Признание в нечаянном плагиате

Раскрыв столичный (город Москва) журнал "Октябрь" за 1965 год, я прочёл стихотворение известного поэта, давнего члена Союза писателей СССР
Василия Андреевича Журавлёва :

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело - сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.

Я очень удивился этой публикации в солидном всесоюзном журнале, потому что мне с детства было хорошо известно, что эти замечательные стихи принадлежат вовсе не Журавлёву, а Анне Андреевне Ахматовой, которая написала их ещё до революции, в 1915 году. Я тут же дал телеграмму в редакцию журнала «Октябрь» и попросил выслать мне адрес тзвестного советского поэта Журавлёва.
Оказалось, что Василий - это его псевдоним, а на самом деле его звали Вильгельмом, и проживал он в Москве, на Новослободской улице, в доме №54/56, кв. 109. И я написал ему вежливое письмо (без оскорблений и обвинений в литературном воровстве и плагиате, хотя явный плагиат был неоспорим!) с просьбой объяснить, зачем ему понадобилось заниматься
публикацией под своей фамилией ахматовских стихов. "Дорогой Анатолий! –
писал мне в ответе В.А.Журавлёв. – Спасибо, что у Вас зоркий глаз и Вы так хорошо знаете поэзию. Никто, кроме Вас, к сожалению, вовсе не заметил этого плагиата, я Вам благодарен. Я действительно допустил плагиат, но хочу сказать, что он неумышлен, нечаян. Когда-то давным-давно, не надеясь на собственную память, я переписал понравившееся мне восьмистишие. И вот спустя много лет, разбирая свои фронтовые архивы, я обнаружил эту миниатюру и отнёс в редакцию «Октября», совершенно не подозревая, что эти стихи – не мои. Прискорбное недоразумение, непростительная оплошность!»
       «Ну, что ж, – ответил я Василию-Вильгельму, – не ошибается лишь тот, кто совсем ничего не делает и ничего не пишет. И я считаю, что отныне Вы, Василий Журавлёв, навсегда останетесь в советской поэзии одним из псевдонимов Анны Ахматовой, хотя псевдоним этот Ваш – мнимый».
 Заметку об этом случае своего нечаянного плагиата Василий Журавлёв сам решил опубликовать в газете «Известия» (1965, 27 августа) под названием «Письмо в редакцию».


Рецензии