И еще немного о двойке...
Итак, к примеру, понятие бинарности с точки зрения состыковки философии и антропологии. Бинарный характер мышления первобытного человека как особенность мифологического сознания глубоко раскрыл французкий исследователь К. Леви-Строс в своем сочинении "Структурная антропология". По его мнению, мифологическое мышление как одно из трех составляющих исторические типы мировоззрения, пронизано бинарными оппозициями: верх-низ, левый-правый, мужской-женский, сырой-вареный, прямой-кривой, зимний-летний, живой-мертвый, добрый-злой и т.д. Человек пытается преодолеть их с помощью того или иного медиатора, занимающего промежуточное положение между оппозициями (например: травоядное животное - питающееся падалью - хищник). Эта идея Леви-Строса показывает, что в сознании человека отражаются реально существующие противоречия объективного мира, противоречия природы, общества и самого человека. Эта мысль о бинарных оппозициях также находит своё подтверждение в разных сферах материальной и духовной жизни.
Идём далее - дивиргенция философский учений. С самого начала своего возникновения философия разделилась на два противоположных направления - материализм и идеализм. Оба эти направления одновременно исключают друг друга, выступают как противоположности, при этом не могут существовать друг без друга и являются дополнением одного к другому. Всем известен диалектический закон единства и борьбы противоположностей? Думаю, что да. Материализм главное внимание концентрирует на изучении природы, материальных сторон жизни человека и общества. Идеализм акцентируется на вопросах духовной культуры, общественного и индивидуального сознания, нравственности, религии и других проблемах духовной жизни. Оба течения дополняют друг друга, рассматривая единый целостный мир с различных сторон. Их постоянные дискуссии - источник развития философии. Доминанта одного из них приводит к упадку другого и тормозит собственное развитие, чему ярким примером является запрет на материалистические философские учения в эпоху Средневековья и как следствие - постепенный упадок идеализма. Для развития философской мысли необходимо их свободное сосуществование, их творческая дискуссия по важнейшим проблемам человеческого бытия и познания.
И напоследок - дуализм как одно из течений философской мысли (Р.Декарт). Дуалисты утверждают, что материализм и идеализм - моноистические учения (моно - один, единственный), поскольку берут за основу только одно начало, а дуализм (два, двойной, двойственный) подразумевает, что и материя, и дух являются двумя самостоятельными началами, и стремясь их примирить, Декарт выдвинул положение о существовании двух равноправных субстанций - материальной и духовной. Первая обладает свойством протяженности, а вторая - мышления.
P.S. А сколько еще милых для слуха философских понятий осталось за скобками? Деизм Вольтера и Руссо, "Двойственная истина" с подачи Плеханова, "У-Цзин" - китайское Пятикнижие с философско-этическими вопросами взаимоотношений, единства и борьбы двух противоположностей инь-ян, "Малый диакосмос" Демокрита, "Диалоги..." Сократа, "Федон" и "Горгий" Платона, где идеи пифагорейцев нашли своё продолжение в новом для себя аспекте, "Аналитики первая и вторая" Аристотеля... Господа, просто непаханные нивы, целина разума, так сказать! Не спите, господа - замёрзнете...;)
Свидетельство о публикации №208110300390