Проблема покинутых городов

В конце классического периода майя достигли наивысшего расцвета. Казалось, ничто не может угрожать благополучию этой великой страны.
Но происходит непонятное. К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается или же сводится к минимуму. На протяжении каких-нибудь 100 лет наиболее густонаселенная и развитая в культурном отношении область Нового Света приходит в упадок, от которого она уже никогда не оправилась вновь.
Этот неожиданный регресс в жизни древних майя доказывается тем, что в конце I тысячелетия н.э. в городах Южной Мексики и Северной Гватемалы не велось более архитектурного строительства и не возводились стелы с календарными датами по эре майя. Возможно, конечно, и другое: в силу каких-то причин был оставлен обычай возводить стелы с надписями. Хотя на севере Юкатана этот обычай существовал вплоть до испанского завоевания. Не исключено также, что майя просто покинули свои города и ушли в окрестные селения земледельцев. В период хаоса, когда старые правители и боги потеряли уже всякую силу, такое решение было бы вполне оправданным и логичным. Однако тщательные археологические исследования, проведенные в деревнях, некогда окружавших Тик'аль, показали, что положение здесь было аналогично положению в городах - полное запустение. И если в бывшей столице какое-то небольшое население ютилось еще среди каменных громад обветшалых дворцов, то в деревнях уже не жил никто. Уцелевшие жалкие остатки некогда могущественного народа не смогли долго продержаться среди обломков былого величия. И через 100 - 150 лет после возведения последней датированной стелы в городе они также покинули Тик'аль, оставив его во власти джунглей. Примерно такая же картина наблюдалась в IX в. и в других городах майя - Вашактун, Паленке, Пьедрас-Неграс, Сан-Хосе и др.
Современными исследователями выдвигалось немало гипотез, объясняющих гибель этих городов.
По одной из версий все города майя были внезапно разрушены сильным землетрясением. Она основана на том, что многие города майя представляют собой сейчас сплошную груду развалин, словно разбитые одним исполинским ударом. Однако департамент Петен (Северная Гватемала), где находились крупнейшие города майя, расположен вне пояса активной вулканической деятельности. Плачевное же состояние многих каменных сооружений связано с разрушительным действием ливней и буйной тропической растительности.
Другая гипотеза о повальных эпидемиях малярии и желтой лихорадки тоже несостоятельна, поскольку обе указанные болезни не были известны в Новом Свете до прихода европейцев.
Существует предположение, что причиной гибели цивилизации майя могло быть катастрофическое уменьшение дождевых осадков и вызванный этим «водный голод». Однако последние геохимические и ботанические изыскания в джунглях Петена показали, что незначительное сокращение осадков, действительно наблюдавшееся к концу классического периода, никак не могло отразиться на развитии культуры майя, а тем более вызвать ее крах.
Наиболее распространенным является предположение о том, что причиной гибели городов было резкое снижение плодородия земельных участков в следствии особенностей подсечно-огневого земледелия майя. Необоснованность этой гипотезы можно доказать путем анализа развития земледелия у древних майя. Кроме того, существует ряд городов, миновавших кризис благополучно. Например, Ц'ибильчальтун, существовавший на протяжении 2000 лет вплоть до прихода европейцев.
В последнее время в зарубежной литературе получила распространение гипотеза Дж.Э.Томпсона о народных восстаниях против жрецов и знати, положивших конец классическому периоду. Отправной точкой для рассуждения ученого послужил тот один на первый взгляд малопримечательный факт: в ходе раскопок Тик'аля археологи обнаружили, что почти все найденные там каменные скульптуры, изображающие правителей и богов, либо намеренно повреждены, либо разбиты. В материальной культуре Тик'аля нет никаких следов чужеземного нашествия, следовательно, чужеземцы не имели никакого отношения к тем драматическим событиям, которые разыгрались на последнем этапе существования города. Крупные социальные потрясения действительно могли иметь место и послужить одной из причин гибели некоторых городов-государств майя. Но таких городов-государств у майя было тогда несколько десятков, и вряд ли можно допустить, что все они почти одновременно подверглись опустошению со стороны восставшего народа. Впрочем, и не могло найтись и такого пламенного революционера, способного поднять на борьбу население столь удаленных друг от друга населенных пунктов. Кроме того, выяснилось, что в Тик'але и других городах майя классического периода стелы и алтари с изображением правителей и богов подвергали порче и разрушению не только в конце I тысячелетия, а на протяжении всей многовековой истории местной цивилизации. Это был какой-то важный ритуал или обряд: по прошествии определенного цикла времени монумент портили или разбивали на части. Но и после данного акта он продолжал оставаться объектом ревностного почитания со стороны майя: ему приносили жертвы и дары, возжигали благовония. Однако гипотезу о восстаниях нельзя полностью сбрасывать со счетов. Ее можно расширить, применив забытый теперь термин «революция рабов», которую подтолкнули какие-то внешние факторы. Хотя тут же встает вопрос: а куда же делись народные массы «победители»?
Следующая гипотеза, несомненно, связанная с предыдущей, заключается в том, что гибель городов зависит от происходивших в то время крупных перемещений племен. Цивилизованные народы Мексики подвергались постоянным набегам варварских племен, которые при первом удобном случае вторгались в города и грабили их. В ряде случаев вторгшиеся племена завоевывали местных жителей и облагали их данью. Вполне возможно, что нападения племен извне могли сопровождаться внутренними восстаниями рабов, основную массу которых составляли военнопленные. Первая волна завоевателей пришла из Теотихуакана. В YII в. Теотихуакан стал добычей чичимеков. Уцелевшие жители Теотихуакана вынуждены были переселиться в другие края. В Каминальхуйу теотихуаканские мотивы в керамике, архитектуре и искусстве настолько многочисленны, что речь идет о прямом завоевании города. Это нашествие произошло примерно в 300 - 600 гг. к этому времени относятся победные памятники в городах долины Усумасинты. Видимо, на этот раз города-государства майя сумели устоять, и вступили в наиболее блестящую и яркую полосу своей истории. Но после гибели Теотихуакана началась своеобразная цепная реакции - непрерывная полоса походов, войн, переселений, нашествий неведомых племен - сдвинувшая многие народы с насиженных мест. И вскоре этот клубок различных по культуре и языку этнических групп покатился, словно гигантский морской вал, на юг, к западным границам территории расселения майя. Под ударами вторгающихся племен один за другим гибнут города майя. Около 9.18.0.0.0 (~ 847 г.) исчезают датированные памятники в Паленке, 9.19.0.0.0 (~ 867 г.) - в Копане и Киригуа, 10.0.0.0.0 (~ 887 г.) - в Пьедрас-Неграс и Йашчилане. Дольше всех сохраняются города в труднодоступных горных местностях и в центральной области, окруженной густыми лесами. Последние датированные стелы воздвигнуты: 10.2.0.0.0 (- 927 г.) - в Сейбале и Тик'але; 10.3.0.0.0 (~ 947г.) - Вашактуне, Шультуне, Шамантуне; 10.4.0.0.0 (~ 967 г.) - Наранхо, Ла-Муньека; 10.5.0.0.0 (~ 987 г.) Сан-Лоренцо. Однако от даты 9.18.0.0.0 до 10.5.0.0.0 прошло (если просчитать по календарю майя и перевести на наш счет времени) примерно 150 лет, тогда как даже значительно превосходящая по территории Русь была завоевана монголами за какие-то 2-3 года.
Конечно, нельзя отрицать роль чужеземных нашествий на гибель городов-государств майя классического периода, тем более что при раскопках Алтар-де-Сакрифисьос ученые со всей очевидностью установили, что последний этап в жизни города был насыщен поистине драматическими событиями.
В конце IX в. картина длительного развития культуры майя резко нарушается. И на смену исчезнувшим классическим традициям майя приходит совершенно иной культурный комплекс, лишенный каких-либо местных корней. Материалы этого чужеродного комплекса, получившего название «химба», состоят только из оранжевой керамики и терракотовых статуэток, напоминающих некоторые центрально-мексиканские типы. Физический тип, одежда, украшения этих статуэток совершенно не похожи на майяские. Аналогичные находки (являющиеся специфическими признаками цивилизации тотонаков) известны теперь и во многих других городах майя. Возможно, правда, что проникновение тотонакской культуры в города майя произошло уже после оставления этих городов значительной частью населения.
Можно предложить еще одну гипотезу гибели майяских городов в конце классического периода. Эта гипотеза также тесно связана с нашествием чужеземных племен.
Враждебные майя племена, оказавшиеся у границ майяской территории, перекрыли важные торговые пути. Торговцы уже не могли беспрепятственно проводить свои караваны в Мексику и в сторону Панамы: на торговых путях их подстерегали варварские племена. Да и бои, как уже говорилось проходили, как правило, на этих путях. Следовательно, торговцы не могли (без должного охранения) передвигаться по привычным дорогам в джунглях. Ни один из городов-государств, естественно, не мог предоставить каждому торговцу значительных сил для его охраны из-за необходимости оборонять границы своего государства. Но товары, скапливающиеся в руках купцов, требовали сбыта. Торговцы просто не могли допустить остановку интенсивного товарообмена. В то же время торговые пути через северную оконечность полуострова Юкатан до моря, и далее по морю оставались практически единственными. Первыми не выдерживают такого положения дел торговцы городов, находящихся в непосредственной близости с варварами и в отдаленности от морских торговых путей (Паленке. Тонина, Чинкультик). Тесно связанные с торговцами, жрецы и знать вынуждены были последовать за ними. Не находящие сбыта своей продукции, следом отправляются ремесленники. Простые земледельцы какое-то время остаются на местах, но, потеряв возможность заниматься планомерным земледелием (сказалась монополия жречества на научные знания), постепенно и они отходят в благоприятном направлении. Отдельные отряды воинов прикрывают ненужные теперь границы.
Однако путь, привычный для торговцев, оказывается слишком сложным для многих слоев населения. (Аналогичным примером служит переселение чероки в XIX в. по «дороге слез»). В результате чего «в землю обетованную» приходит только часть населения. Остальные либо погибли в дороге, либо основали маленькие селения на всем протяжении пути. Причем эти поселения не могли быть долговременными из-за описанных выше причин. Итак, первыми двинулись жители Паленке, Тонины. Чинкультика. Территории этих городов-государств остались беззащитными перед варварами. Варвары продвигаются южнее. И теперь тяжесть такого соседства лежит на Копане и Киригуа. Война шла, как уже говорилось по торговым путям. Поэтому, часть варваров направилась еще южнее и вышла из зоны майя. Другая же часть подошла к границам таких городов-государств, как Алтарь-Жертв, Иашчилан и Пьедрас-Неграс. Жителям ничего не оставалось, как двинуться на север, опять же вслед за торговцами по их дорогам. Варвары без боя занимают оставленные города, но, не имея устойчивой земледельческой культуры, долго не выдерживают и направляются дальше. И тут складывается довольно интересная ситуация: город Сейбаль оказывается отрезанным от всех торговых путей. Уходить некуда. Сейбаль был захвачен чужеземцами. Завоеватели обосновались в городе надолго, частично сливаясь при этом с местным населением, в результате чего возникла своеобразная синкретическая культура (об этом свидетельствуют, например, поздние стелы, изображающие персонажей в центрально-мексиканских костюмах, но с календарными датами, записанными по эре майя). Но фатального исхода избежать не удалось (торговля отсутствовала): к середине X в. Сейбаль был покинут. Одновременно с Сейбалем был оставлен и Тик'аль. Южные пути оказались полностью блокированными.
Варвары двинулись дальше. Экономической блокаде подверглись Вашактун, Шультун, Ла-Онрадес, Наачтун, Калак'муль, Шамантун. Завоеватели опять на какое-то время обосновались в захваченных городах. И снова двинулись дальше.
Под воздействием приближающейся опасности беглецы из покинутых городов неодно кратно пытаются остановить волну чужеземцев, но безуспешно. Беженцы подошли к границам североюкатанских городов и после ряда стычек с профессиональными воинами вынуждены были отправиться назад. Необходимо помнить, что беглецы не двигались единым потоком, а мелкие отдельные группы, естественно, не могли сопротивляться опытным воинам. В города смогли проникнуть только жрецы и знать (да и то не все). Торговцы обосновались там несколько раньше. Беженцы двинулись в обратный путь, такой же сложный и гибельный, как и первоначальный.
Постепенно беженцы и варвары входят в тесное соприкосновение и после ряда сражений смешиваются между собой и направляются на юг.
В это время захватываются города Эль Пальмар, Ла Мильпа, Шмак'абатун, Наранхо. Вторично подвергаются разрушению города Шультун, Вашактун, Тик'аль. Объединенные силы варваров и беженцев проходят через разоренные Копан и Киригуа и уходят к югу, теснимые уже тольтеками во главе с известным Се-Акатль Топильцином Кецалькоатлем. Часть из них (ицы, какчичели) присоединяются к новым завоевателям.
Так закончился классический период культуры майя.


Рецензии
Много тайн на нашей Земле. Возможно и эта цивилизация погибла в результате налёта чужих (в отличие от чужеземных племён)
Тема интересует.
Добра и Любви.
С теплом,
Илана Арад

Илара   14.04.2010 08:04     Заявить о нарушении
Тоже вариант?...
С уважением и теплом
Евгений

Евгений Валерьевич Петров   19.04.2010 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.