Царь

Царь сделал ход слоном и посмотрел на визиря. Тот был явно озадачен. Царь улыбнулся.
«Я – хозяин и владыка! Царство у меня большое и богатое. Есть в нём и охотничья угодья, и люди добрые, и древесины - несметное количество. Реки у нас полны рыбой, земля плодородна, армия многочисленна. Всё у нас замечательно. Тишь, да благодать.

 После долгого размышления визирь сделал ход. На этот раз озадачен был царь.
       «Да уж… непросто играть черными», - подумал он. - «Царем я стал благодаря кроткому нраву. Понравился я боярам, стоявшим тогда у власти. А им то власть к тому времени как кость в горле встала. Грехов накопилось много. Не любил их народ. Смутой пахло и неповиновением. Вот и решали они спешно - кого же в цари выбрать. Так чтоб себе не в убыток и людей ублажить.
       Поначалу эти старые бояре мне, ох как мешали. Ну что это за царь, который без них ни шагу ступить не может? Всё управление царством при себе держали. Но со временем я оттеснил их, и свою свиту создал.
 Старых бояр я со света сживать не стал. Кроткий нрав у меня. Да ведь и сам когда-то от власти уйду. Пусть живут, может и меня следующие не тронут. А то у нас ведь как принято – кто с престола долой, тот на плаху. Нехорошо это…».

 Царь сделал ход и стал размышлять дальше:
«Я - владыка и бог. Так уж у нас в царстве заведено, что в царе люди бога видят. И не важно, что ты делаешь, и о чём думаешь. Главное чтобы Царь красиво говорить умел и выглядел мужественно. А это я умею. Да и порядку при мне всё же больше стало. И цены на продажу древесину в инородные государства поднялись. Мне, конечно, повезло просто, но жить-то лучше стали. А это главное. Жить лучше стали при мне».

Но неожиданно улыбка сошла с лица Царя.
       «Одна напасть на мою голову – бояре. Как обуздать их, как образумить? Их ведь столько... И все они на одно лицо. Сытые, наглые, довольные. Только и думают, как народ вокруг пальца обвести и государство. Как к трону пришёл, новых бояр поставил. Думал, это будут лучше. А они едва ли не пуще прежних стали. У нас ведь какой народ – появились у кого власть аль деньги – вот тебе готовый царёк и деспот. Судьбы вершить начинает, бесчинства творить.
       Не втолковать им, что боярин – это всего лишь винтик в машине государства. И купец – винтик. Даже царь и тот винтик. А у нас все кто власть какую-либо имеют - цари. И не цари даже, а боги. И не втолковать им, что не боги они вовсе, а винтики неисправные. Из-за них народу живется хуже и царство слабее. Пока в темницу не посадишь, да не отберешь всё – не поймут. Да на всех управу ведь не найдешь…
       Сроднились бояре с купцами. У одних деньги, у других власть. И всё им нипочём. Так дела делают, что и не поймешь уже, кто из них кто из них боярин, а кто купец. Такую силу набирают, что никак их не одолеть. Ну да пусть живут пока… Хоть в глаза царю льстят, и то хорошо».

Царь внимательно посмотрел на доску и сделал ход ферзём. Визирь задумчиво почесал затылок. Царь король играл, только как слоном. Он угрожал всем фигурам, ходил из одного конца доски на другой, но никого не рубил. Очень странно играл король. Как будто в его голове были совершенно другие мысли.
«С самого начала изменить в царстве что-то было трудно. Уж слишком укоренились бояре и купцы. Все законы и беззакония в царстве под себя сделали. Да и сейчас мало что изменилось. Любую мою инициативу, если не по нутру она им, в свою сторону вывернут. Эх, сломать бы им шею. Да всем сразу ведь не сломаешь. Меня будут бояться и ненавидеть. А чем это может закончиться – одному богу известно. Нужно ли мне это? Я ведь и так добился всего о чем мечтал. Я владыка и хозяин!».

- Надоело мне играть, - сказал царь. – Давай, визирь, отложим.
- Конечно, государь, - визирь встал и заискивающе поклонился. «Улыбается мне в глаза», - поморщился царь, - «А сам такой же, как все. Ничем не лучше».
       Царь направился в свои покои. «А может сделать ход ферзём?», - неожиданно подумал он.


Рецензии
Извечная тема "добрый царь и плохие бояре". Ход ферзем вряд ли поможет. Потому что короля играют придворные, а царя - очевидно - бояре. Как в анекдоте про сантехника - надо менять всю систему;)

Степан Станиславович Сказин   21.03.2021 19:51     Заявить о нарушении
Да, Степан, именно этот смысл я и вкладывал сюда). Спасибо тебе,).

Аньвар Наильевич Тазутдинов   21.03.2021 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.