О пифагорейском союзе. часть вторая

Математики - полноправные члены Пифагорейского союза- внести немалый вклад в развитие математики и заслужили на признательность потомков. В арсенале их достижений есть многое из того, что впоследствии было применено в других сферах жизнедеятельности человечества - это и теорема Пифагора (геометрия) , и математическое исчисление движения небесных тел (астрономия) , измерение зависимости тона звука от длины звучащей струны (музыка) и т.п. В области философии пифагорейцы впервые выдвинули теорию роли качественной стороны в предметах и явлениях. Так, согласно их теории, каждая вещь имеет качественную и количественную стороны, которые составляют определенное единство. Сущностью вещей являются числа, т.е. количественная сторона. Всё в мире зависит от числа, подчиняется числу, измеряется числом. Познать мир, его закономерности - это значит познать управляющие им числа.

Рассматривая числа, пифагорейцы выделяют в них четные и нечетные, на основе чего они разрабатывают учение о противоположностях. Всё существующее представляет собой ряд противоположностей, среди которых насчитывается 10 (как справедливо отметила в своём посте Каролина Р.) основных: предел и беспредел, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разносторонеее.

Однако противоположности пифагорейцев носят не диалетический, а метафизический характер. Они лишь противостоят друг другу, не способны переходить друг в друга. Критикуя пифагорейское учение, Гегель считал, что "это - сухие, лишенные процесса, недиалектические, покоящиеся определения".

Однако это обвинение в косности идейного фундамента не помешало пифагорейцам разработать учение о гармонии, о космической "музыке сфер". Высшим законом, которому всё подчиняется в мире, есть гармония, включая небесную "музыку сфер". Это метафизическое учение о гармонии мироздания предполагает полное подчинение частей целому, говорит не о переходе противоположностей друг в друга, а об их сосуществовании, соподчинении, равновесии (господа, чем не пример плюрализма и терпимости высшего порядка?).

Как промежуточный вывод - смысл Пифагоровых уроков о числах заключается в том, что числа содержат элементы всех вещей и даже наук, применимы к миру духов и описывают связи между явлениями и вещами, а вселенная является гармониченой системой чисел и их отношений. То, что мы называем числовыми суевериями, у Пифагора имело своё мистическое и философское обоснование, но об этом уместнее будет сказать в описании формирования числового ряда. В дальнейшем идея пифагорейцев о важной роли количества получит своё развитие в диалектическом законе перехода количества в качество и обогатит копилку мировой культуры, но об этом уже совсем другая история...

P.S. Таким образом, понятие числа от предметной, конкретной формы счета благодаря трудам Пифагорейского союза, выступило вначале в виде словесного наименования натурального ряда чисел, а впоследствии в виде абстрактных математических знаков превратилось в чистейшее количественное определение, которое совершенно безразлично к природе характеризуемых ими предметов. Вот так чисто прикладные навыки человечества в счете стали предметом целой философской школы. Продолжение следует...


 


Рецензии