C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Сирота

Моей любви посвящается...

«Никнет трава от жалости,
а дерево с горем к земле приклонилось».
       «Слово о полку Игореве»


       В некотором царстве, в некотором государстве… Нет, не так. Этот зачин вечный, что наши скалы. Да и не в нём всё дело. И грех отвлекаться на такие мелочи, когда самое интересное ждёт тебя впереди, мой уважаемый читатель. О, горе мне, что я узнал эту историю. Моё сердце трепещет от скорби и жалости. Но, не буду торопить события, и портить впечатления от истории, она воистину прекрасна.
       Я долго путешествовал по просторам нашей родины, собирая истории и сказки. И вот, однажды, остановившись у колодца, чтобы испить воды, ко мне подошёл древний старик. Он был такой древний, что казалось, будто он вот-вот рассыплется и прахом развеется по траве.
- Добрый молодец, зачерпни мне воды из этого колодца. Стар я стал, самому мне не справиться. – Прошамкал он.
Я напоил старика, но он не уходил, а продолжал зорко наблюдать за мной.
- За доброту твою расскажу тебе одну историю. Это случилось давным-давно, незадолго после рождества Христова.
Я заинтересовался таким предложением. Я расстелил на землю покрывало, помог старику усесться, сел рядом с ним и приготовился слушать.
       Давным-давно жил в этих краях молодой князь. Прекрасный лицом и могучий, да был у него один изъян: уж очень он был злым и жестоким. Был у того князя брат, который правил соседними землями. Собрал князь свою дружину и пошёл на земли брата. Бились они без устали три дня и три ночи. Ковыль под копытами лошадей превратился в пыль, земля стала красной от крови бойцов. Не мало молодцев полегло в том страшном бою. Наш князь велел жечь все дома в землях брата, и полетели через укрепления тучи огненных стрел. Этой же ночью князь получил ключ от города, а брата велел вздёрнуть на виселице. Да вот беда, в том граде не осталось ни одной живой души, править князю было не кем, сел он и загоревал.
- Князь, мы нашли её за сараем. – Сказал дружинник, волоча за собой грязную обессилившую девушку.
- Фу, она черна, как смоль, вымойте её, а потом приводите к великому князю. – Он расправил плечи.
Девушке вымыли лицо и отвели на суд князя.
- Какая милая девушка. Кто ты? Кто твои родители?
- Я из крестьянской семьи, мой князь. Когда меня нашли твои храбрые воины, я лежала над трупами папеньки и маменьки, которые погибли по твоей воле. Я осиротела и поэтому позволь мне умереть вместе с ними. У меня больше никого нет. И дома нет, и скотины.
- Как твоё имя?- Спросил князь у девушки.
- Февронья, мой князь. А не вы ли тот жестокий князь Борис, о злости которого в народе ходят легенды?
- Как смеешь ты так говорить со мной, крестьянка? Ты осталась сиротой и теперь в моей воле вершить твою судьбу. И, кажется, я уже догадываюсь, что уготовано тебе богами. Мудрый бог огня оставил тебе жизнь, и это знаменье того, что должна стать моей женой.
Девушка упала на колени, поливая сапоги князя слезами. Она простёрла руки к небесам, и, глядя князю в глаза, взмолилась.
- Лучше забери мою жизнь, но я не стану твоей женой.
- Не противься воле богов, иначе накличешь на меня беду. – Он вскочил на коня, вставил окровавленный меч в ножны и приказал дружинникам бросить девушку в темницу пока она не одумается.
       Февронью заточили в высокую башню, она могла видеть внизу прекрасный сад князя, сквозь зарешёченное окно. Князь каждое утро объезжал свои владения, и Февронья с грустью наблюдала за тем, как утром, с восходом солнца, князь уезжал на своём прекрасном коне, а с заходом возвращался. И однажды дрогнуло сердце девичье. Она стала замечать в молодом князе его красоту и стать, он был прекрасным наездником и бесстрашным воином. И в один из таких моментов, когда девушка мечтала о прекрасном князе, в её темницу влетел ангел со сломанным крылом. Девушка бросилась ему на помощь. Она перевернула ангела на спину и подложила под его крыло солому.
- Воды. – Прошептал ангел пересохшими губами.
Добрая Февронья поднесла ангелу кувшин и, не смотря на то, что это была последняя вода, девушка приподняла голову ангела и напоила его.
- Кто обидел тебя, милое создание? – Обратилась девушка к ангелу.
- Я слишком слаб, чтобы говорить. Придёт время, и я всё тебе расскажу.
Долгие дни и ночи сидела девушка над ложем ангела и вот, наконец, свершилось чудо, крыло ангела срослось, и его одежды засветились золотым светом.
- За ласку и доброту твою, милая девушка, я открою тебе тайну, рискуя навлечь на себя гнев богов. Князь Борис охотился и подстрелил меня забавы ради, чтобы посадить в клетку и веселить знатных вельмож. И с тобой он поступит так же, он погубит тебя.
- Как можешь ты, небесное создание, клеветать на князя! Он набожный человек и не стал бы стрелять в ангела. Я не могла бы полюбить князя столь сильно, если бы в нём не было хоть капли доброты.
Ангел вспорхнул и в тот же миг оказался на воле.
- За доброту твою, я буду присматривать за тобой.
Девушка снова осталась одна, и одиночество её было не выносимо.
- Чтоб меня чёрт побрал! – Топнула ножкой Февронья. – Не снести мне больше одиночества.
Февронья вздрогнула из дальнего тёмного угла раздался глухой кашель.
- Кто здесь? – Испуганно спросила девушка.
- Я тот, кого ты звала в своих молитвах.
От стены отделился тёмный силуэт, и он становился всё различимее. Перед Февроньей стоял сам дьявол.
- Я помогу тебе.- Сказал он. – Но при одном условии: когда станешь княгиней, пришлёшь мне три пригоршни золота.
- Такая маленькая плата! – Воскликнула Февронья, но тут же погрустнела. – Но князь не любит меня.
- Любовь… Любовь ничего не значит. И потом, ты же будешь рядом с ним, чего ещё можно желать.
- Я согласна.
На лестнице послышались степенные шаги.
- Это твой князь идёт за тобой. Вот тебе перстень. – Дьявол протянул Февронье перстень с красным камнем. – Повернёшь его на пальце, и я приду к тебе.
Дьявол снова ушёл в тень, и дверь в темницу со скрежетом распахнулась. На пороге показался князь, и Февронья бросилась ему на грудь.
- Мой князь, я буду твоей женой.
В тот же день они обвенчались. Это была самая пышная свадьба за всю историю человечества. Гости съехались со всех уголков обширного государства, преподносили новобрачным дорогие подарки, осыпали их драгоценными каменьями и жемчугами.
       Шли месяцы, и князь заскучал со своей прекрасной молодой супругой. Хоть они и жили душа в душу, сердце его было таким же злым и холодным, как камень. Князь снарядил дружину и поехал в поход за море. Вскоре он вернулся с прекрасной девушкой, которую подарил ему восточный хан. Целыми днями девушка развлекала князя песнями, танцами и сказками. И вспомнила тогда Февронья про дьявола. Взяла из царской казны три пригоршни золота, и повернула перстень, как велел дьявол.
- Я уж думал, ты никогда не выполнишь обещание. – Сказал дьявол, принимая из рук Февроньи золото. – Чего угодно тебе на этот раз?
- Странное чувство зародилось в душе моей. Будто что-то внутри сдавливает мою грудь, когда мой князь находится в обществе подаренной ему девушки.
- Глупая, это всего лишь ревность. Отдай мне душу, и девушку охватит страшный недуг, что князь больше на неё не взглянет.
- Забирай душу. – Отмахнулась Февронья. – Может, без души не так больно будет выносить то, что моему князю нет до меня никакого дела.
Так Февронья лишилась души. Зато танцовщица в тот же день была выгнана с княжеского двора, потому что неожиданно её кожа покрылась струпьями и язвами, и она превратилась в уродину. Февронья торжествовала: внимание князя снова было приковано только к ней.
       Шло время, пришёл черёд Февронье родить первенца. Но даже это не могло растопить сердце злого князя. И снова Февронья обратилась к дьяволу.
- Душа твоя выжжена ревностью, подозрением и страхами. В такой душе нет проку. – Прохрипел дьявол.
- Я готова на всё, лишь бы мой князь любил меня.
- Тогда отдай мне своего первенца. – Сказал дьявол, зевая.
- Цены твои стали слишком высоки.
- Чем серьёзнее желания, тем дороже их исполнение.
- Хорошо, я отдам тебе первенца.
Через две недели тёмной ночью княгиня родила дочку. Повитухе было приказано сообщить князю, что ребёнок умер, а Февронья, оставшись одна, передала младенца в руки дьявола.
       Князя Бориса будто подменили. Он стал ласков и добр, стал справедливым судьёй и помощником своему народу. Люди не могла нарадоваться на него. Из разных государств начали съезжаться купцы, чтобы убедиться в переменах, произошедших с князем. Только Февронья горевала. Теперь к князю было приковано внимание всего народа, все вспоминали его добрым словом, и Февронья поняла, что она снова ошиблась в своём желании растопить сердце князя. Она повернула перстень на пальце, и дьявол снова предстал перед ней.
- Скучным стал твой младенец, его вопли утомили меня. И ты вместе с ними. Загадай последнее желание, и распрощаемся.
- Когда мой князь полюбил меня, его полюбил народ. Мне больно смотреть на то, как другие люди восхваляют и любят его. Пусть всё будет как прежде.
- Я могу заставить полюбить, но я бессилен в отмене желаний. А, впрочем, отдай мне его сердце.
Долго не могла Февронья сомкнуть глаз, она всю ночь проворочалась на княжеском ложе в раздумьях. Под подушкой она держала серебряный кинжал, чтобы вспороть князю грудь и забрать сердце. Сомнения душили её, и она встала и пошла в сад, чтобы освежить лицо ключевой водой, взяв с собой кинжал.
- Ну и где же сердце? – Послышалось из темноты. Дьявол поджидал Февронью в тени деревьев.
- Сердце… - Февронья замешкалась. Уверенной рукой она занесла кинжал над своей грудью и вытащила сердце. Оно стало маленьким и тёмным, сухим, как осенний лист. – Вот его сердце. Это сердце воистину принадлежит князю.
С этими словами Февронья упала на землю мертвая, как камень. Дьявол кинул взгляд на неё и покачал головой.
- Слезай. – Велел он, глядя вверх. С дерева спустился ангел и склонил голову при виде мёртвой Февроньи.
- Все на это попадаются.- С горечью сказал ангел. – Люди всегда хотят большего, а когда понимают, что у них было всё, и они это потеряли, приходит осознание того, что они жили неправильно.
- Не грусти. – Сказал дьявол, дружески обнимая ангела за крыло. – Ведь в конце-концов нам попадётся мудрец, который не променяет то, что имеет ни на какие сокровища высших сил.
       Я дослушал историю с открытым ртом от удивления.
- Но как могли сотрудничать столь противоположные силы? И как могла Февронья настолько иссушить своё сердце, что сама превратилась в злого и жестокого князя? – Спросил я старика, но его не оказалось рядом. Я пожал плечами, напился студёной воды и, обуреваемый сомнениями и множествами вопросов продолжил своё путешествие в поисках новых сказок. Но это уже совсем другая история.
 


Рецензии
Порок легко осуждаем...а порыв к совершенству...?Только отвести взгляд,если нет сил последовать или лицемерно промолчать, или...собрав всё мужество,- отдать вам свое сердце. И слушать,слушать...Ваши сказки.
С благодарностью,

Липочка   08.11.2008 10:27     Заявить о нарушении
Большое спасибо за тёплые слова...Мне очень приятно...8)))

Лика Волкова   09.11.2008 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.