Дьявольский взгляд. Часть III. Лавина

"Бисмиллоху рахману рахим". Киргизы, не слезая с лошадей, с ужасом смотрели на огромные следы, труп собаки с переломанным позвоночником и размозженным черепом и капли крови, алевшие на снегу. Кулешов первый пришел в себя, бросился в хижину. Ложе, на котором еще четыре часа назад лежало окоченевшее тело старика, было пусто. За ржавый гвоздь, торчащий из притолоки, зацепился клок грязной, спутанной бурой шерсти. Очаг давно потух.
"Хечким йук", - выходя, произнес он, - его утащил гомотанг".
Лица киргизов исказились и побелели. Лихорадочно шепча какие-то заклинания, они повторяли "гомотанглар", разворачивали лошадей и буквально вылетали со двора, испуганно озираясь. Через несколько минут они уже скрылись за поворотом горной тропы, ведущей вниз, в селение.
Кулешов, опустив синтетический коврик, всегда болтающийся на резинке вокруг пояса, присел на камень. Подъем на велосипеде дался нелегко, в ногах ощущалась противная дрожь. Сказывалась высота и бессонная ночь.
"Нужно подкрепиться, иначе долго не выдержать", - подумал Кулешов. Вытащил из нетронутого велобаула "Шмель", и через минуту тот уже ласково жужжал, разряжая мрачную атмосферу одиночества. Тушенку съел холодной. А сухари запивал горячим крепким чаем. Подумав, бросил в кружку с кипятком две ложки растворимого бразильского кофе, который почти никогда не использовал, хорошо понимая, что на такой высоте любой допинг чреват серьезными последствиями.
В голове прояснилось. Кулешов подошел к собаке. Ее мертвая голова еще хранила ужас и злобу, а огромная пасть была набита бурой окровавленной шерстью. Раздвинув плотно сомкнутые зубы, Володя разглядел, что шерсть была вырвана вместе с куском мяса. Судя по всему, гомотангу тоже основательно досталось. Пройдя несколько метров по следам, он заметил, что гомотанг явно хромал, как-то неестественно выворачивая ногу. У него, видимо был поврежден крупный сосуд, потому что на всем протяжении следов тянулись капли крови.
Кулешов понял, что судьба посылает ему единственный шанс проследить гомотанга, не упустить его. Действовать нужно было быстро. Времени было потеряно и так много. И тут в голове родилась шальная мысль: "А что если?!". В памяти всплыло лицо умирающего, его остекленевшие глаза и шепчущие губы. "Они приняли меня за своего … Они приняли меня за своего" …
Вывернуть содержимое старого сундука было делом минуты. В нем помимо накладок из шерсти было еще несколько треугольных талисманов…. Кулешов машинально сунул их в карман и начал примерять накладки. В каморке нашлось зеркало, и Владимир не переставал удивляться продуманности этого костюма. Все было к месту. Все создавало полную иллюзию естественности. Продубленная горным солнцем за летний сезон собственная кожа органично дополняла облачение, придавая Кулешову удивительное сходство с каким-то нечеловеческим существом. Осмотрев себя еще раз, Кулешов скептически хмыкнул: "Похоже на что-то конечно, да только этот маскарад и за километр невооруженным глазом видно. Тоже мне гомотанг. Да ладно уж, раздеваться некогда".
Снег начал подтаивать, но кровь была видна хорошо. Было холодно и совсем не по-утреннему темно. Тяжелые тучи предвещали полосу непрерывных дождей и снега. Одна за другой они заволакивали небо. Горные вершины, казалось, сотрясались при каждом порыве ветра. Перед глазами расстилалась безотрадная картина. Пустынное ущелье, тропинка, кое-где припорошенная тающим снегом, хилые шаткие кусты с осыпавшейся листвой и густые заросли побуревшей от заморозка и поникшей крапивы. Все это напоминало кладбище, ущелье мертвых.
Кулешов прибавил шагу, надеясь, что ему станет легче, однако не испытал ни малейшего облегчения. Появление зловещей темной фигуры перед смертью старого киргиза, красный дьявольский взгляд, с которым встретился Кулешов, не давали покоя и никак не могли быть приняты за хорошее предзнаменование для того пути, по которому он шел уже несколько лет, исследуя тайну гомотангов. В голове почему-то неотвязно крутилась мысль о том, что появление гомотанга не предвещает ничего хорошего ни живым, ни мертвым.
Володя шел долго, переходя мелкие бурлящие потоки, карабкаясь по скалам. Иногда казалось, что пройти здесь уже невозможно. Но кровавые следы неумолимо вели его вперед.
Вверх, вверх… Вспышка молнии - размашистая и алая - осветила вершину, расколотые камни покатились вниз по склону, упали к ногам Кулешова. Каждый шаг теперь давался с трудом. Впереди зеленовато мертвенным светом мерцал ледник. Он покрывал весь склон и широкими лентами стекал в несколько глухих темных ущелий, где начинал ворчливо бурчать холодными водными потоками, перекатывающимися через гладкие серые камни.
Пошел снег. Он падал хлопьями, быстро заваливая следы. Но тут Кулешов увидел то, за чем шел. Это был он. Тело старика лежало у него на плечах. Страшное зрелище. Огромная бурая косматая фигура с маленьким высохшим телом на плечах карабкалась вверх по леднику, приближаясь к вершине. На пути гомотанга навис огромный снежный карниз. Странный, больше похожий на человека, нежели на зверя, он припадал на раненую ногу, но упорно не расставался со своей ношей.
Кулешов прибавил шаг. Он опасался в последний момент потерять гомотанга из виду. Снег шел все сильнее. Но что-то все больше тревожило его. И это что-то грянуло. По склону пронесся страшный порыв ветра. Кулешов наклонился навстречу ему, чтобы не упасть, встал на колени. Что случилось с небом? Солнцу еще рано было садиться, а между тем все вокруг погрузилось во мрак. И что случилось с горами? Они шумели и стонали, а по заснеженным и обледенелым скалам с воем проносился ветер, заряженный дождем, снегом и мелкими, секущими лицо льдинками.
"Надо уходить, - подумал Кулешов. - Погода меняется. И я здесь замерзну до утра". Может быть, он и повернул бы назад, но с вершины внезапно вырвалась бледная сверкающая стрела, раздались грохот и треск совсем поблизости, земля содрогнулась, в лицо и грудь толкнула волна тугого воздуха. Ужас поднял Владимира на ноги, но снежная лавина с грохотом прошла мимо…
Через мгновение затуманенный взор Кулешова, блуждавший по мрачным окрестностям, остановился на вершине. И вдруг с какой-то невыразимой болью Владимир понял, что лавина прошла именно там, где еще несколько минут назад видел гомотанга.
Ветер вновь усилился. Оставалось только найти укромное местечко, где бы можно было улечься, чувствуя себя если не в безопасности, то по крайней мере, укрытым от бури, а может быть, и враждебных глаз…

***

P.S. Так закончилась эта история, но не окончились интересные приключения неутомимого ферганского велотуриста Владимира Кулешова.

***

Отважные искатели приключений из Ферганского клуба велотуристов во главе с Владимиром Даниловичем Кулешовым исколесили не один десяток километров по горным дорогам. Глухие и темные ущелья, бурные потоки рек, величественные ледники встречались им на пути. Но ничто не могло остановить людей, отправившихся на поиски таинственных человекоподобных существ.


Рецензии
"НАУКА-ЕСТЬ РАЗРЕШЕНИЕ МНОГИХ СОМНЕНИЙ, ОНА ЕСТЬ ВИДЕНИЕ СОКРЫТОГО, ОНА ЕСТЬ ОКО ДЛЯ ВСЕГО..."- гласит народная мудрость.

"БОЙСЯ ОПАСНОСТИ , ПОКА ЕЕ НЕТ; КОГДА ЖЕ ОПАСНОСТЬ ПРИШЛА,НЕ БОЙСЯ, А БОРИСЬ С НЕЙ...
Так и наш герой следующего повествования Виктора Б. Владимир Кулешов -неутомимый руководитель велопутешественников , снова на пути к местам обитания гомотанга.Поистине о нем говорили мудрецы:"Дело стоит рядом со стоящим,идет за идущим, творит с творящим, оно следует за человеком подобно тени..."
И вот он идет,пренебрегая опасностью, к хижине умершего старого киргиза-охотника, у которого погибла маленькая дочь по вине гомотанга,действуя по принципу : не берись ни за какие дела-первый признак; а ,взявшись за дело, доводи его до конца-второй признак мудрости.
Справедливости ради , хочу отметить, что герой автора Виктора Б.совершенно забыл, с моей точки зрения,о третьем принципе Мудрости:не победить сильным слабых, если те держаться вместе; не страшен ураган кустам , что растут близко друг к другу. А он , Кулешов, шел один, а вот его соперник(гомотанг) был не один: с ним была его среда обитания-Природа-Матушка..
Потрясает воображение своим драматизмом картина описания мертвой собаки:" ЕЕ огромная голова еще хранила ужас и злобу. а огромная пасть была набита бурой окровавленной шерстью..." Меня глубоко потрясло это произведение , в котором нет ни одного лишнего слова...Художественность рассказа очень впечатляет. Вчитываясь в описания и рассуждения автора через героев данного эпического произведения , следя за стремительным развитием сюжета,действиями и переживаниями главного действующего лица, получаешь глубокое восприятие прочитанного. Читая не спеша,медленно обдумывая , представляя саму себя в эпицентре событий, в которых был наш герой, я себя видела как бы непосредственно свидетелем и , даже, участником той драмы, которую описывал нам автор.Эпогей драматизма усиливался и описанием состояния природы в это время:"тяжелые тучи предвещали полосу непрерывных дождей и снега...Горные вершины , казалось, сотрясались при каждом порыве ветра..."
Особо хочу отметить важную особенность художественного языка в этом повествовании-МЕТАФОРУ-употребление слов в переносном смысле:"очаг давно потух",..."его остекленевшие глаза..." Автор,как всегда, с изящной легкостью переносил свойства и признаки одного явления на другое, сходное с ним.
Придали особый шарм эпосу и привлечение писателем других выразительных средств языка: олицетворения,эпитеты, сравнения: "перед глазами расстилалась безотрадная картина","впереди зеленовато мертвенным светом мерцал ледник". " И что случилось с горами? Они шумели и стонали..." Все эти выразительные языковые средства стимулируют воображения читателя, повышая эмоциональное наслаждение от прочитанного.
" Наилучшее, добившись успеха, устраниться!"- говорят мудрые люди .
Вот и я теперь знаю от доверительно признавшегося мне автора Виктора Б., что главный герой его повестей Владимир Кулешов самоустранился от главного дела своей жизни :поиска таинственных человекоподобных существ.По словам автора, он проживает в Алтайском крае необъятной России.Его знания об этих таинственных пришельцах, несомненно, войдут в мировую копилку исследований по данному вопросу.И не надо их ,людей,которые так отчаянно и дерзновенно искали "встреч"с неуловимыми пришельцами из прошлого считать немножко сумашедшими, "ныряющими" в исторические пласты без подстраховки.Просто ,они- те люди, на которых держится история Человечества.Ведь только время и люди, подобные Кулешову и его команде, ОТКРОЮТ ВСЕ СОКРЫТОЕ и СКРОЮТ ВСЕ ЯСНОЕ...
А наш Кулешов и его велопутешественники , знают, что самое страшное из зол-смерть-не имеет к ним никакого отношения, так как пока они существуют, смерть еще отсутствует, а когда она приходит- мы уже не существуем!

Галина Рыжкова   21.08.2012 21:21     Заявить о нарушении