Мы не рабы. Рабы не мы

Мы – не рабы. Рабы – не мы.
О несчастной женской доле.

Здесь, на востоке все не так. Все не то. Еда, люди, погода, язык.
Хм, вскинет бровь удивленный читатель, такое везде встречается. Встречается, но даже Америка и Европа нам родные, уже по тому, что мы многое знаем о западной цивилизации. Хотя бы из книг и фильмов. Разлагающийся капитализм пришел-таки в страны бывшего Советского Союза. И люди открыли для себя Америку не только в образе джинсов и гамбургеров.
Восток абсолютно закрыт, «сам в себе». Да и откуда черпать информацию? Арабские фильмы посмотреть негде. Музыка представлена 2-3 сборниками старинных восточных мелодий. Книги… Кроме Орхана Памука, кто-нибудь назовет еще имена современных арабских писателей? Арабское телевидение подключают лишь студенты, учащиеся в России. Какой нормальный русский будет покупать спутниковое телевидение, чтобы смотреть «Аль-Джазиру»? Люди судят о востоке, по новостям-страшилкам.
Когда я повязываю на голову платок и захожу в общественный транспорт, реакция у народа всегда одинаковая – все с любопытством оглядываются. Мужчины в поисках привычного куска оголенного тела, женщины сочувственно перешептываются:
- Это так мусульманки бедные ходят..
- Ей еще повезло, не в парандже.
- Бьет, наверное…
- Представь, попадется тебе такой черный, араб волосатый…
       
 Как же поживают несчастные и угнетенные женщины востока? Этот животрепещущий вопрос волнует многих неугнетенных русских женщин (как, впрочем, и мужчин).
По-разному.
В деревнях Сирии, Ливана, Иордании и Египта женское население ходит и в платке и абайе, и хиджабе, закрытые наглухо. Рожают детей(вместо учебы), днюют у плиты
( в надежде, что когда-нибудь прожорливая родня все же лопнет), забегают на чашку(или 2, 3, 4 чашки) кофе к своим родственницам (единственное развлечение, кроме шопинга). Вобщем, деревня она и на востоке – деревня. Дыра…
 Коротким платьем здесь будут хвастаться подружкам или сестрам. Единственный мужчина, кто увидит ноги, выглядывающие из-под этого платья – муж. Выход на улицу - длинное пальто(в летний зной!) или паранджа.
…В автобус, следующий в Дамаск через маленькие сирийские города, поднимаются две молодые сирийки в одинаковых серых пальто до пола и черных платках, за ними – 8 детей.
 Всю дорогу детвора переползают с одной женщины на другую, и на старших девочек, сидящих сзади, младенцы кормятся грудью, спят, просыпаются. Орущее-бегающая куча-мала не мешает своим матерям смотреть телевизор и играться с сотовым телефоном. Где чьи дети – не разберешься. Общие.
Сколько я их видела – молодых, уже с выводком сыновей-дочерей к 25-ти годам.
Утро начинается со сборов старших в школу, завтрак, стирка, уборка, готовка обеда. Каждый день похож на предыдущий. Они ничего не знают другого в своей жизни. В маленькой горной деревне приезд гостей – уже праздник, не смотря на то, что придется полдня( если не больше) провести на кухне. Женщины из бедных семей не красятся вообще. И действительно, выглядят угнетающе и угнетенными. Но это не значит, что все они несчастны.
Городские жительницы значительно от них отличаются. Разница особенно видна в Бейруте и немного в Дамаске.
Здешние красавицы одеваются шикарно, по последней моде, водят машины наравне с мужчинами, учатся в университетах, тусуются в модных клубах.
Да! и короткие юбки тоже носят! Да! и волосы красят, очень любят мелировать свои смоляные кудри.
« Знаешь, что меня впечатлило в Бейруте, в первый день приезда – улица Моно, шикарный клуб, шестисотый мерс и девица в мини, блюющая на капот.. », - долгий спор с любителем Ливана, который ездит встречать туда Новый год ни к чему не приводит.
У каждого свой восток. Свои воспоминания и картинки.
 Я вспоминаю неприметное(снаружи) кафе в Дамаске. Мы заходим внутрь - аутентичный восточный стиль и плазма на стене. Свободных столиков почти нет. В дальнем углу сидит большая компания молодежи – среди них несколько девушек в кофточках на тонких бретельках(!), сидят в обнимку с парнями(!). Час ночи.
 С удивлением смотрю на Мхаммада – он так называемый, «новый» сириец.
40-летний успешный адвокат по бракоразводным делам. Курит сигары, модно одевается, «гоняет» на джипе, и «Харлее», слушает не национальную восточную музыку, а западный рок и французский рэпп. Он много ездил по миру, был и в России.
- Да, - он кивает головой, - в Сирии есть такие девушки, которые хотят показать, что им наплевать на традиции. Днем они могут ходить в платке, а вечером идут в клуб.
- Тебе это не нравится?
- Не нравится, - сразу отвечает он, - я за традиции.
- А много разводов в Сирии?
- Сейчас стало очень много. Проблема в том, что женщина, выйдя замуж, перестает следить за собой, толстеет, не красится. Мужья не довольны и сами подают на развод. (оказывается, эта проблема касается не только русских женщин)
- А с кем остаются дети после развода?
- С отцом, в большинстве случаев, потому что мать не работает и не в состояние обеспечить ребенка.
В кафе заходят парень с девушкой(все моментально оглядывают их с ног до головы) и садятся в самый дальний угол .
Мхаммад хитро улыбается
- Я хочу, чтобы ты нашла мне вторую жену. Мне очень нравятся русские девушки.
- А твоя жена, она согласна?
- Конечно, согласна.
- Почему она не поехала в кафе с нами?
- Она болеет, и старший сын заболел, вобщем, проблем у меня хватает.
Мхаммад рассказывает, как приехал туристом в Москву в перестроечные времена, как в метро за ним бежали два мужика, умоляя продать свои джинсы «Левис» за любые деньги.
Но больше всего его поразила красота русских девушек.
- Твоя жена носит платок?
- Недавно одела.
 Следующий идиотский вопрос я задаю всем арабским женатым мужчинам :
- Ты заставил ее одеть платок?
И все опрошенные мужчины дают один ответ:
- Нет. Это ее выбор. Она сама захотела.
На прощанье он жмет мне руку и говорит:
- Ты не забудешь?
- I promises, - отвечаю я.
(Обещание свое еще не сдержала. Знакомые девушки не видят себя в роли второй жены. Их не соблазняет даже отдельный дом, обещанный Мхаммадом…).
 
Многоженство разрешено на востоке. Но больно хлопотное это дело, и только богатые мужчины могут позволить себе вторую жену. Потому что, у каждой должен быть дом, и все остальное (драгоценности, машина, одежда и т.д.). Хотя, бедуины( богатством особо не отличаются) практически все – многоженцы. Традиции.
Главная проблема восточных женщин – свобода выбора. Вернее, ее отсутствие. Мусульманка не сможет выйти замуж за иноверца. На востоке запрещены аборты.
Многие публичные профессии не доступны для женщин. Даже на эстраде (количественно) преобладают певцы, а не певицы. Женщина-бизнесмен или политик – исключение из правил. Нет на них Марии Арбатовой!
И все хотят замуж. И современные арабские тусовщицы, и традиционные мусульманки. Если в семье - 8 дочек, большая вероятность, что половина из них останется в старых девах.
 Рассчитывает, например, их мамаша хоть одну выдать за своего же племянника родного, который учится где-то за границей, и очень перспективный вариант во всех отношениях. А тот, отучившись, возвращается на родину… с женой из России или Украины.
Многие арабки поступают в университет и идут работать с одной целью – найти выгодного жениха. А как же любовь?
Я сижу в большом зале, с трудом проглатываю кофе под пристальным взглядом 2-х кузин мужа. Старшая 35-летняя сестра( в шикарном брючном костюме, курит как сапожник), работает в престижной фирме, водит машину. Младшая – 25-летняя (модные джинсы обтягивают фигуру) преподаватель в институте. Обе не замужем. Они с интересом разглядывают меня с ног до головы: настоящий ли цвет волос, сижу ли я на диете, кем работаю. «Почему старшая не вышла за муж?» – спрашиваю у свекрови. «Она сделала карьеру, хорошо зарабатывает, лишь бы за кого – не хочет. Ищет мужчину себе под стать», - отвечает свекровь.
Традиционно семья арабской девушки(и деревенской и городской) рассматривает ее будущего мужа с позиции «как и где он состоялся в этой жизни». Поэтому, мужчины женятся на востоке поздно (по российским меркам) – в 30-35 лет, встав на ноги и хотя бы что-то имея за душой и в банке…
Будущую невесту разглядывают буквально «через микроскоп». Если девушка опозорила семью (целовалась с мужчиной или того хуже), навряд ли она выйдет замуж, а в деревне ее могут убить собственные родственники. Загубленная девичья репутация коснется всех ее сестер. В эту семью больше не придут свататься.
Гражданских браков здесь нет. Это позор. Харам(грех).
 Восток парадоксален до нельзя. Пропитанный чувственностью, разгоряченный и страстный, он в то же время ханжеский, стыдливый. Каждая песня здесь о любви.
Но в жизни само это понятие воспринимается арабами как-то отстраненно.
Есть культ семьи. В котором преобладают традиции. Поиск женихов и невест происходит при помощи родственников. Помолвка может длиться годами, а свадьба проходит всегда пышно и тоже традиционно. Как среди этих вековых устоев рождается светлое чувство не ясно. Главное, выйти замуж. Ведь если родители выбрали жениха для любимой дочери, они знают ее вкусы, и плохого не посоветуют. Родителям можно доверять. А любовь… Она приложится.
А бывают грустные истории, когда найдя для дочери замечательного жениха, после свадьбы, он оказывается не таким уж замечательным, не очень богатым, и патологически ревнивым. Девушка зарабатывает болезнь на нервной почве, мучается, рожает ребенка. Но о разводе и не думает. Мало кто из женщин о нем думает (даже если муж бьет). Потому что второй раз за муж на востоке женщина не сможет выйти. Не возьмут. Ни вдову, ни разведенку…
       « Твои старшие сестры дружат с мальчиками?», - я разговариваю со своей 12-летней племянницей.
«Что ты! – она машет руками – харам! Неприлично. Сначала мы должны закончить школу. Потом будем учиться в колледже. А лет в 25 родители найдут нам женихов».
«А если ты полюбишь кого-нибудь, когда будешь учиться в колледже?»
« Я скажу своим родителям, они поговорят с парнем и его родителями, у нас будет помолвка».
«Вот представь, ты его любишь, а он тебя - нет».
« Я забуду его, и выйду замуж за другого человека».
«Неужели ты думаешь, что так легко управлять своими чувствами?»
Девочка улыбается на мои восклицания. Ее будущее уже распланировано на многие годы вперед.
Арабская женщина загадочная, закрытая. Душа на распашку – это не про нее. Она не будет откровенничать о своих проблемах, и плакаться в жилетку. Высокомерная, скандальная, взрывная и сдержанная. Разная. Счастливая и несчастная…
Им нравится носить хиджаб и закрывать лицо, потому что они так привыкли одеваться. Потому что так одевались их бабушки и матери. Существуют религиозные каноны и предписания, касаемые одежды правоверной мусульманки. Это их жизнь. Они не знают другой.( « Отрываются» арабские дамы в женских спортивных клубах и бассейнах. Откровенные купальники, боевой раскрасс и килограммы золота – завидуйте подруги и родственницы…)
Современные мусульманки в джинсах и юбках тоже совершают намаз и держат пост.
И какая бы лояльная семья не была у девушки, если она поедет в деревню навестить бабушку и любимых тетушек, то оденется скромно. Потому что репутация, прежде всего!
Вера и традиции в крови даже у тех, кто борется за свободу своего выбора и равноправие с мужчинами.
У арабских женщин свое понятие о счастье. Иное представление о мире. Они другие. Потому что их мир другой.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.