Плёс

Вздыблена  капельками дождя,
словно серая шкурка
драгоценного зверька,
Волга у Плеса.
 И площадь, и рынок,
и огороды с картошкой,
и деревянные заборы,
и бескрайний Волги простор.
И спуск с холма
( шлак под ногами :
зимою скользко в гору  идти!)
И утопающие  в зелени
купола церквей…
Отреставрируют их, -
экскурсовод сказала, -
в 2011 году.

Глядя на портрет великого пейзажиста Исаака Левитана, вспомнила путешествие по Волге, домик-музей Левитана в Плёсе…
Пожалуй, это было самым сильным впечатлением от поездки, которую
мы совершили вместе со  Светланой Савчук (наш школьный библиотекарь, она была  больна сахарным диабетом, сохраняла при этом бодрость духа и чувство юмора). Мы отправились в путешествие по Волге на теплоходе"Советский Союз", из Москвы в Горький (Нижний Новгород) и обратно.

Отдыхаешь в каюте, смотришь в окно-иллюминатор: медленно плывут зеленые волжские берега, холмы и леса, песчаные откосы, дома -  Волга, великая русская река, затопленная церковь...

 Естественно, мы посетили места, связанные с именами великих русских писателей, побывали на родине Максима Горького в Нижнем Новгороде.

Дед писателя верил Богу днем, а ночью сундучок прятал под голову. Сундучок был сделан так, чтоб его было удобно положить под голову.

Могилу бабушки писателя, Акулины Ивановны, сохранили в парке, разбитом на месте бывшего Петропавловского кладбища.

Невольно задумаешься о той роли, которую играет рассказчик -сказитель  в становлении ребенка, тем более, если он умеет творить праздники, слова, песни, сказки прежде всего, как Акулина Ивановна или Арина Родионовна, няня Пушкина.

На слуху была смерть Владимира Высоцкого, и мы решили, будучи проездом в Москве, отправиться на Ваганьково. Поклонник поэта, встреченный нами у могилы поэта, рассказал, что в гроб с прахом поэта положили японский двухкассетный магнитофон,
 и долго звучал из-под земли  охрипший баритон Высоцкого.

 Посетили мы на Ваганьково и могилу Сергея Есенина. Запомнился бюст поэта, выполненный из белого мрамора. Рядом похоронена Галина Бениславская, застрелившаяся на его могиле. Здесь же покоится прах матери поэта.

На Ваганьково похоронен Иван Владимирович Цветаев, заслуженный профессор, основатель Московского музея Изобразительных искусств имени А.Пушкина, отец Марины Цветаевой.

В Музее в эти дни проходила художественная выставка «От Делакруа до Матисса».

В Чебоксарах(Чувашия) -  с дом-музей В.И.Чапаева.

Особо сильное впечатление оставил город Плёс и домик-музей Исаака Левитана в нем.
Именно в Плесе я испытала то, что называется: душа развернулась!  Почувствовал и грусть, и простор, и собственно Россию.

 Мне вспоминается, как пошел дождь и воды Волги покрылись мелкими пупырышками, напоминая шкурку драгоценного зверя.
 Мне вспоминается скромная набережная-дорожка, оборудованная лишь квадратиками плит, одноэтажные домики вдоль реки, ушедшие в землю; дорога поднимающаяся вверх и выводящая на небольшую площадь, где раньше проходили ярмарки, а теперь затишье (намного позже, уже живя в Германии, узнала, что слово «ярмарка» произошло от немецкого наименования ежегодного рынка -Jahrmarkt).

Несколько каменных домов, знак на доме - какое-то старинное страховое агентство.
Все больше деревянные домики, заборы с воротами. Такое ощущение, что где-то видел это давно и много раз: то ли читал в книгах и представлял, то ли наяву видел, ощущение того, как мало коснулось время этого быта и этих дворов за деревянным забором.

Экскурсовод рассказывает, а я смотрю на две церкви, уцелевшие после 1917-го года.
В них размещали склады. Ныне церкви реставрируют - тысячелетие крещения Руси - и они будут открыты к 2011году.

Спускаемся вниз с высокого холма, по тропинке, усыпанной шлаком (чтоб не так скользко было зимой).
Живописный берег лесной речки Шохонки (Тараканиха) с прилепившимися к склонам холма домиками. Замечательная картина, вызывающая умиротворение души.

Эти места были любимы художником Левитаном, они вдохновили его на создание цикла картин и шедевра «Над вечным покоем» ((1893-1894).

…высокий мыс берега с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром, и покривившимися могильными крестами, бескрайние водные просторы и огромное небо с грозовыми облаками. Земная жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни навевает это полотно.

Писалась картина под Вышним Волочком, близ озера Удомля, но изображенная на картине небольшая деревянная церковь взята художником из Плеса. Она давно сгорела, и сейчас лишь кресты заброшенных могил напоминают о тех местах, где Левитан писал свои этюды.

 Небольшой каменный дом-музей Левитана. Здесь он снимал мезонин (полуэтаж, теремок). Спальня, комната, где работал художник, ваза с его любимыми полевыми цветами. Своим ученикам он советовал писать цветы так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.
Сохранился подлинный мольберт Левитана, за которым он неустанно работал.
Серия его картин: «После дождя. Плёс», «Тихая обитель», «Вечерний звон», «вечер, «Золотой плёс», «Вечер на Волге».Осень в слободе», «Над вечным покоем». И хотя это копии - подлинники хранятся в музеях - можно понять, какую особую роль в творчестве художника сыграли чеьыре его поездки на Волгу (1887 - 1890гг.), как он был поражен красотой могучей реки и тронут местной природой. Своими картинами он как бы заново открыл красоту небольшого волжского городка.

"Картины Левитана, - писал Константин Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков".
В творчестве Чехова и Левитана много общего.Этих двух людей, ровесников, связывало чувство дружбы. Левитан раскрывал свою душу лишь Чехову.

Нужно отдать должное известному меценату Савве Морозову, в мастерской которого Левитан создает свою лучшую пейзажную серию картин «У омута», «Вечерний звон», «Свежий ветер. "Волга".

Особый успех выпал на долю полотен художника-пейзажиста: «Над вечным покоем» и «Владимирка».

Картину “Владимирка” в 1894 году Левитан принес в дар П.Н. Третьякову для галереи. Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном из воспоминании о Левитане читаем: “однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... “постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда...”.

…Дорога тянется далеко-далеко в глубину  полей, перелесков и селений, уходя у горизонту. Возникает чувство щемящей тоски, когда смотришь на эту дорогу.

 Левитан с болью писал: «Это тоска во мне, внутри меня… она разлита в природе». Сам немало переживший в жизни, он искренне сострадал своей прекрасной, но бедной, неустроенной стране, чувствуя, что величественная природа находится в дисгармонии с жизнью человека.


Рецензии
У Камышина мы оставим пароход, возьмем телегу и совершим трехдневную экскурсию к киргизам; на третий день вернемся на «Нахимов» в Царицын, место, где Волга наиболее близка к Дону. Генерал Лан надеялся, что возле озера Эльтон я встречу его друга ― генерала Беклемишева, казацкого гетмана; при такой удаче это был бы тот, кто воздаст мне почести соляных озер. На всякий случай, я попросил у него письмо для генерала Беклемишева.
А.Дюма. Очерки

Валентина Томашевская   19.03.2017 12:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.