Сюрприз для любимой окончание

Испугавшись угроз Минавер-ханум, Лейла не рассказывала Рамизу о визитах его матери, которая поставила себе цель извести девушку скандалами. Она буквально терроризировала Лейлу: ловила ее в институте, библиотеке, на улице, на автобусной остановке. Ни сама Лейла, ни ее подруги, часто являющиеся свидетелями и участниками скандалами Минавер-ханум, не могли с ней справиться. И каждый раз она угрожала Лейле не говорить ничего Рамизу. Она докатилась до того, что однажды пришла с девушкой, которая представилась невестой Рамиза, и они оскорбляли Лейлу вместе.
– Разве ты не видишь, что она лучше и красивее тебя? – спрашивала ее Минавер-ханум.
Соперница, действительно, была хороша собой, прекрасно одета и украшена всевозможными ювелирными изделиями. Она была под стать будущей свекрови, которая являла собой образец первоклассной скандалистки.
 Если скандал происходил в институте, то Лейлу пытались защитить и студенты и педагоги, но без «спектакля» Минавер не уходила. Периодически, услышав: «Минавер идет!» Лейла пряталась и, в конце концов, была вынуждена избегать Рамиза, хотя для нее это было невыносимо. Рамиз ничего не мог понять. Он поймал Лейлу с помощью Казбека и Димы, устроил ей допрос, но она плакала, просила ее отпустить, утверждая, что разлюбила Рамиза, во что невозможно было поверить.
– А ты не думаешь, что твоя мама имеет к этому какое-то отношение? – предположил опытный Казбек.
– Неужели моя мать может опуститься до такого? – недоумевал Рамиз.
Его вновь срочно направили в командировку, но перед отъездом он попросил Казбека во всем разобраться, с чем тот блестяще справился, так как подруги Лейлы после некоторого сопротивления обо всем ему рассказали.
Неизвестно, что произошло в доме профессора Алиева, но Лейлу оставили в покое, и ее отношения с Рамизом вновь возобновились. Рамиз просил Лейлу не обращать внимания на мать и собирал документы для поездки. Они ждали госэкзаменов Лейлы, после которых, поженившись, должны были уехать.
Рамиз обещал Лейле, что день последнего госэкзамена она запомнит навсегда, потому что приготовил ей сюрприз… и сдержал свое слово
Был конец июня. Рамиз был в очередной командировке.
Шел третий госэкзамен, перед началом которого неожиданно опять появилась Минавер-ханум. Она своим криком довела Лейлу до истерики, вызвав негодование членов экзаменационной комиссии. Подоспевший Дима с трудом увел мать своего приятеля.
До последнего госэкзамена оставалось два дня, когда вернулся Рамиз, который собирался сделать сюрприз для Лейлы. Семья Рамиза к этому времени уже переехала на дачу.
Зашедшие вечером передать ключи от машины Казбек и Дима рассказали Рамизу об очередной выходке его матери.
Как потом они об этом жалели!!! Они еле успокоили собравшегося ехать на дачу Рамиза, объяснив, что лучше это сделать утром. Но доведенный до отчаяния Рамиз сказал: «Она же поклялась мне не делать больше этого!» и все же выехал из дома, когда Казбек с Димой ушли.
Как выяснилось потом, у них с матерью произошел ужасный скандал, длившийся около часа. Бедный профессор не мог их успокоить.
–Я завтра же пойду с ней в ЗАГС, – пообещал матери Рамиз, – и, не желая оставаться на даче, поехал обратно в город.
Накануне ночью Лейле приснилось, что часы в их доме остановились, и она никак не может их завести. «Какой странный сон» – подумала Лейла, проснувшись от телефонного звонка. Мама и братья были на работе.
Лейла взяла трубку и услышала голос Димы:
– Немедленно спускайся в подъезд! Я звоню с остановки.
Лейла в шлепанцах и в красном в горошек платье спустилась на первый этаж и подошла к старенькому «Москвичу», за рулем которого сидел Дима.
– В чем дело? Чья это машина? – удивленно спросила она.
– Быстро садись в машину, все объясню потом. Ты должна увидеться с Рамизом, – хриплым голосом сказал Дима.
– Он уже вернулся? Я пойду, переоденусь!
– Некогда! Садись в машину и ни о чем меня не спрашивай! – закричал он, – и почему ты в красном платье?!
Дима бешено гнал машину, и скоро она увидела, что они подъезжают к зданию больницы имени Семашко. Выйдя из машины, Дима взял за руку ничего не понимающую Лейлу и потащил к хирургическому отделению.
Первое, что увидела Лейла, – как рыдающий Казбек ведет под руку профессора Алиева, который кричит на все отделение:
– Минавер! Это ты убила моего сына!
Рамиз разбился по дороге в город после спора с матерью.
На похороны Казбек и Дима Лейлу не пустили, так как боялись обезумевшей от горя и чувства вины Минавер-ханум.
Наступил последний день госэкзаменов. День 4 июля Лейла помнит и не забудет никогда!
Пришедшие к ней на экзамен то ли по долгу, то ли по привычке Казбек и Дима были усланы за цветами для педагогов.
Онемевшая от горя Лейла стояла со всеми вместе перед дверью в аудиторию. Институт жил своей нормальной жизнью и в вестибюле стоял обычный шум из голосов студентов, лаборантов и учителей. И вдруг постепенно голоса стали затихать, и внезапно стало удивительно тихо.
Лейла обернулась и увидела одетую во всё чёрное, постаревшую Минавер ханум, которая, без сомнения шла к ней.
–Я убью ее, – сказал Айдын, единственный в их группе парень, – что теперь ей от тебя надо?!
Все молча стеной, стали перед Лейлой, как бы защищая её.
– Расступитесь! – тихо проговорила Минавер ханум, дойдя до студентов, – я пришла просить у нее прощения!
И она стала медленно опускаться на колени перед Лейлой. Но Лейла и, подоспевшие Казбек с Димой, не дали ей сделать это.
- Дочка! Я и только я виновата в смерти моего сына и нет мне прощения на этой земле!
Когда вернулись Казбек с Димой, отвозившие домой Минавер ханум, экзамен закончился, но студенты не расходились, так как это была их последняя встреча в институте.
Казбек и Дима преподнесли Лейле большой букет роз.
– Рамиз собирался сделать мне сегодня сюрприз, – глухо сказала Лейла, принимая цветы, и заплакала.
– Всё, всё! Пошли на улицу! – скомандовал Казбек, – больше никаких сюрпризов не будет, – сказал он, – сейчас поедем к нам, – Марина приказала непременно тебя привезти. Она ждет нас, чтобы отметить завершение учебы в институте.
Они спустились на первый этаж института, куда с улицы доносилась веселая музыка.
Перед зданием толпились студенты. Выйдя на площадку, они увидели, что прямо напротив входа в институт группа музыкантов исполняет различные мелодии, а за ними на самом высоком дереве висят разноцветные воздушные шары и транспарант с надписью:
«Поздравляю тебя, Лейла!», а внизу чуть мельче «Рамиз».
 – О, Господи! Я забыл отменить оркестр! – застонал Дима, – мы с Рамизом вместе договаривались! Пойду…, – и он направился в сторону артистов.
Но Лейла схватила его за руку:
– Не надо! Пусть играют! – сказала он сквозь поток слез, градом катившийся из ее глаз. – Это последний подарок Рамиза мне, это его сюрприз. Настоящий сюрприз…
… Минавер ханум пережила сына на пять месяцев. Лейла узнала об этом зимой, когда приехала в город из района, где она работала по направлению в одной из сельских школ. Ещё она узнала, что Дима с родителями уехал в Израиль, а Казбек с женой работает по контракту за рубежом.
Ни с кем из участников этой истории Лейла никогда уже не встречалась. Она поздно и неудачно вышла замуж, родила ребенка, который умер, не прожив и месяца.
* * *
Прошло более двадцати лет. И вот совсем недавно в обувном магазине на Торговой Лейла увидела высокого молодого, но с ранней сединой парня. Стоящая рядом с ним девушка примеряла босоножки. Лейла никак не могла вспомнить, кого же он ей напоминает. Она так пристально смотрела на парня, что он почувствовал это и, наверное, сказал, об этом подошедшему к нему мужчине.
Мужчина обернулся и …Лейла узнала в нем постаревшего и располневшего Казбека.
Сын Казбека, как две капли воды, похожий на отца, и дочь, с удивлением смотрели, как отец целуется и обнимается с худенькой незнакомой женщиной.
Выйдя из магазина, они долго сидели и плакали в его старенькой «шестерке», вспоминая обо всем, что произошло. Дети Казбека, сидевшие в машине, не проронили ни слова.
Казбек сказал:
– Они очень хотели тебя увидеть. Они знают историю моего друга и носят ваши имена.
Детей Казбека звали Рамиз и Лейла.

       


Рецензии