Всем ненавидящим советскую власть посвящается!

 
ПЕРВОСТРОИТЕЛЬ
Неожиданно пароход застопорил машину, колесо сзади сделал еще несколько оборотов и остановилось. Старенький видавший виды пароход с громким названием «Свобода» ошвартовался на пустынном берегу.
Чуть на взгорке стояла потемневшая от времени изба и нанайская фанза - все, что осталось от бывшего нанайского стойбища Дземги, что в переводе на русский означает - Березовая роща. Сбросили с парохода трап и на берег устремились с нехитрыми пожитками прибывшие из Хабаровска комсомольцы. Это была вторая партия добровольцев. Первая прибыла сюда на пароходе «Карпенко» несколько дней назад, а сегодня, 12 июня 1932 года на амурский берег ступили новые сотни комсомольцев-первостроителей. Долго ждали ребята этого дня. Еще в апреле 1932 года из Иваново отправился в далекий жуть поезд с комсомольцами, ехали долго почти 24 дня. Приехали в Хабаровску Амур еще в ледовом панцыре. Всех разместили в бараках, зря время не теряли - начали работать на строительстве хабаровской электростанции. И вот позади месяцы ожидания, томительные дни плавания тесном трюме «Свободы».
12 июня вместе с сотнями других парней шагнул тогда на дальневосточную землю 18- летний паренек из Иванова, бывший «фабзаяц» и подающий надежды левый инсайд Ивановской футбольной команды «Красное Знамя» Иван Романов. Стремление построить свой город, комсомольская романтика, поиск своего пути в жизни привели его на Амур.
Здесь ему предстояло пройти долгий и трудный жуть первостроителя города - города на заре. А начиналось все буднично и просто. Не было пышных речей и горячих пирогов, не было ни палаток, ни даже просто дорог. Рядом с берегом реки стояла непроходимая дальневосточная тайга, под ногами смачно хлюпала болотная жижа, а комары и гнус уже в первую же ночь так приветствовали вновь прибывших, что к утру лица у всех были распухшие и красные. Срочно пришлось шить самодельные накомарники, наловчились так жечь костры, чтобы дымом отпугивать комара. Первые дни спали прямо на земле, нарубив лапника, укрываясь, кто чем, пиджаком, тужуркой, фуфайкой.
Привезенного хлеба хватило лишь на несколько дней. Пришлось срочно делать самодельную пекарню здесь же на берегу Амура, прямо в крутом песчано-глинистом откосе. А рядом соорудили небольшую хатку, где месили тесто, клали его в эмалированные чашки и выпекали хлеб. Утром 13 июня уже рыли землянки, строили шалаши. А еще через день всех комсомольцев собрали у единственного деревянного дома, который стал и штабом стройки, и конторой, и местом жительства первого начальника строительства Константина Романовича Золотарева.
Всех разделили на три участка. Одни стали лесорубами - заготавливали лес, другие строителями - нужно было строить временные бараки, третьих направили на земляные работы. Это была невероятно тяжелая работа. Целый день почти по колено в воде, ребята рыли лопатами канавы. Болотистое место, кочки, нужно было осушить, а как? Рыли дренажные канавы длиной до несколько сот метров, через каждые 20 метров. Каждая такал канава шириной почти метр и глубиной метр. Рабочий день длился десять часов. Еда была скудная. 800 грамм хлеба, на обед получали суп из «чумизы» (мелкое пшено), и потом в эту же миску кашу из чумизы, а затем, сполоснув миску в Амуре, пили из нее же чай. Бригада, в которую попал Иван, была сплошь из ивановцев, все бывшие работники ивановского комбината строительных деталей, только другие ребята - столяры, а Иван - электрик. А здесь все стали землекопами. После долгого трудового дня и скудной еды, ныли руки и ноги, гудела голова, валились спать как убитые. А утром начинался новый рабочий день - ударом в рельс. Первым подымался бригадир Оергей Кручинин – крепкий, высокий плечистый парень с рыжеватыми кудрями, за ним Иван Романов, Анатолий Мясников, Иван Зверев, все одинаковые - среднего роста, худощавые русоволосые, веселые рабочие ребята.
Вначале все шло хорошо, хотя трудностей было много. НЕ хватало лопат, топоров, пил. Деревья валили топорами и двуручными пилами, таскали на руках, небольшое бревно два-три человека, а если побольше пять-шесть и более. Да и путь не близкий. По топи, да кочкам порой метров за пятьсот - шестьсот. А здесь на берегу Амура складывали, своей лесопилки не было. Через месяц ребят было не узнать, Одежда изодрана, обувь тоже. Иван Романов несколько недель ходил босиком, пока одважды не вызвали в контору и не выдали новые галоши. Другим доставались сапооги, третьим фуфайки, четвертым брюки, кому что.
Время было тяжелое, голодное. Трудились много. Некоторые не выдерживали, убегали, кто пешком по берегу, кто забирался на пароход, идущий в Хабаровск. Но большинства строили, строили свой город.
Приспособились и стали делать из кочек блоки, кубики примерно по 40 сантиметров, их крепили друг с другом деревянными шпильками и из этих блоков строили бараки. Появилось на стройке и первая техника-маленький трактор «Фордзон». Корчевали пни вручную. Подрубят корни топорами, а потом зацепят канатом и ... с песней «Эх, дубинушка...»
По воскресеньям отдыхали на берегу Амура. Вспоминали смешные истории, пели песни, была и гитара, а потом появился невесть откуда и старенький футбольный мяч, но играть пока было негде.
В сентябре пришла баржа и аврально загрузили ее заготовленным лесом. Баржу потащили в Николаевск, где была хорошая лесопилка. Н пришлось туго. С баржи бревна самим нужно было вручную скатать на берег, довезти до лесопилки, а потом доски, самим же обратно на берег и на баржу, трудились днем и ночью. Понимали - время не ждет. Зима не за горами. Из Николаевска Ваню Романова снарядили ответственным по барже. Подошел старенький буксир, зацепил тросом и тронулись в путь. Иван рассчитал, что примерно 500 километров до Комсомольска дойдут дней за пять, а плыли десять суток, дважды садились на мель. Продукты кончились, пришлось вскрыть один ящик с печеньем и пять дней есть печенье, запивая амурской водой.
Как-то в сентябре комсомольский вожак Саша Михайлов, москвич лет 25-ти, высокий; кряжистый, могучий парень, душа стройки предложил ребятам - Давайте, построим свой комсомольский барак на зиму с красным уголком! –
Идею поддержали. Работали после трудового дня по вечерам и воскресеньям. и барак получился на славу. Его разделили четыре части, в каждой жили человек до пятнадцать, да еще был красный уголок. Здесь собирались после работы, здесь шли и жаркие комсомольские собрания. Но это было потом, в начале же жили во временных бараках, сделанных из прутьев, веток, обмазанных глиной, внутри жгли небольшие костры, но когда зарядили дожди в июле и августе, то вода лилась и через дырявую крышу, и подходила с боков. Спали на лежаках, вдоль стен, в каждом бараке человек по 100, вплотную один к другому, не раздеваясь. Под голову чемодан или корзинку, у кого- что было, свой матрац, набитый сушенной травой, сверху одеяло или ватник,
Тогда же летом 1932 года возник и знаменитый «Копай-город». Прямо на берегу Амура подрывали землю, и получалось вроде комнаты, где три стены земля и четвертая прямо наружу. Ее прикрывали кольями, досками, ветками, обмазывали, делали дверь, и получалось вполне удобное и теплое жилище, в этих землянках многие пережили первые зимы.
К осени 1932 года площадка под будущий авиационный завод и город была уже готова к закладке зданий, но неожиданно выяснилось, что место под завод выбрали неверно, августовский паводок на Амуре затопил почти всю с таким трудом осушенную и очищенную от тайги землю. Пришлось начинать все сначала, а зима была на носу. Нужно было срочно строить зимние бараки, а заготовленный летом лес, лежал на сопках на правом высоком берегу Амура. Тут то и пришла кому-то в голову идея - прорубить в замерзшей реке канал и по нему сплавлять бревна. Это была поистине титаническая работа, но лес был спасен. Город продолжал строиться. Он уже имел имя - Комсомольск-на-Амуре.
Кем только не работал в те годы Иван Романов, комсомолец из столицы текстильного края - Иваново. Был - землекопом, лесорубом, корчевал пни, гатил дороги, сплавлял лес, отроил бараки и прокладывал первые столбы злектролинии, занимался на курсах инструкторов физкультуры, работал в хозотделе, сопровождал по зимнему Амуру обоз вновь прибывших, встречал на лыжах их Хабаровска шедший пешком по Амуру военно-строительный батальон. Будучи заядлым спортсменом, он организовал обучение хождению на лыжах, а потом был одним из первых футболистов Комсомольска. С 1938 года зимой играл в русский хоккей. Он строил первый стадион, несколько лет был руководителем созданного спортобщества «Дальневосточный строитель», принимал участие в знаменитом тогда лыжном переходе по маршруту Комсомольск – Хабаровск по льду Амура.
Не забывал он и о своей основной профессии - электрика. Работал сначала на маленькой электростанции-локомобиле, который томился дровами, потом вел электромонтаж жилых домов, а затем несколько лет был техруком по эксплуатации Электросети. В трудные годы Великой Отечественной войны он, как и все труженики тыла, самоотверженно работал дла фронта. Не случайно среди других комсомольчан в октябре 1945 г ему была вручена медаль «За трудовое отличие». Номер 45982.
Поле войны Иван Андреевич приехал в Таганрог, понравился ему теплый приморский зеленый город и остался он здесь навсегда. Почти тридцать лет проработал на авиационном заводе имени Димитрова. Прошел путь от технорука подстанции до начальника энергоцеха. А потом был на заслуженном отдыхе. Но на заводе многие поминают его добрым словом и сейчас! И начинался его полувековой трудовой путь в городе на Амуре - городе комсомольской юности. Он приехал туда в числе самых первых его строителей.
В нашем городе жило немало комосмольчан, тех, кто строил это город в далекие 30-е годы. Среди них Алексей Васильевич Ларин, Евгений Алексеевич Борисовский, Матвей Константинович Белоусов, Георгий Афанасьевич Даниленко, Иван Яковлевич Филев Сергей Иванович Смирнов и другие. Увы, никого уже нет в живых. Беспощадное время! Но живы их дети и внуки, и уже правнуки.


Рецензии
Вот так и жили в СССР - трудно, но хорошо. Спасибо. А Вячеславова приглашаю прочитать моё "Развал СССР - назад в СССР".

Евгений Ширяев   26.07.2018 15:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.