Резидент Дора Радо
Отто Скорцени. Штурмбаннфюррер СС,командир частей особого назначения.Воспоминания.
РЕЗИДЕНТ ДОРА (РАДО)
Я познакомился с ним в 1972 году в Будапеште. Ровно в 11, как было условлено заранее, я пришел в Венгерский институт картографии, который возглавлял доктор географических наук, профессор Шандор Радо. Его имя известно картографам мира, оно по праву вошло в историю картографии. Но , наряду с такими именами, как Зорге, Маневич, Абель, оно вписано и в другую историю-историю советской разведки.
Мы сидели в уютном кабине директора института, и я слушаю его удивительный рассказ.В облике этого человека не было ничего примечательного: круглолиц, небольшого роста, только глаза необычайно молодые, хотя ему уже было за 70.
Родился он в Будапеште в 1899 году. После окончания гимназии в 1917, военная школа, офицерское звание, работа в штабе. В 1918 году в Венгрии революция, а в 1919 к власти приходят коммунисты.
С первых дней революции Радо на стороне восставших.Его назначают комиссаром полка, он вступает в коммунистическую партию Венгрии. Когда Венгерская Советская республика была задушена силами Антанты, Радо становится политэмигрантом , перебирается в Вену, где открывает агентство РОСТА-ВИН. Буржуазные австрийские газеты давали материалы о стране Советов или негативные или вовсе замалчивали о жизни в России. РОСТА-ВИН было как бы отделением Российского телеграфного агентства, его филиал в Вене. Они получали материалы из Москвы , переводили на французский, итальянский, английский и рассылали по европейским странам.
В 1921 году Радо приглашают в Москву на 111 конгресс Коммунистического интернационала. Это был голодный год. Одна селедка, десять папирос, краюха черного хлеба- таков был ежедневный паек делегата съезда.На съезде Радо встречается с Чичериным-наркомом иностранных дел Советской России
Он дал высокую оценку РОСТА-ВИН и посоветовал закончить образование в Германии, в Лейпциге.
В Германии Радо включается в работу германской компартии, его женой становится Елена Янзен-секретарь отдела пропаганды ЦК КП Германии.
Во второй половине 20-ых годов он живет то в Германии, то в Советской России и выпускает первую политическую карту новой России.
Посетил Радо в эти годы и Дон, побывал в совхозе «Гигант».» «Навсегда запомнил я ваши ковыльные степи, палатки, в которых жили молодые рабочие. Жили они трудно, бедно, но и здесь за тысячу километров от Москвы чувствовался тот подъем, которым жила вся страна.»
В 1932 году Радо с Еленой Янзен жили в Германии, в январе 1933 года к власти приходит Гитлер, и снова положение политэмигранта, на этот раз во Франции .В Париже он тоже организует агентство «ИНПРЕСС». Но к 1936 году мне стало ясно,- говорил он, что надо «выходить на передовые рубежи борьбы с фашизмом.»В Москве он в свое время познакомился и руководителем ГРУ Яном Берзиным, его заместителями Артузовым и Урицким. Тогда еще ему сделали предложение работать на ГРУ, но он считал, что к такой работе не готов. Теперь сама жизнь заставила его дать согласие.Радо знал немецкий, английский, французский и испанский. Предстояло выбрать страну для центра группы.Выбор пал на Швейцарию и оказался очень удачным.В Женеве Радо создает агентство «ГЕОПРЕСС», которое каждые два месяца выпускало картографический журнал, в котором находили отражения все изменения, а так как Европа к этому времени уже жила «бурной жизнью- менялись границы, произошел аншлюс Австрии, перестала существовать Чехословакия, словом, «работы» хватало, и журнал ГЕОПРЕСС пользовался спросом в таких солидных учреждениях, как министерства иностранных дел, военные министерства и другие важные государственные учреждения европейских стран стали подписчиками журнала. Радо обзавелся очень полезными знакомствами в разных странах, много ездил по Европе.
Это было его «первые источники информации».Он передавал ее связным, встречаясь с ними, то в Париже, то в Италии.
С началом мировой войны, ужесточился паспортный режим, журнал потерял часть подписчиков, для продолжения работы требовались деньги. Их должен доставить Радо некто КЕНТ (Гуревич) из Бельгии. Кент прибыл, но денег не привез, побоялся, что будут придирки на границе и приехал с «пустым портфелем из крокодиловой кожи».Центр сообщил, что деньги передадут через нашего агента в Югославии. Понадобилась виза.. Проблема решилась: в Италии один высокопоставленный чиновник МИДа без труда сделал визу для Радо и Елены Янзен.
С представителем Центра в Белграде Шандор должен был встретиться на площади возле часовни, построенной еще бароном Врангелем, но.. оказалась, что часовни больше нет. Не явился и связной Центра. Все же встреча состоялась, Радо получил необходимую сумму и вернулся в Женеву.
Паспортный режим становился все жестче и передавать информацию через связных стало невозможным. Нужна радиосвязь .По заданию Центра в Женеву приезжает Рут Вернер, псевдоним «Соня». До этого она работала с Зорге, потом в Польше, а в Женеве она обучала Радо шифрованию и оставила ему одного своего радиста Александра Фута, англичанина. Решили, что Фут обоснуется в Лозанне. Супружеская семья швейцарцев Эдмонд и Ольга Хамель тоже стали радистами Радо, они принадлежали к той части европейской интеллигенции, которая в новой России видели надежду на переустройство мира на справедливых социальных началах. Надо сказать, что Александр Фут не имел твердых политических убеждений, это был «борец за свободу», как он понимал, но это не мешало ему успешно работать с Радо.(О нем у меня есть отдельный очерк «Александр Фут-радист Радо»). Третьей радисткой стала Маргарита Боли, итальянка, она тоже воспитывалась в семье, в которой с симпатией относились к молодой Советской республике.
В 1941 году все три радиостанции Радо «заработали». Пошел поток ценной информации. С «Альбертом»-это второй псевдоним Радо( первый- ДОРА) стал работать Лонг, французский разведчик.Францию в сороковом году гитлеровские войска оккупировали, осталась только ее небольшая часть с новой «столицей» в Виши, и эту часть возглавил маршал Пэтен, который пошел на сотрудничество с немецкими властями. Генерал де Голль оказался в Англии, но положение его там долго не могло определиться. Черчилль, и Рузвельт не признавали его за главу Франции. Они не помешали ему создать так называемую «Сражающуюся францию»,потом «Свободную Францию» но он не располагал разведкой, поэтому Лонг и дал согласие на сотрудничество с Москвой тем более, что де Голль 2 сентября 1941 года сделал следующие заявление: «В момент, когда «Свободная Франция» становится
союзником Советской России в борьбе против общего врага, я позволю высказать Вам мое восхищение непоколебимым сопротивлением русского народа, равно как и мужеством и храбростью его армий и их полководцев. Бросив всю мощь против агрессора , СССР дал всем ныне угнетенным народам уверенность в своем освобождении…»( Из послания Де Голля- Сталину.)
В числе информаторов Радо был австрийский граф, не желавший смириться с присоединением Австрии к Германии, но свободно «перемещающийся» и по Австрии и по Германии, где имел высокопоставленных родственников. Его псевдоним- ГРАУ. Но самой ценным агентом Радо стал Рудольф Росслер( псевдоним Люци.), но о нем в следующем отрывке.
Закончить хочу на «тревожной ноте». Как только заработали радиостанции ДОРЫ, немецкие пеленгаторы дальнего действия засекли все три радиостанции группы Радо, в немецкой контрразведке она получила наименование «КРАСНАЯ ТРОЙКА»Но как обезвредить вражеские радиостанции на территории нейтральной страны, задача не из легких, доставшаяся начальнику политической разведки СД (Службы безопасности) бригадефюреру СС Вальтеру Шелленбергу.
Продолжение следует.(Продолжение получается "длинным",-надо печатать весь роман-хронику "Красные пианисты", а в электронном виде его у меня нет.)
Свидетельство о публикации №208102500108
Интересно и честно!
Где Вы, мой дорогой?! Отзовитесь!
Волнуюсь!
С нежностью,
Мария
Мария Борисова-Ипокрена 02.06.2009 01:32 Заявить о нарушении
Игорь Гарри Бондаренко 02.06.2009 19:05 Заявить о нарушении