Диалог с камнем Тулягана Ёркулова
Работы самаркандского скульптора Тулягана Ёркулова разнообразны и по жанру, и по тематике, и по техническим приемам. Есть среди них глубокие по идее композиции на историческую тему, например, выполненный совместно с Туркманом Исановым монумент Амиру Темуру, находящийся рядом со зданием ТашМИ в Ташкенте. Выточенный из мрамора 4,5-метровый памятник, полностью передает проницательный ум, суровый характер и твердость воли правителя огромной империи, раскинувшейся от Средиземного моря до Китая. Сделав шаг вперед, навстречу грандиозным преобразованиям в своей судьбе и государстве, Темур не повернет назад, не будет сожалеть об упущенной возможности, потому что это не подобает настоящему воину. Несколько композиций у Ёркулова посвящены Улугбеку – великому ученому-астроному, прославившему своими научными изысканиями Самарканд и весь средневековый Восток. Вот Улугбек верхом на коне, - скульптура украшает вестибюль здания СамГАСи. Одной рукой он управляет государством, а другую устремляет в небо. А вот эскиз из гипса, где ученый помещен в середину сферы, олицетворяющей звездное небо. Здесь Улугбек, смиренно сложив руки, показан философом, размышляющим о смысле бытия.
Немало еще у самаркандца прекрасно выполненных портретов и изящных декоративных работ, украшающих интерьеры общественных зданий и частных домов. Но все же подлинного внимания у Тулягана Хамидовича заслуживает скульптура малых форм или мелкая пластика, выполненная в мраморе. Именно эти работы, больше похожие на каменные изваяния древних, чем на привычные глазу современные скульптуры, сегодня так привлекают многочисленных ценителей искусства из Германии, Франции, США, России, Малайзии и других стран.
- Им нравятся мои работы, - замечает ваятель. – Кто-то видит в них некий вызов устоявшимся канонам в искусстве, других привлекают новые формы. В отличие от соотечественников, иностранным любителям скульптуры прежде всего нужна внутренняя идея, а не портретная схожесть с изображаемым предметом.
Действительно, работы Ёркулова очаровывают постепенно. Впервые взглянув на небольшие по размеру мраморные изваяния, не сразу понимаешь, что это сделано рукой человека, настолько органичен переход от природной формы камня к искусственной, будто вода обточила и отшлифовала его поверхность. Просто и в то же время – гениально. Взгляд плавно скользит по очертаниям человеческого тела, застывшего в мраморе, который у скульптора живая субстанция, умеющая думать, разговаривать, страдать, мечтать.
Вот перед нами «Влюбленные». Вечная тема для художников, ведь именно любовь открывает человеку глаза на прекрасное и делает его свободным. У Ёркулова же она еще способна оживить неодушевленный предмет. И вот он уже не камень, а влюбленный мужчина, который нежно держит в своих сильных руках хрупкую девушку – музу, спустившуюся к нему с небес и воскресившую его поцелуем.
- Перед началом работы, - говорит Туляган Ёркулов, - я разговариваю с камнем, прислушиваюсь к нему, настраиваюсь на его волну. Камень сам подсказывает, что мне надо с ним сделать, чтобы он открыл миру свою душу. Потом, когда идея полностью созрела в голове и сердце, я начинаю работать. Были моменты, когда я торопился, не до конца выносив в себе то, что хочу изваять, а в результате – те скульптуры до сих пор не окончены. Мир, к сожалению, не смог увидеть душу тех камней…
Немало ёркуловских скульптур имеют схожие черты с самим автором. «Философ», к примеру, также добродушен и погружен в свои собственные мысли, как и сам Туляган, когда задумается над созданием очередного образа. Работы Ёркулова откровенно раскрывают не только себя, но и многое говорят об авторе, щедро делящимся со зрителем глубоким знанием жизни, остротой художественных наблюдений и бесконечным интересом к человеку, его внутреннему миру. В каждом произведении ощущаются дух родной ему земли, нелегкий труд живущих на ней людей, их обычаи, народные песни - все, что так дорого его сердцу.
- Знаете, вне Самарканда, вне своей мастерской я не могу вдохновенно работать, - делится Туляган Ёркулов. – Да, я часто выезжаю на Международные симпозиумы скульпторов, работающих в мраморе, часто выполняю заказы в Ташкенте, но свободу творчества ощущаю только в Самарканде.
Однако родился наш герой не в городе, а в горном кишлаке Джам, что расположен между двумя областями – Самаркандской и Кашкадарьинской. В небогатой семье он был старшим сыном, за ним шли еще братишка и сестренка. Отец работал сепараторщиком на молочном комбинате, а мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. По рассказам Ёркулова, тяга к рисованию, к творческому осмыслению бытия у него передалась по наследству от отца матери, известного в округе мастера резьбы по дереву и вышивке, которой он украшал юрты пастухов. Туляган с малых лет рисовал все, что видел, а потом ему захотелось, чтобы нарисованное приобрело объем. Однако, как работать с камнем, он не знал, глина и пластилин в кишлаке отсутствовали, чего не скажешь о речном песке. Правда, замки и фигуры людей и животных быстро разрушались, но фантазия мальчика была безгранична…
Однажды к ним в кишлак приехала важная гостья из Ташкента. Хосият-момо сразу обратила внимание на способности Тулягана, к тому времени учившемуся в 7-классе, и упросила родителей позволить мальчику уехать с ней в столицу. «У мальчика дар к рисованию. Из него получится хороший художник, который прославит и вас, и ваш кишлак», - сказала она отцу. Женщина была образованной, занимала руководящий пост и помогла многим людям в селе, за что ее очень все уважали. Хамид-ака дал согласие, и 14-летний паренек впервые оказался в большом городе. Хосият-момо сразу определила его в музыкально-художественный интернат, где он благополучно сдал экзамены и стал учиться. Схватывая все на лету, он за один год опередил по знаниям и навыкам своих одноклассников.
- На втором году учебы мы начали рисовать обнаженную натуру, - вспоминает Туляган Хамидович. – Ну представьте, мальчишка-узбек, вчера спустившийся с гор, а перед ним сидит голая девушка – красивая до умопомрачения. Такое я видел впервые. Природная стеснительность тогда сыграла со мной злую шутку. Мне было страшно выглянуть из-за мольберта и посмотреть на нее, спокойно нам позирующую. В искусство меня «вернул» увесистый подзатыльник преподавателя, который заметил мое поведение, неподобающее настоящего художника. Целых две недели я слезно просил у учителя прощение и разрешение присутствовать на занятиях. Тогда я понял, что женское тело с его плавными линиями и округлостями – это прежде всего прекрасная форма и неистощимый источник вдохновения, которую человечеству подарил Бог. Ту же божественность я чуть позже заметил и в лошадях.
После окончания с отличием школы-интерната Ёркулова сразу берут на второй курс Ташкентского театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бехзода). Направляли в Ленинград, но отец на этот раз не позволил сыну уехать. В институте он попал в ученики к молодому, но талантливому педагогу и скульптору Улугбеку Мардиеву, - чуть позже их свяжут теплые дружеские отношения. Именно тогда Туляган полюбил работать с камнем, узнает все его секреты и ранимую душу. Дипломной работой Ёркулова станет композиция «Улак», или козлодрание - национальное состязание на лошадях. Работа станет предвестницей того, что в Узбекистане появился новый самобытный скульптор с многообещающим будущим.
Туляган возвращается в Самарканд и начинает преподавательскую деятельность в архитектурно-строительном институте на кафедре изобразительного искусства. К этому времени у Ёркулова уже своя семья, которую нужно было содержать. И вот тут нужно сказать несколько слов о супруге Тулягана Ёркулова, которая на протяжении всей совместной жизни с пониманием относилась к творческим исканиям мужа.
- Только благодаря моей Рухсат у меня сохранилась семья, - рассказывает скульптор. – Познакомили нас родители, как это принято по восточному обычаю, а на второй день после свадьбы я сказал жене, что, если она хочет жить рядом с художником, то должна научиться понимать его. Эти слова Рухсат запомнила на всю жизнь и всегда была моим надежным тылом. Никогда ни упрека, ни ревности, хотя случались моменты, когда работы не продавались годами, меня, часто выезжавшего на выставки за рубеж, по полгода не оказывалось дома, а в мастерской постоянно позировали натурщицы. Помню, мы жили вместе уже четыре года, у нас не было своего жилья: я работал и жил на квартире в Самарканде, она – у моих родителей. Все, что зарабатывали, мы отдавали папе с мамой и своих денег практически не имели. Но мы решили копить, чтобы, наконец, приобрести мне костюм. Несколько месяцев по крохам собирали деньги и набрали 81 рубль. Я взял эту сумму, но вместо костюма купил небольшой аппарат для работы с мрамором и принес домой. Рухсат ни слова мне не сказала, хотя по ее грустным глазам видел, что она была не в восторге от покупки. И таких случаев можно вспомнить много.
Сегодня у Туляган Ёркулова пятеро детей – три девочки и два мальчика. Один из сыновей пошел по стопам отца, - стал скульптором, нередко помогая Ёркулову-старшему выполнять заказы. Ведь ваятель не всегда работает ради высоких идей: чтобы прокормить большую семью, приходиться брать заказы от частных лиц, обычно далеких от понимания настоящего искусства. Но скульптор, которого высоко ценят отечественные искусствоведы и зарубежные коллекционеры, не сетует на судьбу. И выполняя заказ, он пытается внести в него максимум своего творческого Я и превратить банальные колонны, барельефы и портреты в произведение искусства.
В конце хочется отметить, что искусство вообще не для всех. Ведь оно, рожденное здесь и сейчас, часто не отвечает запросам простых обывателей, составляющих подавляющее большинство современного общества, которому нужно что попонятнее: «Пришел, увидел и… забыл». Новое в искусстве, требующее от зрителя в век скорости и огромного количества информации спокойного созерцания и глубокого духовного осмысления, обычно остается для «работы» ума и сердца потомкам. Хотя и здесь можно сказать, что настоящее искусство не имеет массового потребителя, которому просто некогда остановиться, подумать, впитать красоту прошлого и стать немного богаче духовно. Поэтому попытаемся сделать над собой усилие и остановимся на мгновение, чтобы увидеть то, что, возможно, поймут и оценят по достоинству наши потомки. Попытаемся послушать, о чем говорят камни Тулягана Ёркулова...
Свидетельство о публикации №208102400311