Экзамен по литературе

       Предисловие
К этому экзамену не надо готовиться. Над ним можно работать неограниченное количество времени. Вы можете начать читать его с любой части, но учтите, что каждый новый порядок прочтения может изменить смысл.
В нем представлены три отрывка: лирический, эпический и драматический. В этом экзамене всего два вопроса, но и они не обязательны:
1)Что происходило до, и что будет происходить после отрывка в произведении?
2)Есть ли между этими отрывками связь?
Напоследок - запомните, что оценку ставит себе сам читатель. Ни пуха, ни пера!

       Записка
"На плите кастрюля с супом,
в духовке - пирожки,
как любишь, с яйцом и луком,
меня не жди,

искать не надо,
звонить бесполезно - номер сменила,
сама не рада,
но всё всё равно - уже разлюбила.

За вещами не приеду,
если хочешь, всё можешь выкинуть.
Друзьям передавай приветы,
где я - не пытайся выведать.

P.S. Суп разогрей, не ешь полухолодным."


       ***
На этот раз квартира находилась на юго-восточной окраине города. Серая грязь дворов, однотипные пятиэтажки. В одну из них я захожу и поднимаюсь на третий этаж. В коридоре горит единственная тусклая лампочка. Номера квартир под дверными замками не разглядеть. Я достаю из кармана мобильный и подсвечиваю им. Нужная мне квартира в самом конце коридора. Я жму кнопку звонка - как обычно, с колотящимся сердцем. Шаги, звук открывающегося звонка. Даже не спрашивают, кто это. На пороге стоит молодая женщина в затертом голубом халате. Худое скуластое лицо, короткие черные волосы, вздернутый нос и лёгкая косинка в глазах. Если бы не этот халат и не эта квартира, в которую она была впряжена, как лошадь в ярмо, я могла бы назвать её миловидной. Она выжидающе смотрит на меня.
-Вам кого? - задает она, наконец, вопрос и, не дождавшись ответа, бросает: - Вот вам тапки - проходите.
Женщина уходит в глубь квартиры, её всасывает тусклый желтый сумрак. Я медленно следую за ней. Квартира - снова коммуналка. Пахнет готовящейся едой, стиркой и табаком. Дырявый линолеум на полу и ободранные обои на стенах, постоянное дежа-вю городских окраин. Меня захлестывает бессмысленный ужас, то ли сын омерзения, то ли брат моей усталости.
Вслед за моей Ариадной я следую на кухню. Женщина уже сидит за столом и закуривает сигарету.
-Так вам кого? - настойчиво повторяет она, пристально меня рассматривая.
Я лезу в карман за бумажкой с адресом.
-Мне ваш адрес дали... Лёша не у вас?
Женщина молчит.
-Мне сказали, Лёша у вас... Это так?
Пожалуйста, только не тот же ответ, что обычно. Что-нибудь другое. Скажи мне, что он здесь, Ариадна.
-Был у нас... Вряд ли вернется.
Всегда. Те же самые слова. Да, он был, но ушел. Простите, но вы опоздали. Мне очень жаль, но он ушел только сегодня утром. К сожалению, вы его не застали. Вот вам адрес - он сказал, что его там можно будет найти.
-Он вам не оставил какого-нибудь адреса?
-Я не уверена, но мне кажется, он будет здесь, - женщина берет со стола огрызок карандаша и пишет на углу газеты.
-Спасибо.
...Желтая муть коридоров выплевывает меня в сырую прохладу лестниц. Кажый шаг вниз давно изучен. Каждая мысль, поджидающая меня в закоулках новых подъездов пахнет одним и тем же - неизлечимой потерей.
Куда ехать теперь? Другой конец города. Кажется, там я его уже искала.

-К вам по поводу меня никто не заходил?
-Вчера девушка была - я ей тот адрес дала. Дом восемь, правильно?
-Да. Спасибо еще раз. Правильно, всё правильно...


       ***
(ДЕВУШКА и ЮНОША. Юноша сидит на диване с потрепаной тетрадью в руках и читает. Девушка стоит у окна.)
ДЕВУШКА (поворачинается к Юноше): Смотри, как тревожно блестит асфальт оранжевыми пятнами... Что ты читаешь?
ЮНОША: Это твой старый дневник.
ДЕВУШКА: Откуда ты его достал? Отдай его мне.
ЮНОША: Не дам - тут моё имя на каждой странице.
ДЕВУШКА: Мы же еще не были знакомы!..
ЮНОША: Не были. Ты меня ждала и искала.
ДЕВУШКА: Может, и так. Я открою окно - так душно... Когда я вела этот дневник, бывало, что мокрый город затягивал меня на весь вечер, и я не могла вернуться домой прямой дорогой. Окольными путями, темными дворами без фонарей... Как будто каждый вечер в голове кто-то прочерчивал на карте новый маршрут. Только я не могу вспомнить, что это был за месяц - октябрь, ноябрь или даже начало декабря...
ЮНОША: А что было потом?
ДЕВУШКА: А потом наступила зима... Однажды был сильный снегопад, я шла по одной из своих безумных дорожек, как вдруг у меня просто подкосились ноги. Я упала в снег и умерла на одну четверть. Через несколько минут я встала и пошла домой. После этого я больше никогда не ходила бродить вечерами.
ЮНОША: Мне кажется, я тебя видел... День был такой мутный, молочный, глухой, с мягким и теплым снегом. Я шёл по улице, а по другой стороне параллельно мне шла девушка. Ей стало плохо, она упала - почему-то мне показалось, что она умерла на одну четверть. Я побежал прямо через дорогу, наперерез машинам. Эти водилы - такие нервные - сразу начали сигналить и орать на меня. Я прыгал через капоты. Когда я обогнул грязный зад огромной фуры и вылез на тротуар, оказалось, что там уже никого нет.
ДЕВУШКА: Что это за улица? Может, это правда была я...
ЮНОША: Я не помню названия. Я свожу тебя туда. И мы узнаем.


Рецензии
. вдруг нашла.

Лекси Оттесен   06.09.2011 01:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.