Картонный театр абсурда Натальи Богатовой

НАТАЛЬЯ БОГАТОВА

Жизнь пришла, но ее не узнали.
Продолжали возиться в печали,
поливая картонный цветок.
А за спинами сойка орала:
«он расцвел на Ивана Купалу! -
буйный папоротника кусток

(не дрожи над картонною хренью).»
Лето сад зажигало сиренью,
и кружили такие жуки! -
бликокрылые - медью и златом
над ромашками, грядкой с салатом.
Дни пространны и ночи легки.

… Смерть пришла,
пустотою лизнула.
Черной пенкой сироп затянула.
Смолкла сойка, свернув кровоток.

Смерть пришла, но ее не узнали.
Им казалось – живут, и в печали
поливают картонный цветок.


Есть мастера, в руках которых гитара звучит, как целый оркестр. И есть стихи с "симфоническим" звучанием: так много смысловых пластов в них заложено. Возьмём, например, это стихотворение Натальи Богатовой. Прежде всего, бросается в глаза резкое противопоставление искусственной жизни, символизируемой картонным цветком, и жизни настоящей. Честно говоря, сначала я подумал, что это просто человек сошёл с ума, лежит в психиатрической клинике, и ему кажется, что картонный цветок - настоящий, вот он его и поливает. Но у Богатовой человек не один, и все эти люди - "в печали". Значит, их состояние совсем не похоже на блаженное помешательство Фридриха Ницше. Эти люди, герои стихотворения Богатовой, если и сумасшедшие, то только вне своей системы координат. В своём маленьком мире они вполне нормальны, хотя и "в печали". Эти люди настолько в себе, что не замечают ничего вокруг. Их жизнь подчинена одному: поливать картонный цветок. Честно говоря, это очень напоминает мне пьесы Беккета или Ионеско. Но кто сказал, что жанр театра абсурда неподвластен поэзии? А символический картонный цветок в реальной жизни может быть чем-то другим: например, как над искусственным цветком, родители могут корпеть над своим единственным чадом, создавая ему "парниковые" условия и отрешившись от собственной жизни. Ясно одно: "возделывание" картонного цветка в их сознании затмевает всё, что происходит во внешнем мире. Но вправе ли мы судить людей, сделавших такой странный выбор? Наверное, они не сразу стали такими. Наверное, в детстве они, как и все нормальные дети, были охочи до мира, вдыхали в себя неистощимый запах сирени и слушали пение соек. А потом что-то произошло, о чём мы можем только догадываться. Как часто взрослые люди "хоронят" в себе детей, в хорошем смысле этого слова, - хоронят непосредственность, умение замечать жизнь и радоваться ей… "Жизнь пришла, но её не узнали…" Подчас "неузнавание" жизни происходит оттого, что насыщенность внутренней жизни людей людей делает их "слепыми" для жизни внешней. О таких людях ещё говорят: замкнутые, интроверты. И пускай даже они возделывают картонный цветок, то есть, с точки зрения зрителей, вообще не живут, кто возьмётся быть судьей в такой тонкой субстанции, как чужая жизнь? Ведь и писатель порой глубоко абстрагируется от внешнего мира, когда работает над очередным произведением! А монах - вообще игнорирует эту "внешнюю" жизнь. Но кто скажет, что их поведение преступно и аморально? У Натальи Богатовой герои "не заметили" не только жизнь, но и смерть. Что попишешь: и жизнь, и смерть часто приходят к нам неузнанными. Или под другими именами. Но мы глубоко несём в себе волю к жизни, хоть и возделываем порой картонные цветы. Просто подчас у нас, как пел Андрей Макаревич, "нет ни слов, ни музыки, ни сил", и нам очень нужна эта передышка ничегонеделания, переливания из пустого в порожнее.


Рецензии