Путевые заметки. Греция. Часть первая

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МАТЕРИК И САНТОРИНИ.

Вместо предисловия.

Мой рассказ о нашем отдыхе в Греции может заинтересовать тех, кто, как и мы, любит туризм и путешествия; в отпуске хочет не лежать на пляже в отеле «все включено», а колесить по выбранному месту (стране, городу, острову) с желанием увидеть что-то для себя новое, глотнуть иного воздуха: осмотреть достопримечательности, узнать хоть немного о местном населении и о его укладе жизни, окунуться в историю, искупнуться в разных морях (бухтах, заливах), отведать блюда настоящей местной кухни.

Это наше третье путешествие в Грецию. Первое состоялось почти 2 года назад. В тот раз мы пробыли на греческой земле неделю. Маршрут был такой: Афины – Эпидаврос – Спарта – Олимпия – Дельфы – Афины. Подробного отчета о нем не было написано, остались лишь заметки «на манжетах» в моей записной книжке и стихо под названием «Послесловие к поездке в Грецию», которое можно найти на моей страничке на сайте «Стихи.ру» (см. ссылку внизу этой страницы).
Второе было год спустя, в августе 2007 года – на Крит. Мы шли по нарастающей – на сей раз наш отдых длился 9 дней. О нашем знакомстве с Критом имеется небольшой рассказ, написанный в «возвышенно-восторженно-поэтическом» виде, размещенный там же, на «Стихи.ру»
Подготовку к этому, третьему, я начала за полгода до него. Дело было в декабре…
Но сначала еще одна ремарка. Я вдруг подумала, что кто-нибудь из моих читателей может заинтересоваться, является ли Греция единственной страной, которую я посетила. Нет, она не единственная, хотя, увы, ни на 2 Американских материка, ни на Австралийский моя нога еще не ступала.
Вот мой скромный «послужной список» туриста:
- Россия: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Вологодская область, Псков, Пушкинские места, Великий Новгород, Северный Кавказ (Железноводск, Пятигорск, Минеральные Воды), Калининградская область (Светлогорск), Калининград, Московская область (Александров);
- Латвия: Рига;
- Литва: несколько раз проездом;
- Украина: Киев;
- Финляндия (Хельсинки, Вантаа, Котка, Наантали);
- Швеция (Стокгольм);
- Египет (Хургада, Каир, Луксор);
- Великобритания (Лондон, Гринвич);
- Греция (Афины, Дельфы, Метеоры, полуостров Пелопоннес, о. Крит, о. Санторини, о. Милос);
- Испания (Тенерифе);
- Франция (Париж);
- Турция (Кемер, Памуккале).
 

ГЛАВА ПЕРВАЯ, «ТЕХНИЧЕСКАЯ».

Не содержит художественных ценностей и информации о достопримечательностях. Рекомендуется к прочтению только теми, кого интересует, как самому организовать поездку. Остальные могут сразу перейти к главе №2. :)

Итак, дело было в конце декабря, и как-то вечером, когда «делать было нечего», мой муж решил, что пришла пора «свозить» куда-нибудь моих родителей. Поверхностно и бестолково была рассмотрена парочка других вариантов, но очень скоро я сказала: «Если уж показывать, то нашу любимую Грецию». На том и постановили.

Следующий вопрос – конкретный маршрут. Еще со времени первой поездки мы хотели побывать в Метеорах. Когда были на Крите, решили не брать однодневную экскурсию на Санторини, решив, что посетим этот раскручено-разрекламированный остров когда-нибудь сами. Так и получилось, что два «долга» с прошлых лет плюс моя новая идея фикс – остров Милос, родина Венеры Милосской, хотя не в ней дело :)

О Милосе я узнала из путевых заметок Андрея Гринева (спасибо ему:) – известного в русскоязычном интернете «грекомана». Его рассказы о Греции легко найти в инете по фамилии и ключевому слову «Греция». Мне понравилось, что остров этот тихий и провинциальный, мало посещаемый даже «западными» туристами. А фотографии разноцветных скал и информация о наличии там более 70 пляжей окончательно решили дело.

Точки на карте намечены. Осталось определить, как туда добраться. После небольших колебаний решили в этом году обойтись вообще без туроператоров. В 2 предыдущие греческие поездки мы заказывали через турфирмы билеты на чартерные рейсы – только перелет, без трансферов и отелей. Так было дешевле, чем лететь рейсовыми самолетами из Таллинна в Афины через Прагу или другие города. Прямого рейса из Таллинна в Грецию вообще нет, только чартеры. Но в прошлом году у авиакомпании «AirBaltic» появился прямой регулярный рейс Рига – Афины. И недорого, особенно, если заказывать билеты заранее. Что я и сделала. До Риги (280 км.) решено было ехать на своей машине. Маршрут готов!

Таллинн – Рига (на машине)
Рига – Афины (самолет, «AirBaltic»)
Афины – Метеоры – Афины (на арендованной машине)
Афины – о. Санторини (самолет, «Olympic Airlines»)
о.Санторини – о. Милос (паром)
о. Милос – Афины (самолет, «Olympic Airlines»)
Афины – Рига (самолет, «AirBaltic»)
Рига – Таллинн ( на машине)

Все билеты, за исключением парома, я покупала сама, через инет.
Дальше были долгие мытарства по поводу выбора гостиниц. Первоначально я хотела «спихнуть» бОльшую часть этих забот на тоже весьма известную Катерину из Критского турагенства. Также хотелось получить от нее билеты на паром. К моему великому сожалению, ее услуги оказались, с моей точки зрения, совсем не такими безупречными, как я ожидала, начитавшись хороших отзывов о ее профессионализме. Не знаю, что тому причиной, но, увы…С ответом на каждое мое письмо Катя затягивала не меньше недели. Отвечала, как правило, только на половину заданных мной вопросов. Предложения по отелям не соответствовали указанным мной условиям. Так что все равно мне пришлось самой просмотреть огромное кол-во отелей, чтобы найти устраивающие нас. Протянув около 3-х месяцев, Катерина сообщила, что она не может забронировать для нас выбранные отели на островах, так как они ей не отвечают ни на письма, ни на звонки. Опять-таки я не в курсе, почему так вышло. То ли действительно эти маленькие, семейного типа отельчики не хотят иметь дело с турфирмами, то ли были какие-то другие причины. Когда я обратилась в отели напрямую (чего по определенным причинам сначала делать не хотела), то из обоих ответы пришли буквально на следующий день.

Отели в Афинах и в Метеорах, билеты на паром и аренду машины на Санторини все-таки обеспечила нам Катерина. И, справедливости ради, скажу, что накладок не возникло. Ваучеры наши гостиницами были приняты. Машина на Санторини в назначенное время была доставлена нам к отелю, обслуживание арендной фирмы ("Motor inn") было безукоризненно профессиональным. Билеты на паром к моменту нашего появления на Санторини уже были доставлены курьерской почтой в наш отель. Так что, в конечном итоге, то, что Катерина сделала-таки, было сделано хорошо. Но дорога к этому была тернистой…
Машины на материке и Милосе я забронировала сама по интернету.

На этом заканчиваю описание «технических» подробностей.
Если кто-то захочет уточнить детали, то обращайтесь ко мне по мэйлу, отвечу на все вопросы.

ГЛАВА ВТОРАЯ. АФИНЫ. МЕТЕОРЫ.

10 июня. День первый.

Начало восьмого вечера. Я смотрю в иллюминатор. Горы! Греческие горы! Внутри что-то екает и горячей волной поднимается к глазам. Мы снова тут! Самолет идет на посадку. Ловлю себя на странном ощущении – мне кажется, что я прилетела домой. Хотя, что тут странного? Ведь дом – это там, где тебе хорошо, уютно, все по твоему вкусу, все привычно и понятно, это место, где можно расслабиться и отдохнуть. Верно? Значит, Греция для меня второй дом.

Спускаюсь по трапу… Что такое счастье? Мне кажется, что есть несколько разновидностей счастья. Есть счастье ожидания, когда ждешь чего-то хорошего, приятного, предвкушаешь удовольствие, мечтаешь; и это ожидание порой лучше того, что произойдет в реальности. Есть счастье «прошедшее» - вспоминаешь о каком-то эпизоде прошлого и думаешь: « Как же я был в то время счастлив». Хотя тогда ты этого не осознавал. А есть счастье-миг – самое острое, самое пряное и самое труднодостижимое. Именно этот ускользающий миг, как взмах крыла бабочки, касается моей души в момент, когда я делаю шаг с трапа на греческую землю. Смешно, да? Ведь это просто асфальт…

Добираемся из аэропорта до центра. У отеля, в котором нам предстоит переночевать одну ночь, есть только одно достоинство – его местоположение. В самом центре, рядом с метро. Получив ключи от номеров, отправляемся побродить по вечерним Афинам и поужинать.

Здесь позволю себе еще одно маленькое отступление. Оглашу состав нашей «туристической группы»: мой муж, наша восьмилетняя дочь, мои родители, моя младшая сестра (студентка, 19 лет) и я.

Бродим по улочкам Афин наобум, без карты. Но держим курс на Акрополь. Я впервые вижу его вечером, с подсветкой. На ужин «приземляемся» в одной из таверн с хорошим видом на Акрополь. Еда не особо радует, но этого следовало ожидать – оживленное туристическое место в центре Афин. Если честно, Афины мне не нравятся. Я бы с удовольствием исключила бы этот пункт из программы путешествия. Но, во-первых, все равно самолет прилетает сюда, а во-вторых, родители хотели посмотреть Акрополь.
Поздно. Мы устали. В гостиницу – спать!

11 июня. День второй.
Планы таковы: подкрепиться и на Акрополь. Судя по состоянию номеров и по черствому хлебу к завтраку (ну просто нонсенс для Греции!), хозяин отеля жуткий скупердяй. Но грек есть грек. Увидев нашу дочку, он выносит из своей комнаты коробку с шоколадными десертами и угощает ее. Дочка берет одну штуку. Хозяин отеля говорит ей: «Бери еще». А мне: «It's not for you, it's for her» (Это не вам, это ей).

Примерно в 8.45 мы уже на территории Акрополя. Людей здесь пока сравнительно немного. Описывать Акрополь не буду – место известное, информации о нем более чем достаточно. Попутно лишь одна деталь частного характера. Я вспоминаю, что недалеко от древней Агоры есть место, где я фотографировала свою дочку в прошлый наш визит в Афины. Помнится, что это было в тени дерева. Находим искомый камушек. Делаю кадр: там же, два года спустя:)
На осмотр Акрополя уходит 2 часа. Потом идем через центр современных Афин к храму Зевса Олимпийского. И снова я восхищаюсь красотой оставшихся колонн.
Около 12 часов дня начинаем движение к метро, чтобы ехать в аэропорт, где у нас оставлены чемоданы, и где нас должна ждать заказанная машина. По пути «привал» в небольшой кофейне, где мои родителя впервые пробуют фраппе.

С машиной возникают некоторые проблемы, но через (довольно нервных) полчаса мы получаем в свое распоряжение 7-местный Volkswagen Caddy. В 15.30 стартуем в сторону Метеор.
Здесь, наверно, уместно будет сказать пару слов на тему «что же такое Метеоры»? В центральной (а может, правильней северной?) Греции есть большая плодородная долина – Фессалийская. Бескрайние просторы полей являются основной «житницей» Греции. И посреди этой равнины возвышается группа грандиозных, причудливого вида скал высотой до 600 метров. Описывать эти скалы – неблагодарное занятие. Их надо видеть. Впечатление усиливает то обстоятельство, что на вершине некоторых из этих отвесных скал расположены монастыри. Ни историю возникновения Метеорских скал (есть несколько версий), ни историю создания тут монашеской страны я вам рассказывать не буду. В интернете есть масса занимательной информации на эту тему.

Итак, платная «национальная» дорога, затем горные серпантины, и, наконец, почти прямая дорога по Фессалийской долине…Мой супруг, отличающийся агрессивным стилем вождения, так «отрывается» на этом шоссе, что моя мама в трансе, я ругаюсь, сестра изредка тоже высказывается в том стиле, что идти на обгон «лоб в лоб» не стоит, дочка еще мала, чтобы иметь свою позицию, и только папа молчит, как думаю я, из мужской солидарности. На очередной остановке «размять ноги», папа тихонько так, спокойно так, невозмутимо говорит, что он дальше не едет, ему еще дорога жизнь, и оставшиеся километров 100 до Метеор он пойдет пешком. :) После этого муж едет чуть поспокойней. А мама втайне мечтает принять грамм 50 коньячка или чего-нибудь подобного для успокоения нервов. По прибытии выяснится, что в этом желании она не одинока :)))

В половине девятого мы в Каламбаке – это городок у подножия знаменитых Метеорских скал. Я много раз видела эти скалы на фотографиях. Но когда видишь их воочию..!

Гостиницу «Эдельвейс» находим быстро. Она вполне соответствуем моим ожиданиям. Нам достается номер поменьше, но с видом на скалы. Родителям – более просторный номер (вместо заказанного «трипла» - номер на четверых) с длинным балконом, но скалы видно только из одного угла балкона и то частично. Все чисто, девушка на ресепшене приветливая. (Подробней на сайте Tripadvisor - см. в ссылках).

Для ужина, пройдя мимо нескольких таверн, в которых сидят туристы, выбираем неказистую на вид «псистарью» - род таверны, специализирующейся на жареном мясе, приготовленном на углях. Тут сидят только местные. Меню только на греческом. Но с помощью картинок и некоторых слов, выученных мной по разговорнику, мы без особого труда заказываем ужин.
Мы не ошиблись. Все вкусно, много и недорого. Например, порция свинины, которую мы берем с дочкой на двоих, а в итоге часть ее получил и мой муж, стоит 6 евро. А весь ужин на троих -18 евро.
Мы, конечно, сидим на улице. Тепло, но дует довольно сильный ветер. Дочка говорит, что ей холодно. Я отправляю ее внутрь псистарьи. Моя мама беспокоится, как же ребенок будет там один.
- Ничего страшного, мы же в Греции. Никто ее не обидит. Детей здесь очень любят.
Заплатив по счету, пытаюсь еще раз применить на практике знания греческого. Не отыскав в памяти слово «вкусно», тыкаю в свинину на вертеле и говорю «полИ калА» ( очень хорошо). Весь персонал псистарьи в восторге, «эфхаристО» (спасибо) и thank you говорят нам хором :) А уж своим «калинихта» (доброй ночи) я, кажется «убиваю» их наповал :) С нами прощаются, как с родными.

А в отеле в морозилке нас ждет «Узо». Напиток на любителя. Нам с мужем нравится. :)


12 июня. День третий.
Завтрак в отеле весьма непритязателен, но большего нам и не надо: булка, сыр, ветчина, яйца, сосиски, варенье трех сортов (очень понравились моей маме и сестре), печенье, йогурт.

Едем в сторону монастырей. Согласно моему плану, сегодня мы должны посетить 3 монастыря, столько же завтра. Какой именно будет первым, какой вторым и т.д. заранее не определялось. Поэтому просто поехали наугад, по дорожным указателям. Тот, что повстречался первым (св.Троицы), оказался закрыт: четверг – выходной.

Монастырь св. Стефана. Самый легко доступный – никакого трудного подъема или спуска. На машине можно подъехать почти к самым воротам. 8 метров по мосту над расщелиной – и вы у входа.

Добраться до других труднее. До 20-х годов 20-ого века монахи и редкие посетители взбирались сюда по шатким и ненадежным приставным или веревочным лестницам, которые при малейшей опасности втаскивались наверх, или совершали подъем на канате, раскачиваясь на головокружительной высоте в плетеной веревочной сетке. Потом были проложены дороги и сделаны серпантины выдолбленных в скалах каменных ступеней, что значительно упростило доступ к монастырям. Кстати, в результате этой доступности, многие монахи, опасаясь суетных вторжений мирской жизни в аскетический монастырский быт, покинули свои кельи и нынче монастыри Метеор - это скорее музеи, нежели монашеские общины, хоть номинально они и считаются действующими.

Но для современного, изнеженного цивилизацией городского жителя и этот способ подъема вверх не является «синекурой»: от 100 до 200 широких ступеней вверх под палящим солнцем – больше похоже на серьезную спортивную тренировку, чем на легкую утреннюю гимнастику. Правда, монастыри св. Николая Анапавса и св. Варвары, куда мы попадаем сегодня, еще полбеды. :)

Наградой за трудности «восхождений» для человека неверующего являются потрясающие виды на соседние скалы и на долину, а также возможность посетить монастырские церкви и музейчики и осмотреть хранящиеся там историко-художественные ценности. В каждом монастыре имеется и небольшой сувенирный магазинчик. Я привезу домой закладку для книг, сделанную монашками монастыря св. Варвары из засушенных местных цветов, запаянных в пластик, и еще какую-то штуку, неизвестного мне наименования и назначения (предположительно, такие «висюльки» из плетеных нитей и бисера монахи прикрепляют к одежде в качестве украшения). Последнюю я приобрету завтра, в монастыре св. Варлаама. И не важно мне, что же это такое, главное, что сия «штучка» мне очень понравилась. ( Естественно, печатая эти строки, я периодически отвлекаюсь, чтобы повертеть ее в руках :)))

Из одного из монастырей мой папа уходит раньше нас, предупредив, что будет ждать нас у машины: «Я пока позагораю». (Папа мой – страстный фанатик загара). Закончив осмотр и прибыв к машине, застаем папу в печальном расположении духа. Вот его рассказ:
- Вышел из монастыря, решил пойти вон на тот холм, снял футболку, иду себе вдоль дороги, никого не трогаю. Вдруг возле меня тормозит полицейская машина. Полицейские говорят мне что-то по-гречески, потом по-английски. Ну, я-то не понимаю. Переходят на язык жестов. Оказывается, они хотят, чтобы я надел футболку :-0

Вот так! Жаль, что я не слышала объяснения полицейских, но, думаю, что догадываюсь, почему такой запрет. В монастыри Метеорские не пускают женщин в брюках, и представителей обоих полов в шортах и с открытыми плечами. Папа снял футболку не на монастырской территории, но ведь все Метеоры считаются в Греции святым местом, святой землей.

Около трех часов дня возвращаемся в отель. Я благодарю саму себя за то, что, выбирая отель, я после некоторых колебаний остановила-таки свой выбор на «Эдельвейсе» - в других рассматривавшихся мной гостиницах не было бассейна. С каким восторгом мы все окунаемся в прохладную воду! Бассейн без подогрева, и в первый момент вода кажется холодной (хоть и не холодней, чем обычно летом родное Балтийское море), но уже через 15-20 секунд становится просто здорово! И еще одна моя «фишка» - мне кажется чем-то особым плавать и плескаться в бассейне, созерцая эти величественные и загадочные скалы. Ощущения потрясающие.

Накупавшись, спонтанно решаем съездить посмотреть один старый мост, о котором я читала у Андрея Гринева. Поскольку эта акция не была запланирована заранее, то и сведений о том, где его искать, с гулькин нос. А точнее, я помню только то, что он находится в 10 км. от Каламбаки. В холле отеля висит подробная карта окрестностей. Но…мостов там много. Который из них – искомый? Мысленно чертим «циркулем» круг радиусом в 10 км вокруг нашего городка. Определяем наиболее «подозрительное» направление, - и в путь!

По спидометру высчитываем примерное место съезда с трассы. Сворачиваем на плохонькую дорогу местного значения, идущую сквозь поля сахарного тростника. Навстречу движется велосипедист. Пытаемся у него узнать, туда ли путь держим. Но по-английски он почти не понимает. Тогда в ход идет разговорник.
- ГЕфира (мост) пальОс (старый).
Судя по жестикуляции нашего знакомца мы недалеко от цели. И точно, скоро мы уже у моста. Рядом с ним скала, на которой крупными буквами в стиле граффити начертано КАЛА ПАСХА ( дословно - хорошей Пасхи, ну т.е. С Пасхой). Интересно, как это написали. Высота там приличная, а скала отвесная.

Обратно решаем ехать не по трассе, а местной дорогой – так интересней. И не зря! Приезжаем в Каламбаку совсем с другой стороны, и перед нами открывается вид на весь городок в обрамлении скал.

Прибываем к отелю около половины восьмого. Решаем до ужина еще прогуляться по городу. Сувенирные магазинчики, таверны, фонтаны. Кстати, когда стемнеет, фонтаны будут красиво подсвечены. В одном из сквериков, где гуляет местное население, приземляемся поесть гриль-кукурузы.
Ужинать сегодня нас «заносит» в какую-то странную, заброшенного вида таверну. И мы чуть было не ушли, но все-таки не ушли :) Официант, который очень обрадовался нашему появлению, как оказалось, немного говорит по-русски. Где и как он выучил некоторые русские слова и выражения, остается загадкой.
Персонально для нас включаются фонарики и музыка. Улыбчивый грек приносит оливки и фри-картошку, которых мы не заказывали и ставит их перед моей восьмилетней дочкой со словами «Подарок. Ты очень красивая». Дочка, понятное дело, очень польщена; и пока мы ждем наш заказ, она щедро угощает всех своим съедобным подарком.

13 июня. День четвертый.

Сегодня с утра едем в самый большой из монастырей, он так и называется Гранд Метеор, т.е. Великий Метеор. Расположен он на скале высотой более 600 метров. Приезжаем раньше открытия, но мы уже не первые: на стоянке есть и туристические автобусы, и арендные машины. Чтобы попасть в этот монастырь, нужно сначала спуститься в ущелье, а затем подняться вверх. Вся зигзагообразная каменная лестница, ведущая вверх, уже заполнена людьми. Именно здесь, ожидая открытия монастыря, мы видим своими глазами, как по канатной дороге в ящике едут через ущелье две монашки. Не хотела бы я быть на их месте! Я вообще боюсь высоты, даже если просто встаю дома на стул. А тут какой-то небольшой ящик, канаты, и пропасть под тобой черт знает сколько метров вниз…
Осмотрев все открытые для посещения внутренние помещения и преодолев спуск-подъем в обратном направлении, едем в монастырь св.Варлаама (или Всех святых).

Это уже пятый, предпоследний монастырь. И тут, как мне кажется, будет уместно высказать свое впечатление от Метеорских монастырей в целом. Еще когда мы планировали эту поездку, мой муж говорил, что поедем в Метеоры, чтобы посмотреть монастыри, а для меня доминирующий интерес представляли скалы. Так и получилось на деле. Нет, я совсем не хочу сказать, что посещение монастырей дело ненужное и неинтересное. Напротив, если вы приехали в эти места, нужно непременно посетить хотя бы 2-3 из них, а лучше все. Мне кажется, что каждый найдет в этом что-то интересное для себя. Кого-то впечатлят сногсшибательные виды, кто-то будет рассматривать старые иконы, другие, может, заинтересуются историей монастырской общины или, скажем, здешней архитектурой.

От себя скажу, что все 6 местных обителей чем-то похожи, но в то же время все они – разные. Что запомнилось, больше всего понравилось мне лично? Прежде всего, открывающиеся из монастырей виды. Интересное оформление стен - то тут, то там в кладке стены в качестве украшения выложен какой-нибудь узор из кусочков черепицы. Окошки и вставки в дверях из разноцветного стекла. Старая утварь и мебель (стол 16-ого века в Гранд Метеоре).

Не понравилось то, что очень малая часть территории монастырей доступна для осмотра, особенно учитывая то, что, как я уже говорила, они сейчас все-таки больше музеи, чем монашеские обители. Например, нельзя войти в знаменитый внутренний дворик с цветочной клумбой в виде креста в монастыре св.Варвары.
В целом же, мне больше пришлись по душе монастыри на Крите. Мне там было как-то уютней, обстановка показалась более умиротворенной. Дворики-садики, все в цветах и зелени, выглядели, на мой взгляд, симпатичней и ухоженней. А, может, мне просто монастыри поднадоели?

Осмотр пятого монастыря мы заканчиваем как раз в то время, когда в некоторых обителях начинается «обеденный перерыв». Жарко, мы натопались по лестницам, устали и тоже не прочь устроить себе сиесту. Едем в отель и забираемся в бассейн. И опять, как и вчера, он для нас как бы личный – кроме нас никто не плавает. Отель полупустой (Когда же он бывает полным – только в июле и августе? Как окупается его содержание?). А в бассейне мы вообще обитаем только своей тесной компанией.
И, наконец, последний, шестой монастырь – св. Троицы. Он же самый труднодоступный. Производит впечатление самого аскетичного из всех.

Ужинать идем в ту же псистарью, где были позавчера. Нас встречают, как старых, добрых друзей. Папа пытается заказать на ужин «сузуки» :))) Я перевожу официанту с «папиного» на греческий: «дзадзыки» (нечто среднее между соусом и салатом, готовится из густого йогурта, огурцов, мяты и чеснока). Кстати, очень вкусно!

Завтра прощаемся с Метеорами.


14 июня. День пятый.

После завтрака загружаемся в наш «мини-басик», машем Метеорским скалам, и начинаем движение в сторону Афин. Поскольку наш вылет на Санторини в 21.15, а машину мы должны сдать в 7 вечера, то план таков: сделать по пути 1-2-3 остановки с целью осмотреть какие-нибудь достопримечательности. Заранее ничего конкретного намечено не было. Я планирую ориентироваться по коричневым табличкам на шоссе – они обычно и указывают на что-то представляющее интерес для туристов.

Первым местом, куда мы попадаем, оказывается акрополь древней Проэрны. Поднимаемся на холм, минуя какой-то небольшой современный домик. Осматриваем то, что осталось от фортификационной стены, ворот и башен. Встречаем неторопливо ползущую по камням черепаху. Но самое интересное, на мой взгляд, - это вид на Фессалийскую долину, который открывается с этого холма.
На обратном пути к машине видим, что домик «ожил»: к нам выходят двое мужчин с бесплатными книжками об Акрополе Проэрны. Просто утром мы приехали слишком рано, раньше местных служителей. :) А этот домик – информационный офис для туристов, свежепостроенный, и, кстати, с безупречно комфортабельными туалетными комнатами. :)

Второй съезд с трассы по коричневой табличке оказывается неудачным: прогулявшись по деревушке в сторону вершины холма, ничего интересного мы не находим. То ли от тамошнего акрополя ничего не осталось, то ли мы не там искали. Зато увидели «кусочек» повседневной жизни провинциальной греческой деревни.

Жарко. Часть нашей компании начинает испытывать потребность выпить стаканчик фраппе. Заезжаем в придорожное заведение, которое объединяет в себе «захаропластио» (кондитерскую), мини-зоопарк и ферму по выращиванию страусов.

Третья замеченная нами табличка приводит нас к археологическому сайту в Ламии: замок, акрополь древней Ламии и археологический музей. Мне кажется, что в любом музее можно найти что-то интересное, и этот – не исключение. Немного портит удовольствие то, что тут на редкость неприятные смотрительницы. Они ходят по залам за нами буквально по пятам, следят за каждым движением руки, лица суровые, взгляды подозрительные. Нигде и никогда в Греции мы не встречали такого нелюбезного отношения. Странно…

Еще по пути в афинский аэропорт мы перекусываем в какой-то рыбной таверне.

Сдав машину, идем на check-in. Оказывается, что время вылета нашего рейса изменили. Позже, уже дома, я увижу в своей электронной почте, что Olympic airlines даже предупредили меня накануне об этом изменении. Но так как мы уже пятый день в путешествии, и в инет я не захожу, то сейчас это для меня полная неожиданность. А еще рейс задерживается. Я нервничаю, т.к. у нас заказан трансфер из аэропорта в отель, а мы прилетим позже, чем должны были.

Сам перелет не занимает много времени – тут близко. Самое интересное нас ждало на посадке. Скажу честно, такой посадки у меня в жизни еще не было! При заходе и снижении наш Боинг как бы переминается с крыла на крыло, кажется целую вечность мы «ковыляем» над взлеткой, и, наконец, весьма резко «плюхаемся» на асфальт. Мы с сестрой, не сговариваясь, решаем, что весь этот процесс напомнил походку пингвина на льдине. :)))

Вместо 21.55 мы прибываем на Санторини около половины двенадцатого ночи. Но беспокоилась я абсолютно напрасно. У выхода из здания аэропорта нас ждет молодой человек на микроавтобусе. Мне понравилось его приветствие: « Добро пожаловать на Санторини!»
Минут через 20 наш водитель останавливается на небольшой площади возле церквушки. Выгружает наши чемоданы. Показывает дорожку, ведущую вниз, со словами: «Ваш отель там. Желаю Вам приятно провести время на Санторини». Мы двигаемся по дорожке-лестнице вниз, читая вывески на отельчиках. Кто был там, тот знает, что в Фире – столице острова, а также в городках Ия, Имеровигли и Фиростефани, точнее в их основной, «отельной» части нет улиц в привычном понимании. Есть только узенькие дорожки-лесенки соединяющие и разделяющие многочисленные маленькие отели, расположенные на склоне кальдеры (кальдера – это почти то же самое, что кратер вулкана, только не на суше, а в море). Описать это трудно. Чтобы представить себе, как это выглядит, нужно это увидеть, хотя бы на фотографиях.
Я ищу забронированный мной отель, но сначала мне на глаза попадается не вывеска отеля, а молодой человек, которого я узнаю с полувзгляда.

Сделаю тут небольшое отступление. В выборе отеля я очень привередлива. А к отелю на таком необычном острове как Санторини у меня вообще были особенные требования. Я искала за доступную для нас цену отель на кальдере, желательно в Имеровигли, обязательно с бассейном, непременно с личной верандой с видом на закат. Ну и, конечно, чтобы отзывы туристов об этом отеле в инете, и особенно на сайте Tripadvisor, были бы положительными. Все это я нашла в «лице» отеля «Sunny Villas». Среди большого количества отзывов (около 70-и) было всего 1-2 с долей критики, остальные же даже не просто положительные, а восторженно-хвалебные. Особые дифирамбы пелись управляющему отеля по имени Андреас. Фотки, сделанные туристами, подтверждали описание отеля. На нескольких кадрах можно было увидеть и самого Андреаса.
Так был сделан выбор. Я написала письмо Андреасу, он ответил в тот же день, на след. день я заказала супер-сьют на 6 человек: 2 гостиных, 2 спальни, 2 ванных с джакузи, веранда и джакузи на открытом воздухе. Сразу же получила от Андреаса подтверждение. Потом еще пару раз мы с ним переписывались по поводу трансфера и времени нашего прибытия.

Вернемся к первому санторинскому вечеру. Увидев знакомое лицо, я говорю: «Андреас?» Он, сразу же расплываясь в улыбке: «Анна?» Выхватив у моего папы чемоданы, Андреас ведет нас к номеру. Там он начинает с приветствия и извинений. Оказывается, это не наш номер, а другой, чуть поменьше – здесь нет джакузи на улице.
Андреас:
- Извините, это только на одну ночь, предыдущий гость сломал в том номере джакузи. Завтра мы все починим, и вы переберетесь в свой номер. В качестве компенсации за доставленные неудобства я предлагаю вам всем шестерым завтра бесплатный завтрак.
Я (про себя):
- Завтрак стоит 9 евро с человека, мы не собирались его заказывать, планируя купить что-нибудь в супермаркете.
Андреас:
- Да, и я вам предлагаю не континентальный завтрак, а полный американский.
Я (про себя):
- О! Это очень кстати, ведь сегодня из-за задержки рейса мы остались без ужина. Кстати, такой завтрак стоит 15 евро с человека.
Я (вслух):
- Хорошо, спасибо.
Андреас дает еще некоторые полезные советы, предлагает обращаться к нему с любыми возникающими вопросами, и на этом наш «check-in» завершается.

День был «транспортный» и долгий. Спать!


ГЛАВА ТРЕТЬЯ. САНТОРИНИ.

15 июня. День шестой.

Утром, строго в назначенное время, у ресепшена нас ждет девушка из прокатной конторы. Она быстро заполняет договор, уточнив у нас, какую страховку мы бы хотели взять. Хочет рассказать нам о том, куда мы можем поехать и что где мы можем увидеть. Я останавливаю ее, поблагодарив и объяснив, что знаю все сама. Поднявшись на уже знакомую нам площадь, мы получаем нашу машинку, которая будет нас возить ближайшие 2 дня. Это семиместный Fiat Doblo.

Возвращаемся в отель. Заказываем наш бесплатный завтрак. Мне искренне жаль молодых ребят, которые носят под палящим солнцем вверх-вниз по лестницам тяжеленные подносы, уставленные едой и посудой. Да…работу их синекурой не назовешь.
Но какой же это кайф! Сидишь на террасе с видом на море, перед тобой ставят поднос с завтраком: яичница с беконом, хлеб, масло, ветчина, сыр, кружочки помидора и огурца, джем, мед, чай, кофе, сливки, свежевыжатый апельсиновый сок. Кстати, все очень свежее и очень вкусное. А глаза впитывают потрясающе красивый цвет Эгейского моря. Эх…Хочу «back to Santorini»…

Ну а теперь святое дело – посмотреть какие-нибудь развалины. Акротири все еще закрыты, уже не первый год. Греки – люди неторопливые :) Поэтому едем в древнюю Фиру. Античная столица острова, как и положено, находится на горе. Увидев снизу эту гору, по которой узенькой змейкой зигзагообразно вьется вверх дорога, моя мама категорически заявляет о том, что она туда ни за что не поедет. Но куда она из машины денется? :))) Итак, под мамины «охи» и возгласы ужаса медленно ползем вверх. Повороты под 180 градусов, а дорога местами шириной ровно в одну машину. Честно говоря, даже мне, имеющей опыт путешествий по серпантинам, становится немного «шшштрашшшно» :) Но ни я, ни мама, ни остальные члены нашей «команды» еще не знают, что нас ждет на Милосе…Это все пока цветочки :)

Вот и парковка, дальше нужно идти пешком. Любуемся видом на городок и пляж Камари. Попробую описать. Белые пятнышки на нежно голубом – лодочки, катера и яхты в море. Узкая серая полоса с ровными рядами разноцветных «пуговок», отсекающая голубизну моря от белизны городка – так называемый «черный» вулканический пляж Камари с шезлонгами и зонтами. У подножия горы белесая площадка с «пуговками» покрупнее – пляжная парковка. Завершают картину белые кварталики городка с забавными голубыми «кляксами» разных форм и размеров – это бассейны отелей. Да, чуть не забыла. Вдалеке еще можно увидеть длинный, правильной формы прямоугольник , местами расчерченный поперек тонкими полосками, чем-то похожий на линейку школьника – это аэродром о.Санторини.

Очень жарко. После подъема под палящими лучами скамейка в тени деревца кажется оазисом в пустыне. Небольшая «сидячая» пауза, и отправляемся осматривать развалины. Греция расслабляет и ослабляет внимание…жарой, а также своей безмятежностью. Я бреду по тропинке уже метров в 20-и от скамейки, когда вдруг понимаю, что что-то не так, как-то странно легко идти. В тот же момент, обернувшись, вижу, что за мной бежит кто-то из туристов, сменивших нас в освежающем «оазисе»…размахивая моей сумкой! Я рассыпаюсь в благодарностях, я даже улыбаюсь. Внутри же прокатывает сначала ледяная волна, затем горячая, как кипяток. В моей сумке не только мой и дочкин паспорт, наличные деньги на повседневные нужды на все оставшееся время путешествия, но и все билеты на паром и самолеты (на всех!) и ваучеры на гостиницу на Милосе. Уффф…

На осмотр развалин уходит примерно полчаса. Потом путь вниз, к машине. Холодые напитки из автолавчонки на парковке. Кстати, ехать вниз по такой дороге еще страшнее…

Теперь хочется в море!!! Шестой день в Греции, и еще не купались! Из предлагаемых картой пляжей мы выбрали Монолитос. Не ошиблись. Народу немного. Вход в море для нас подходящий, т.е. песчаный и неглубокий. Радуемся, что взяли пляжные шлепки – темно-серый песок на берегу нагревается сильнее, чем обычный для нас желтый, и ступать на него, как я и читала в рассказах других туристов, ОЧЕНЬ горячо!

Накупавшись, едем на другой пляж – Перисса. Я вычитала, что входить в море там надо по вулканической плите. «Плита» эта оказывается как бы разломанной на мелкие, весьма неровные и очень скользкие «ступени». Так как вдобавок дует довольно сильный ветер, и, соответственно, присутствуют волны, я не решаюсь зайти глубже, чем по колено.
Если мне не изменяет память, из нашей компании искупнулся там только мой папа. Но было очень интересно увидеть такой необычный пляж.

Поскольку день потихоньку клонится к вечеру, надо начинать подготовку к супер-раскрученному явлению под названием «Закат на Санторини». Направляемся в отель, где нас еще ждет переселение в наш номер.
Номер полностью соответствует описанию на сайте отеля. Я бы даже сказала, что «в натуре» он лучше (подробней на Tripadvisor, см. ссылки).

Вот он, момент, когда мечта становится реальностью! Я плещусь в джакузи в нашем личном патио с потрясающим видом на кальдеру. Джакузи бывают разные, эта - размером не с ванну, а с мини-бассейн. Солнце светит уже по-вечернему – не так обжигает, теплая водичка пузырится…У меня есть фотография: на переднем плане белоснежный бортик джакузи, голубоватая вода с солнечными бликами и три сияющих счастьем лица – дочка, я и сестра. А на заднем плане лазурное море, переходящее в лазурное небо…Остановись, мгновение, ты прекрасно! Эх… Хочу «back to Santorini»…

Время – 8 часов вечера. К «мистерии» заката мы готовы: на террасе вся наша фото-видеоаппаратура; на столе бокалы, дынька, лимончик и «Метакса». О самом закате писать не буду, об этом уже написано больше, чем достаточно. Скажу лишь, что, безусловно, это красивое зрелище. Но для меня в этой поездке оно было далеко не самым главным.

После захода солнца едем ужинать в район Влихады. На материке мы все питались мясом, тут, наконец, наступило «время и место» рыбного меню. Заказываем обожаемых мной кальмаров, рыбку, ну и куда же без греческого салата :) Вкусно!!

«Кодовое название» следующего эпизода – «долгая дорога в дюнах». :) На обратном пути в отель на какой-то развилке мы сворачиваем не туда. Когда это обстоятельство доходит до меня, я говорю мужу, что нужно вернуться назад. Муж сначала считает, что мы едем правильно. Когда же он, наконец, соглашается со мной, то говорит, что мы уже уехали слишком далеко, чтобы возвращаться. И теперь поедем уже как бы «по кругу». В общем, дали мы эдакой «крючок» на полчаса. :))) Вот тебе и небольшой остров!


16 июня. День седьмой.

С утра направляемся в Ию. Узенькие улочки над кальдерой, отельчики, отельчики, сувенирные магазинчики… Красиво! Еще красивей, чем я себе представляла по виденным в инете фоткам.
Очень жарко! Моя мама говорит, что теперь она понимает, что такое «жарко» в Греции.

К началу первого возвращаемся в отель немного передохнуть в тени тента, освежиться, кто с помощью холодного фраппе, кто – с помощью джакузи. Мама совмещает одно с другим :)

Потом едем на винодельню. Их здесь немало. Выбор делаем в пользу той, которую рекомендует Андреас. Она называется “Santowines” и оказывается самой большой винодельней на Санторини, в год производит около миллиона бутылок. Получасовая экскурсия дает представление обо всех циклах производства разных вин, от самых дешевых (что не значит плохих) до «короля» местного виноделия – Vinsanto, очень ароматного, сладкого вина с выдержкой от 2-х до 8-и лет. Еще здесь можно продегустировать вина, что делаем и мы. И, конечно, прикупаем бутылочку Vinsanto для «украшения» сегодняшнего заката.

Теперь в море! Вспомнив мудрые слова «от добра добра не ищут», решаем не терять времени на поиски других пляжей, а поехать на вчерашний Монолитос. Дальнейший маршрут: магазин – отель – джакузи. :)

К закату нынче поданы вино и клубника. Сегодня зрелище обещает быть еще красивей, так как нет легкого вчерашнего тумана. В какой-то момент замечаем, что у нас гости: на веранде развалился и спит местный рыжий кот. Но самое интересное происходит чуть позже – когда солнце начинает собираться «ко сну». Кот покидает нашу веранду и усаживается на маленький соседний балкончик слева от нас (примерно метр в ширину и 2 в длину). Балкон заброшенный, в этом году явно не использовался…людьми :) Было ли это перемещение Рыжего соблюдением гостеприимства и уважением нашего «privacy» (нам же была обещана ЛИЧНАЯ веранда!), или просто-напросто мы Ему мешали, - остается загадкой :)
Рыжий некоторое время сидит у края балкона и смотрит туда же, куда и мы – в сторону заката. Затем, правда, не досмотрев природное шоу до конца, Рыжий сворачивается клубочком и засыпает. Кажется, что он подумал: «Ах, сегодня это не стоит моего внимания, я видал и куда лучшие закаты!» :))) Ему виднее…А нам понравилось!

Ужинаем в таверне под названием «Романтика». Рекомендую. Кормят там замечательно. Находится она где-то на краю Фиры, ближе к Имеровигли.

Но у моего папы там случилась проблема :) Ему подали салат без лука. Ничего, мы люди опытные. В псистарьи в Метеорах так уже случалось. Мы тогда попросили добавить лук, что и было быстро и качественно сделано. Зовем официантку. Но фокус почему-то не получается. То ли из-за недопонимания, то ли здесь такие принципы… Я бы на этом смирилась. Но не мой папа! На его расстроенном лице появляется Мысль :) Со словами «я сейчас вернусь» он куда-то уходит. А надо сказать, что за пару минут до этого папа говорил, что хочет купить что-нибудь на завтра на завтрак, хлеба, например, колбасы. Возвращается он быстро, очень довольный. С большой луковицей :) Я шучу: «Ты завтра, как Буратино, будешь питаться луковицей?» Папа, не обращая внимания на подколку, начинает методично чистить лук, затем режет его и гордо кладет себе в тарелку! Оказывается, через дорогу от таверны есть небольшой магазинчик, где папа за 5 евроцентов и прикупил недостающий компонент салата.
Знай наших!!! :)))

Сегодня мы расстаемся с машиной. Как и было договорено, оставляем ее на стоянке на площади, а ключи отдаем Андреасу.

В отеле, в нашем дворике около джакузи горят свечи. Андреас сам ходит вечером, когда стемнеет, по номерам и зажигает их. Мелочь вроде бы, а приятно.


17 июня. День восьмой.

Сегодня в 17.10 мы покидаем Санторини, и плывем на пароме на Милос. Check out в Sunny Villas вообще-то в 12. Но Андреас говорит, что мы можем остаться в отеле до трансфера в порт, только перенести наши вещи в другой номер, поменьше. Сердечно его благодарим. Андреас добавляет, что он пришлет нам в этот номер полотенца, чтобы мы могли перед отъездом принять душ. Спасибо, Андреас!

Пока мы еще в нашем номере, активно используем джакузи, и ту, что на улице, и те 2, что внутри. Потом упаковка вещей. Переезжаем в студио на 2-х, в смысле переносим туда вещи. А сами отправляемся гулять по улочкам Имеровигли. Как же здесь красиво! Мы с сестрой не переставая щелкаем фотоаппаратами.

На Милос мы приплывем поздно, поэтому принимаем решение устроить себе сегодня обед вместо ужина. Так рано есть не особо хочется, но нужно. Аппетит и правда иногда приходит во время еды. :) Мне понравились «псевдокефтедес» - жареные лепешки из помидоров. Потом, на Милосе, я закажу их еще раз, но, увы, неудачно. Тамошний повар их пережарил, и, по-моему, само тесто было хуже.

В отеле мы с радостью принимаем душ, и с легкой грустинкой прощаемся с Андреасом и с Sunny Villas. Комфорт и обслуживание в этом отеле превзошли все мои ожидания. Андреас и весь персонал любезны и всегда готовы помочь. Все, что я читала об управляющем на сайте Tripadvisor – абсолютная правда. Он с утра до вечера носится вверх-вниз по лестницам (в 40-градусную жару!), умудряясь всегда быть там, где он нужен, может ответить на любой вопрос, всегда с улыбкой на лице, всегда с вопросом «все ли в порядке»» и «не нужно ли вам чего-нибудь?».
Уж не помню, в который из дней, но мы с мамой и сестрой вернулись в отель раньше, чем наши мужчины (они пошли в магазин). И мы не могли открыть калитку в наш номер (ну руки-крюки у нас :) Стоило только произнести «Андреас», как он был тут как тут, мгновенно решив проблему.
А сейчас он вызвал трансфер в порт, распорядился, чтобы нам помогли донести наш багаж до площади наверху, и прощается с нами самым теплым образом. Спасибо, Андреас!!! Удачи в твоем бизнесе! Так держать!

На площади в тенечке мы ждем трансфер. Минута в минуту появляется…автобус человек на 25. Едем вшестером, как короли. Работает кондиционер – передышка от жары. По пути водитель «принимает на борт» еще человека 4. Вот и порт. Вот и «Ромильда» - наш паром.
Прощай, Санторини! А, может, до свидания? В любом случае, кусочек моего сердца остается тут, а я забираю с собой кусочек Санторини – те мгновения беззаботного счастья, которые мне подарил этот остров и его хозяева. Мне так грустно, что здесь я сделаю «остановку»…

Конец первой части.
Продолжение следует…


Рецензии
Греция у меня на втором месте после Индии. На третьем Египет.)))
Я послал Вам по почте имя своего скайпа - найдите меня там!!!
Если что - дайте свой скайп. Я найду быстрее)))

Стивен Тарно   15.08.2010 18:21     Заявить о нарушении
В Индии не бывала. Может, когда-нибудь...Но, вообще-то, хочется не в Индию, а в Коста-Рику, на Шри-Ланку, в Австралию, в Данию наконец... А больше всего - в ГРЕЦИЮ!!!

Анна Мадис   16.08.2010 15:18   Заявить о нарушении
Каждому свое, коллега! Каждый сам выбирает дорогу по своим желаниям и хотениям...

Стивен Тарно   16.08.2010 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.