дикая кошка, живущая во мне, не сразу съедала эту мышь. Она давала ей почувствовать, что мышь вовсе не мышь, а что-то без сомнения большее. Моя кошка поднимала свою жертву на вершины блаженства. Только в эти моменты бедная мышка понимала, что никогда ещё не была так счастлива. И это была истина. В тоже время мышка осознавала, что и не будет.
       Да - я играла! Но играла в честную игру. Мои мужчины действительно никогда не были так счастливы. И не будут. Без меня. Я дарила им всё, что накопила цивилизация женщин от сотворения мира. Я баловала избранных, они получали наслаждения, для которых султану требуется содержать целый гарем наложниц. И они не чувствовали пресыщения, однообразия и скуки. Стихии, живущие во мне, не позволяли скучать. Эмоции, которые они обретали, не шли ни в какое сравнение с тем, что может дать обыкновенная женщина. И потому эти мужчины готовы уже были на всё, даже выполнять банальную домашнюю работу, которую обычно вешают на женские плечи. Но... тут то и начиналась, вернее, заканчивалась их сказка.
       Дикая женщина-кошка, живущая во мне, презрительно рычала,
       - "И этот сдался...".
       И тут же лев с роскошной золотой гривой вновь превращался в обычную серую мышь и падал. Падал с восхитительных небес на свою серую землю, к своим серым тёткам, с которыми когда-то бывший львом никогда уже не будет счастлив. И они это понимали. Многие так и не смогли смирится.
       Они ушли... сами, по своему желанию. Отошли в небытие. Не найдя сказки на этой Земле...
       Видимо, это особый талант - превращать жизнь в сказку. И, судя по всему - талант редкий.
       Если обратиться к мифологии, в которой, без сомнения, таится не малая доля истины, то мы найдём там историю, которая заставляет о многом задуматься и сделать выводы. Для кого утешительные, а для кого не очень...
       Помимо всем известной Евы, созданной из ребра Адама, изначально существовала первая женщина по имени Лилит.
       Имя Лилит встречается уже в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э. А древнееврейский текст гласит - "Ибо до Евы была Лилит". Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему "glittering sons and radiant daughters" ("сверкающих сыновей и сияющих дочерей"). И одной из её "сияющих дочерей" - была Медея.
       
       В ней отворяется сила и красота изначального женского демонизма. Самой Матерью Лилит ей предназначено творить свой сокровенный путь, обращаясь к истокам Мрака и колдовской обители. Путь, совершаемый под покровительством Темной Луны. Путь Жрицы, вооруженной безжалостной Черной Магией. Путь знания крови. Роковая женственность под покровительством дьявольской Ночи насыщает свой голод, делая Медею обуянную страстями и своей дикой природой, своей недосягаемой глубиной. Она берет силой то, что ей предназначено, и пьет жизненную силу других, чтобы существовать свободной и бессмертной.
       Легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном.
       Если Адам был смертен, то Лилит стала бессмертной, посвятив себя злу. Известно, что демоны возрождаются из века в век, обладая способностью воскрешаться. Некоторые исследователи каббалы считают, что Лилит жива в ком-то из своего потомства и ныне.
       Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит, как и о её дочерях (в нашем случае Медеи) много трагического. Так, трагично выглядит женщина, которая тянется к детской колыбели, но которая не может стать матерью. Так же происходит и с Медеей - она лишила себя радости материнства. Жажда мести затмила голос разума. И смертельные объятия Лилит были местью за неверность и лживость мужчин. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество. Хотя, по личному убеждению во всякой протестующей женщине жив дух праматери. И мужчине стоит опасаться...
       Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? В мире, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а... Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.
       О Лилит задумывались всегда. И знаменитые личности в прошлом, и современные индустрии развлечений теперь. О Лилит писали Джон Макдональд и Марина Цветаева, Даниил Андреев и Анатоль Франс. Феминистки называют ее своим символом. И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей "нет" потому, что ей так хотелось бы сказать "да"...
       Во времена средневековья ведьм называли порождением Лилит. В прошлых столетиях она являлась образом роковой женщины. Считалось, что Лилит плодит месть, гнев, ведьм и черных магов.
       Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к её волосам — значит уйти навеки. У Анатоля Франса "Дочь Лилит" — привидение с зелёными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике "Пламенный круг" это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакина "Лилит", где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой "Попытка ревности".
       Все вышеописанные черты Лилит - мы находим и в характере Медеи. Но, к несчастью Ясона он не осознал, Какую Женщину предаёт. За что и поплатился. По всей видимости, Еврипид сознательно избирает тот миф, который объясняет первопричину краха семьи Медеи и Ясона: Эрот, по просьбе Афины и Геры, внушил Медее страстную любовь к Ясону, но любовь ее была безответной, и женился он на ней только потому, что дал обещание, в обмен на ее помощь. Т.е. со стороны Ясона это был брак по расчету, поэтому-то ему было так легко отказаться от Медеи и детей ради царского престола Коринфа.
       Медея — центральный персонаж трагедии. Основной характеристикой образа Медеи является ее страстный темперамент, который делает чрезмерными все ее чувства и приводит под конец к совершенно немыслимому, по словам Ясона, для гречанки поступку — убийству собственных детей. В связи с этим хор вспоминает только одну аналогию — Ино, которая, в отличие от Медеи, была в безумии, когда совершила подобный поступок. Медея считает, что соперница гораздо ниже ее, поэтому отчаяние в ней соединяется с оскорбленной гордостью — не просто уязвленным женским самолюбием, но попранной честью царской дочери и внучки Гелиоса. "Медея" это трагедия ревности. А там, где зарождается ревность - поднимается и восстаёт кровожадный, требующий отмщения дух Лилит. Так и Лилит согласилась ежедневно приносить в жертву своих детей ради возможности мстить.
       Она была вылеплена из глины, как и её муж. Это, по всей видимости, её и сгубило. В споре с Адамом не желая ему уступить, Лилит сказала, что они равноправны, потому что так же, как и он, сотворена из глины. Её непокорность возмутила Бога. Закончилось это тем, что Лилит на мелкие пылинки была разметана в пространстве. Такая незавидная участь постигла ту, которая не пожелала смириться с превосходством мужчины.
       И, возможно, эти пылинки, словно льдинка, попавшая в сердце Кая, настигают и некоторых из нас. А к чему это приводит, хорошо это или плохо - однозначного ответа быть не может. По опыту, мужчинам это нравится, хотя не каждый может честно в этом признаться, даже сам себе.
       Но как мешает это женщине, которая, не смотря на болезнь Лилит, всё же где-то в глубине души желает подчиниться мужчине. Но мужчине сильному, волевому. А поражённой недугом Лилит - найти его невозможно. Потому что она по своей генетической сути не может повиноваться, и смириться с тем, чтобы позволить мужчине повелевать.
       Она призвана его уничтожить. И отлично с этим справляется.
       А нужна-то золотая середина, чтобы укротить её так, что она и не заметит и будет вечно благодарна тому, кто смог её пробудить от вечного сна. Но мужчины найти эту середину не могут. Они либо становятся тиранами, либо тряпкой, о которую вытирают ноги. Ни одно, ни другое дочери Лилит не нужно. А хочется-то самую, казалось бы малость.
       Чтобы пришёл Он.
       И, не говоря лишних слов, не кормя обещаниями вроде, - "Я вылечу тебя от этой болезни..." взял бы, да и вылечил. Незаметно, ненавязчиво и любя.
       Эта печальная история наводит на мысли, что существует два типа женщин - дочери Евы и дочери Лилит. У мужчин нет такого выбора. У них однозначно один предок - Адам. Не зря же говорят, что все мужчины одинаковы. С женщинами, напротив, не всё так просто и привыкшие общаться с дочерьми Евы теряются, когда на их пути возникает дочь Лилит. Такая же непокорная, строптивая и самодостаточная, как и праматерь. Это мужчин и цепляет, это же и губит. Безропотность, предсказуемость стандартных утомляет. Им же хочется урагана, шторма, стихии, от которой не знаешь, чего ожидать в следующий миг. Солнце, светившее так тепло и ярко, внезапно может укрыться в непроницаемых тучах, предвещающих скорую бурю. Но, пройдёт какое-то время, и солнышко снова ласково усмехнется и согреет. А может быть, и нет. Как знать...
       Но, в любом случае, нет здесь утомляющего однообразия и монотонности, как с представляющими архетип Евы.
       Многие любят цитировать строки Пушкина -
       "...Чем меньше женщину мы любим,
       Тем больше нравимся мы ей".
       Тоже можно сказать и о мужчинах.
       Всё же странная это штука - человеческая психология. Недаром говорят - чужая душа потёмки.
       Тем не менее, основные поступки людей можно предугадать, имея некоторый жизненный опыт, прислушиваясь к своему сердцу и доверяя собственной интуиции. Необходимо замечать знаки, посылаемые нам свыше.
       Вот потому-то и цепляют счастливые взгляды невест. Но, опять же, задевают неоднозначно. Есть тут и доля тягостной зависти - почему они нашли, а я никак не определюсь. А всё же - нашли или смирились? С тем, что не найдут?.. Скорее второе. Иначе, зачем людям, к примеру, брачные контракты? Они не доверяют друг другу! Они уже заранее готовятся к худшему! Как же они могут жить вместе?! Зачем?! Я так не могу!
       
       Но я тоже хочу роскошное белоснежное платье с длинным шлейфом, невесомую фату, спадающую загадочным туманом на сияющее предвкушением бесконечного блаженства лицо. И яхту, непременно с алыми парусами, которая увезёт меня к счастью!
       Одно отличие - я не хочу смиряться. И не смирюсь.
       Потому что... в отличие от них - я знаю! Как это тяжело - знать! Что не будет! Не бывает безмерного счастья, безграничной любви и всего того, чем тешат себя люди. Ни что не вечно под Луной... А я так не хочу!
       Я не согласна играть по таким безжалостным правилам! Неужели я так никогда и не выйду замуж?! Неужели не встречу того, кто сможет таки привести меня под венец и сделать меня счастливой?!. Одно условие - навсегда. Неужели оно не выполнимо?!. По всей видимости - да...
       А сколько их было, этих свадебных платьев...
       Это намного позже появился фильм "Сбежавшая невеста" с Джулией Робертс в главной роли. Но в нём не было такого накала страстей, многочисленных разбитых судеб. Да и оскорбленный жених там был всего-то один. Не серьёзно.
       В моих же историях обнадёженных женихов было куда как больше. Как говорится, - "Я, как честный человек обещал жениться". Так и я.
       Поначалу и правда всё шло замечательно. Приятные приготовления к свадьбе кружили мою юную головку, женихи были довольно милы и галантны. Отправлялись прелестные открыточки с целующимися голубками для приглашённых гостей. Задумывалось свадебное меню с экзотическими изысками, соответствующими столь торжественному случаю. Семья жениха совершала закупки веселящих напитков и всевозможных провиантов. А как радовали праздничные одеяния - вуалевидная фата, почти невесомые кружевные перчатки к платью новобрачной, которое было словно из сказки о прекрасной принцессе.
       Боже, как же мне к лицу эти свадебные наряды!
       
       Но...
       Всё рушилось. В самый последний момент без видимой причины. Не понятно, что в меня вселялось, но охваченная прямо-таки неким животным страхом я сбегала. Ускользала в самый последний момент. Но уходила не к кому-то, как многим удобно предполагать, а в неизвестность. В никуда. И сама не могла объяснить своего поступка.
       Да и сейчас не могу. И в этот момент мне страшно. Может это и есть симптомы той опасной болезни, которую я назвала зов Лилит.
       Но почему я?! Почему это случилось со мной?! Кто спасёт меня?!!
       И, сможет ли...
       Вот от туда-то это чувство, словно тоска о несбыточном. О том, что, где-то существует. Я это чувствую.
       Но не здесь. Не на этой Земле, на которую ниспровергли ту глупую Еву.
       
       Со своей силой характера Лилит непременно живёт именно в таком мире, где мужчины сильны и ласковы, верны и преданны. И нет желания от них уходить. Нет опасения, что они поступят не так.
       Забери меня, Мама!!!
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       


Рецензии
Очень интересное произведение! Может быть, соглашусь не со всем, но основная мысль безусловно верна. Пища без соли и перца - невкусна и быстро приедается. И, конечно, Вы правы, мир не чёрно-белый, он состоит из всевозможных цветов и оттенков, и нет абсолютного добра и абсолютного зла. Более того, то, что в один период времени и в одних условиях считается злом - в других может оказаться добром и наоборот.
Но, мне кажется, Лилит в чистом виде встречается крайне редко. Ваша героиня скорее исключение.
Удачи Вам и новых творческих успехов!

Семён Лившиц   04.05.2012 19:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.