XV Думка x 2. Строение Я

------------------------------------------
Часто ли вы задумывались, что вы представляете из себя? Какова структура вашей личности? Почему можно где то внутри головы можно поговорить с самим собой? Что же такое это Я?
Проблема стороения Я очень сложная. Тысячи ученых - психологов, нейробиологов, философов на протяжении столетий изучают свои Я и Я других. В этой теме наработаны огромные труды, написаны тысячи книг.. К моему великому сожелению я в недостаточной степени знаком с этими трудами, но той базы знаний что есть плюс мои некоторые мыслительные процессы позволили мне сделать некоторые умозаключения в этой области.
Еще знаменитый дедушка Фрейд начал ставить вопросы подсознательных мотиваций, и следовательно разделения нашего Я на некоторые области. Я думаю с Фрейдом все знакомы, поэтому не буду вдаваться в подробности. Вот три его уровня: ид, эго, суперэго. Вот краткое описание:
«ид» («оно») — источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руководствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желания;
«эго» («Я») — действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и. самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов — условий среды, которые иногда требуют отсрочки; «эго» дает возможность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам;
«суперэго» («сверх-Я») — действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного,хорошего или плохого.
Что интересно, мой вариант разделения Я сформировался задолго до того как я первый раз услышал о Фрейде. Но хватит о нем. Прейдем к моим соображениям.
Итак, я тоже разделил Я на три основных уровня: подсознание, сознание и "внешний уровень". Каждый из этих уровней я разделил еще на три подуровня: низший, средний и верхний. Сразу хочу заметить, что переход между уровнями очень плавный, и провести четкую черту не удается. Например, высокий уровень сознания плавно перетекает в низкий уровень "внешнего уровня". Начнем разбор сверху.
"Внешний уровень". Это уровень общения. То Я, которым мы являемся для других. Почему я разделил его на уровни? А поразберайте свое поведение с разными людьми. Все вас видят по разному. Конечно, сдесь три слоя - условное разделение. Их может быть намного больше, а может и меньше. Самый близкий друг знает вас лучшего всего, ему вы часто говорите свои мысли, ведете себя не сдерживая, и как бы сбрасываете "повседневную оболочку". Это низший уровень "внешнего уровня". Теперь вы приходите в незнакомую компанию. Ваша самая толстая "повседневная оболочка" на вас и вы уже привыкли к тому, как вас воспринимают незнакомые люди. Для них вы другие. В основном такие, какими бы вы хотели, чтоб вас видели(в меру возможностей). Сначала. Это верхний слой вашего "внешного уровня". Потом с кем то вы знакомитесь ближе и сбрасываете с себя пару "слоев". Дале идут средние положения "внешнего уровня".
Сознание. Сознание - это Я внутри. Ваша частично не осознаваемая и полностью осознаваемая внутренняя жизнь. Верхний уровень сознания - это ваши внутренние диалоги, поверхностные мысли. Ваш уровень общения с самим собой. Вы можете спрашивать себя, запоминать свои диалоги, слышать свои мысли. Ярким примером верхнего уровня сознания являтся умение напеть какую нибудь песенку исключительно внутри себя, не произнеся ни звука. Средний уровень сознания - ассоциативные цепочки, возникающие в сознании, т.е. поток ассоциаций возникающий в голове. Часто он скрыт от верхнего "мыслительного" уровня, или по другими словами от "наших глаз". Но иногда мы способны проследить этот процесс. Например ганжа помогает заглянуть поглубже в свое сознание, и дает возможность разбора этих цепочек. Это очень ценный дар, т.к. при частых разборах мы находим какие то закономерности, поток ассоциаций становится более очевидным. Мы как бы становимся чуть выше этого, а т.к. средний уровень контролит верхний уровень, мы можем как бы предугадывать поведение верхнего уровня. Причем не только своего. Зная предмет возбуждения цепочки у другого человека можно предугадать его мысли. Конечно частично, но при специальной тренировке это умение можно довести до хороших результатов. Такая полутелепатия получается... Низший уровень сознания - это твое глубинное Я. Там находятся нащи инкстинкты, генные "результаты", ваша глубинная жизнь. Этот уровень самый глубокий из тех что подвердены влиянию из вне. Именно через него у человека происходит связь с подсознанием и в тоже время при помощи психологических вмешаний возможно оказывать неосознаваемое влияние на него. Чуть позже мы вернемя к этому уровню.
Подсознание. Пожалуй начнем с низшего уровня подсознания. Низший уровень подсознания - это простейшие электро - химические реакции в оранизме. Потоки электронов, фотонов, химические реакции передачи информации между нейронами. Это самый низкий уровень Я. На этом уровне существование всех наших связей теоретически объясняется с точки зрения законов физики и химии. На этапе перехода от этого уровня к более высоким возникает множество вопросов. В данном случае редукционизм полностью тратит свою силу, ведь до сих пор не существует полного орбъяснения как из "простейших" импульсов - сигналов возникает структура сознания.
Средний уровень подсознания - структурирыванные реакции низшего уровня. На среднем уровне осуществляется управление некоторыми простейшими функциями организма, оцифровка входных сигналов от рецепторов и т.д. Также на среднем уровне начинет формироваться некая субстанция, которую мы в повседневной жизни называем "Я". Это, видимо, сложно поддающиеся описанию с точки зрения физики реакции и взаимодействия, которые и формируют материально - нематериальную субстанцию Я. Скорее всего в ходе каких то реакций возникают результаты в виде материи поля или вообще не материи, но объективно существующей "души". Верхний уровень подсознания - уже сформировавшееся это. Его природа не известна. Видимо это какие то нематериальные взаимодействия, не отвечающие корпускулярно - волновой теории. Я склоняюсь к тому, что этот уровень вообще не имеет материальной природы, и все остальные уровни опираются на него.
Исходя из этого я пршел к выводу, что все психически не здроровые люди делятся на две категории: те у которых нарушено сознание и те у которых нарушено подсознание. Я считаю, на сегоднешний день возможно лечение только людей с нарушениями сознания, потому, что психологии доступно только влияние на некоторые части низшего уровня подсознания. Вылечить человека с нарушениями в подсознании возможно только с помощью воздействия на низший и средний уровень подсознания. А это скорее работа каких нибудь нейрофизиков и нейробиологов.
Связь между некоторыми уровнями нашего Я односторонняя, а между некоторыми двустроняя. Например управление телом и ресурсами организма идет от низшего уровня сознания через высший уровень подсознания к среднему уровню подсознания там окончательно обрабатывается и отправляется на низший. Исходя из данной иерархии или ,более подходящий термин - дистрибуции, ясно, что состояние системы, и ее поведение зависит от низших частиц - нейронов. Существует ли такая же причинность, "направленная вниз", причем именно от высоких уровней(сознания) до самых низких уровней - иными словами, может ли мысль повлиять на путь электрона?
В книге Уильяма Кальвина и Джорджа Оджеманна "Внутри мозга" есть провокационная серия вопросов о нейронном возбуждении. "Отчего оно начинается?" - спрашивают они. Что заставляет натриевые каналы открываться?(Функция натриевых каналов в том, чтобы пропустить ионы натрия внутрь нейрона; когда их концентрация достаточно высока, выделяются нейромедиаторы, чье движение от одного нейрона к другому и является сутью нейронного возбуждения) Ответ в том, что натриевые каналы чуствительны к изменению электрического потенциала, и они только что получили достаточно сильный электрический шок, заставивший их изменить состояние с закрытого на открытое. "Но что изначально заставляет напряжение возрастать до того, как оно достигает критического уровня... и дает начало серии событий под названием "нейронный импульс"?"
Продолжая дальнейшее погружение они выводят читателя к заколдованному кругу набодобие курица - яйцо. Дальнейший разбор этой проблемы очень сложный, поэтому здесь я оставлю этот вопрос открытым, тем более закрытие этого вопроса только приводит к открытию новых.
Но центром нашего Я я считаю высший уровень подсознания, потому, что он управлят как низшими уровнями подсознания, так и низшими уровнями сознания. Это, видимо, и может считаться "душой"... А может и нет... Может "душа" - это совокупность нескольких уровней... Но если и говорить о некотором астрально - бестелесном существовании нашего Я, то скорее всего именно эта субстанция и является бестелесным путешественником в простаранстве...
------------------------------------------


Рецензии